Ольга Богатова
«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста как средство развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие имеет прямое воздействие на формирование правильной речи.
Соприкосновение органов чувств с различными признаками и свойствами предметов является главенствующим источником знаний об окружающем мире. Речь развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия, должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. Осваивая сенсорные эталоны ребенок обогащает словарный запас и постепенно начинает употреблять их в деятельности. Есть множество вариантов сенсорных игр, которые можно создать своими руками. Такие игры очень нравятся детям.
Публикация «„Сенсорное развитие детей дошкольного возраста как средство развития речи“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Игра «Помощники»
Цель: развитие мелкой моторики, речи, восприятия, усидчивости.
Подберите три емкости. Насыпьте в одну из них в нее горох и фасоль. Предложите ребенку помочь: разобрать фасоль и горох. Можно усложнять задание: двумя руками одновременно; попеременно большим и средним пальцами; большим и безымянным пальцами; большим пальцем и мизинцем.
Игра с крупами «Угадай-ка мой секретик!»
Цель:развитие мелкой моторики рук, осязание, стимулируют процесс речевого и умственного развития.
«Секретик», положила в неглубокую емкость потом закрыла прозрачной твердой пленкой, насыпала сверху крупу ровным слоем, а потом дети по очереди, искали в крупе «секретики! и отгадывали.
Игра «Домик — сенсорик»
Цель: Развитие речи, внимания, мелкой моторики, тактильного и цветового восприятия, положительных эмоций.
На каждой стороне куба есть разъемные застежки. Расстегнуть или застегнуть застежку и назвать кто изображен, какого цвета, какой на ощупь.
«Веселый ёжик».
Цель игры:развитие мелкой моторики, восприятия цвета, вызвать положительные эмоции.
Игра состоит из фигуры ежика. На фигурке ёжика есть специальные кармашки, в которые можно вставить грибочки (или яблочки, ягодки и т. д.) .
Игра "Разноцветные заколочки"
Цель: развитие речи, мелкой моторики, восприятия цвета, развития мышления, памяти, воображения.
Для индивидуального использования и для подгруппы детей.
Загадываешь загадку. Тот кто первый отгадал загадку тому и достается фигура. Загадки можно использовать разнообразные. Когда все фигуры дети разобрали они наряжают и украшают своих героев.
Придумывают своему герою имя,
- где он будет жить,
-с кем он будет жить,
-чем будет заниматься,
-заселяют героев в придуманные жилища.
После этого можно придумать сказку и проиграть всем вместе.
Игра «Прищепки — прицепочки»
Цель: развитие восприятия, мелкой моторики рук, воображения, конструктивного мышления, фантазии, речи.
Игра «Цветные колпачки».
Цель: развитие сенсорных способностей, познавательных интересов, речи.
Игры на классификацию. Воспитатель называет обобщающее слово (мебель, игрушки, цветы, животные и тд.) дети называют составляющие.
Игра «Готовим борщ и компот»
Цель: повторить с детьми названия овощей, фруктов и ягод; закрепить умение делить их на группы, развивать у детей мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, воспитывать познавательный интерес и усидчивость.
Ход игры:
В начале игры проводится беседа. Дети отвечают на вопросы (Какие овощи вы знаете? Как вы думаете из чего варят борщ? Какие фрукты, ягоды вы знаете? Как вы думаете из чего варят компот? Где можно взять овощи, фрукты и ягоды). В конце беседы подводиться итог: из чего варят борщ, а из чего компот. В игру можно играть разными способами: 1. Индивидуальная игра, где ребёнок должен с помощью прищепок прикрепить изображения овощей к тарелке, а фруктов и ягод к чашке. 2. Игра-соревнование между двумя детьми или двумя командами детей. Одна команда будет варить борщ, другая компот. 3. вариант игры, когда воспитатель загадывает загадку, а ребёнок, отгадавший её, ищет соответствующее отгадке изображение и прикрепляет его на тарелку или чашку.
Игра «Чей хвост?»
Цель: Закрепляет знания о животных, развивает память,логическое мышление, внимание, речь и мелкую моторику рук.
Ход игры:
Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост волка, у волка — хвост лисы, у лисы — хвост медведя. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?» Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? — волчий. А это чей такой хвост — маленький, белый? — зайца. и т. д.
Теперь все звери нашли свои хвосты.
Игра «Волшебный короб»
Цель: развитие произвольного внимания, ориентировки в пространстве, сенсорного восприятия, тактильных ощущений, памяти, речи, мыслительных способностей.
Ход игры:
Проводится беседа по р. н. с. «Маша и медведь»
Смотрите, короб открывается!
-Ой, а там Машенька! А в руках у нее очки. Очков у нее много, они разного цвета, да еще и волшебные. Есть и желтые, и зеленые, и красные очки. Какого цвета очки Машенька возьмет в руки, такого же цвета вы мне и игрушку принесете. Какие очки Маша сейчас держит в руках?
Ответы детей.
-Принеси мне, пожалуйста, Захар, игрушку такого же цвета как очки.
-Молодец!
Так же обыгрываются очки другого цвета.
Игры на развитие мелкой моторики рук вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического опыта. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость. С помощью игр на развитие мелкой моторики рук развивается восприятие, фантазия, творческое воображение, логика, память.
Реализация на занятиях по развитию речи заданий на развитие сенсомоторики.
Вывод:
Использование принципа «Играя, развиваем» эффективно помогает развивать познавательную деятельность, что способствует развитию речи и сенсорных эталонов.
Развитие сенсорики положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.
Для более интенсивного сенсорного и речевого развития необходимо включать в различные виды деятельности детей игровые упражнения.
Включение речи в процесс восприятия окружающего мира ребенок усваивает известную систему общепринятых сенсорных эталонов, которую использует затем в своей перцептивной деятельности, анализируя действительность и отражая ее в сенсорных образах.