МААМ-картинки

Консультация «Семья и значение семьи в жизни ребенка»

Галина Кобзева
Консультация «Семья и значение семьи в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

. СЕМЬЯ И ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Семейное воспитание (то же самое – воспитание детей в семье) – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.

Публикация «Консультация „Семья и значение семьи в жизни ребенка“» размещена в разделах

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия.

Периодизация типов отношений родителей и детей в психоистории

Американский психолог Ллойд Демоз считает, что человека следует рассматривать не как хомо экономикус или хомо политикус, а хомо релатенс, т. е. ищущего взаимоотношений, любви больше, чем денег или власти. Теория Ллойда Демоза и других ученных, разделяющих ее, утверждает, что реальным базисом для понимания мотивации в истории являются не экономический или социальный класс, а «психокласс». Чтобы понять это, утверждает Л. Демоз, необходимо проанализировать историю детства, то, как обращались в разные исторические периоды развития общества взрослые с детьми.

Изучая детство многих поколений, важнее всего сосредоточится на тех моментах, которые повлияли на психику следующего поколения. Прежде всего на том, что происходит, когда взрослый находится лицом к лицу с ребенком, который чего-то хочет. Л. Демоз считает, что в распоряжении взрослого имеются три способа реагирования:

1. он может использовать ребенка как сосуд для проекции содержания собственного бессознательного (проективная реакция);

2. он может использовать ребенка как заместителя фигуры взрослого, значимого для него в его собственном детстве (возвратная реакция);

3. он может сопереживать потребностям ребенка и действовать, что бы удовлетворить их (реакция сопереживания).

Проективная реакция известна психоаналитикам под рядом терминов, от проекции до проективной идентификации. Ребенок (либо другой человек) используется как сосуд для проекций взрослого. На наш взгляд, наиболее точно этот тип реакции отражен в известном образном библейском изречении: что ты ищешь соломинку в глазу брата своего, когда у самого бревно. Т. е. родитель наделяет ребенка своими грехами, мыслями, не желая даже себе самому признаться в том, что на самом деле он присущи ему самому.

Возвратная реакция известна исследователям родителям, избивающий своих детей. Ребенок существует лишь для того, чтобы удовлетворить родительские потребности. Не способность ребенка в качестве родительской фигуры дать ожидаемую от него любовь всегда вызывает наказание. Л. Демоз приводит характерное для таких реакций высказывание: «Меня ни когда не любили. Когда ребенок родился, я думала, что он будет любить меня. Если он плачет (не слушается и т. д., то, значит, не любит меня. Поэтому я его бью»

Третий тип реакции - эмпатическая реакция, понимаемая в данном случае как «способность взрослого регрессировать к уровню потребностей ребенка и правильно распознать их без примесей их собственных проекций. Кроме того, взрослый должен в определенной степени дистанцироваться (известен так же термин децентрация) от потребности ребенка, что бы быть способным удовлетворять ее». В современной гуманистической психологии и педагогике эта способность рассматривается как важнейшее качество личности взрослого, воспитывающего детей, и определяется как педагогическая рефлексия. Это наиболее психологически зрелая позиция взрослого.

Л. Демоз считает, что проективная и возвратная реакции у родителей прошлого часто смешивались, и ребенок одновременно рассматривался как полный проективный желаний, подозрений и сексуальных мыслей взрослого (проективная реакция) и в то же время как отцовская и материнская фигура (возвратная реакция). Т. е. одновременно плохим и любимым.

Пытаясь выделит периоды с разными стилями воспитания детей, Л. Демоз признает, что психогенная эволюция с неодинаковой скоростью протекает в разных генеалогических линиях, что многие родители как будь то «застряли» на более раннем этапе, что даже в наши дни есть люди, которые бьют, убивают и насилуют детей. Кроме того, существуют классовые и региональные различия, ставшие особенно. Демоз, анализируя имеющиеся в истории сведения о воспитании детей, сформировал периодизацию типов отношений родителей и детей. Эти периоды показывают постепенное сближение ребенка и родителя по мере того как поколение за поколением родители медленно преодолевают свои тревоги и начинают развивать способность распознавать и удовлетворять потребности ребенка. Эта классификация дает так же представление и о современных тенденциях в воспитании детей в семье.

1. Инфантицидный, или стиль детоубийства (античность до 4 века до нашей эры). Когда родители боялись, что ребенка будет трудно воспитать или прокормить, они обычно убивали его, и это оказывало огромное влияние на выживших детей. У тех, кому повезло выжить, преобладали проективные реакции. (характерно примером этого стиля является известная сказка «Мальчик- с-пальчик»).

2. Оставляющий стиль (4-13 вв.). Родители начали признавать в ребенке душу, и единственным способом избежать проявления опасных для ребенка проекций был фактический отказ от него - отправляли ли его к кормилице, в монастырь или заведение для маленьких детей, в дом знатного рода в качестве слуги или заложника, отдавали ли навсегда в чужую семью или окружали строгой эмоциональной холодностью дома. Проективные реакции по-прежнему очень сильны: ребенок полон зла, его надо все время бить. Однако возвратные реакции значительно ослабевают.

3. Амбивалентный стиль (14-17 вв.). Ребенку было позволено влиться в эмоциональную жизнь родителей, однако он был по-прежнему вместилищем опасных проекций взрослых. Так, задачи родителей было «отлить» его в «форму», «выковать». Самый популярной метафорой того времени было сравнение детей с мягким воском, глиной, которой надо придать форму. Этот этап отмечен сильной двойственностью. Появилось много руководств по воспитанию детей, в искусстве стал популярным образ заботливой матери.

4. Навязывающий стиль (18в.). Этот стиль стал возможен после грандиозного ослабления проективных реакций и фактического исчезновения возвратных реакций, что стало завершением великого перехода к новому стилю отношений. Ребенок уже в меньшей степени являлся отдушиной для проекций, и родители стремились сблизиться с ним более тесно и обрести власть над его умом и уже по средствам этой власти контролировать его внутреннее состояние, гнев, потребности, даже саму волю. Ребенок воспитывался самими родителями, его нянчила родная мать; он не подвергался пеленанию, его не заставляли а уговаривали; били иногда, но не систематически; повиноваться заставляли часто при помощи слов. Стало возможной истинная эмпатия. Снизилась детская смертность, т. к. за детьми стали ухаживать.

5. Социализирующий стиль (19- середина 20 вв.). Поскольку проекции продолжают ослабевать, воспитание ребенка заключается уже не столько в овладении воли, сколько в ее тренировке, направлении на правильный путь. Ребенка учат приспосабливаться к обстоятельствам, социализируют. До сих пор в большинстве случаев, когда обсуждают проблему воспитания детей, принимают как нечто само собой разумеющееся социализирующую модель. В 19 в. отцы стали гораздо чаще выказывать интерес к своим детям, иногда даже освобождая мать от хлопот, связанных с воспитанием. Стали гораздо чаще выказывать интерес к своим детям, иногда даже освобождая мать от хлопот, связанных с воспитанием.

6. Помогающий стиль (с середины 20 в.). Этот стиль основан на допущении, что ребенок лучше, чем родитель, знает свои потребности на каждой стадии развития. В жизни ребенка участвуют оба родителя, они понимают и удовлетворяют его растущие индивидуальные потребности. Не делается совершенно никаких попыток дисциплинировать или формировать «черты». Детей не бьют и не ругают, их прощают, если они в состоянии стресса устраивают сцены. Такой стиль воспитания требует огромных затрат времени, энергии, а также бесед с ребенком, особенно в первые шесть лет, потому что помочь ребенку решать свои ежедневные задачи невозможно, не отвечая на его вопросы, не играя с ним. Быть слугой, а не повелителем ребенка, разбираться в причинах его эмоциональных конфликтов, создавать условия для развития интересов, уметь спокойно относиться к периодам регресса в развитии - вот что подразумевает этот стиль. Итог этого стиля воспитания, называемого по–разному – демократический стиль, личностно-ориентированная модель воспитания, гармоничный стиль и т. п., - вырастающие добрые, искренние люди, не подверженные депрессиям, неврозам, с сильной волей, которые никогда не делают «как все», имеющие самостоятельность мышления и ответственность.

При этом не следует понимать слова Л. Демоза о том, что родитель должен быть «слугой ребенка», буквально. Данный стиль воспитания не предполагает попустительства прихотям ребенка, а способствует удовлетворению жизненно-важных для него потребностей. Представители гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерс, Т. Гордон и др. выделяют следующие потребности:

- в любви, - познании,

- внимании, - свободе,

- ласке, - независимости,

- успехе, - самоопределении,

- понимании, - развитии,

- уважении, - самосовершенствовании,

- самоуважении, - реализации собственного потенциала.

Таким образом, Л. Демоз подводит нас к мысли о том, что полноценное воспитание гармоничных, психически здоровых детей может осуществляться только психологическими зрелыми родителями, обладающими, прежде всего, педагогической рефлексией.

В педагогической рефлексии И. А. Карпенко выделяет три блока:

1. Осознание взрослым того, как он ведет себя с ребенком.

1а. Понимание взрослым поведения ребенка при контакте с ним.

2. Осознание взрослым в процессе контакте с ребенком своих чувств и своего внутреннего состояния.

2а. Осознание взрослым состояния и чувств ребенка.

3. Понимание взрослым причин, по которым он испытывает те или иные чувства.

3а. Понимание взрослым причин, по которым ребенок испытывает те или иные чувства.

В современной гуманистической психологии Т. Гордоном разработана техника повышения родительской эффективности, которая раскрывает пути достижения родителями навыков педагогической рефлексии, дает возможность практическим путем овладеть приемами воспитания в личностно-ориентированной модели (помогающем стиле) воспитания. Овладение этой техникой включает в себя выработку умений одобрять ребенка, т. к. «одобрение можно уподобить плодородной почве, позволяющей крошечному семени развиться в прекрасный цветок» (Т. Гордон). Одобрение помогает ребенку реализовать свой потенциал. Техника повышения родительской эффективности предполагает овладение навыками активного слушания, что как раз является мощным предполагает овладение навыками активного слушания, что как раз является мощным стимулом в развитии педагогической рефлексии у родителей, а также навыками «Я -сообщений» и умениями в беспроигрышном разрешении конфликтов, что дает родителям возможность эффективно влиять на детей, способствуя росту ответственности и самосознания детей, самостоятельности в решении их проблем.

Публикации по теме:

«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов Каким будет человек – уверенным в себе или нет, активным или пассивным – это во многом зависит от семейного воспитания, и прежде всего.

Консультация «Значение оригами для развития ребенка»Консультация «Значение оригами для развития ребенка» Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является.

Консультация для родителей и воспитателей «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста»Консультация для родителей и воспитателей «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей: «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста» Умение плавать – это такой навык,.

Консультация для родителей «Телевидение в жизни семьи и ребенка» Телевидение в жизни семьи и ребенка. Телевизор в гостиной, телевизор на кухне, телевизор в спальне… современные дети превратились в телеманов.

Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Консультация для родителей на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение.

Консультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка»Консультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка» Консультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка» Вот север, тучи нагоняя Дохнул, завыл и вот сама Идет Волшебница.

Консультация для воспитателей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»Консультация для воспитателей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он.

Консультация «Значение цветов в жизни человека»Консультация «Значение цветов в жизни человека» Консультация Значение цветов в жизни человека Давайте поговорим о том, что значат цветы в жизни человека. Наступила пора посадки рассады.

Значение фольклора в жизни ребёнка. Консультация для родителей С самого раннего детства ребёнок знакомится с устным народным творчеством и историей своей страны. Приобщая детей к устному народному творчеству,.

Значение правового воспитания в жизни ребенка из личного опыта Ребенок приходит в мир беспомощным и беззаботным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Антуан де Сент – Экзюпери писал:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Семья и значение семьи в жизни ребенка»
Опубликовано: 14 октября 2021 в 16:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Семья и значение семьи в жизни ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Кобзева (УИ 327673) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД