Получи документы

Сенсорное развитие детей раннего возраста с использованием элементов методики М. Монтессори «Слышу, вижу, чувствую»

Елена Селедцева
Сенсорное развитие детей раннего возраста с использованием элементов методики М. Монтессори «Слышу, вижу, чувствую»
▼ Скачать + Заказать документы

Хотелось бы начать со слов М. Монтессори «Ребёнок развивается в процессе самостоятельной деятельности от хватания до понимания, т. е. от манипулирования предмета до понимания его сути.»

Также М. Монтессори призывает «Дайте ребёнку весь мир».

Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста с использованием элементов методики М, Монтессори „Слышу, вижу, чувствую“» размещена в разделах

Ранний возраст от 2,5 – 3,5 лет - это важный сенситивный период, восприятие мелких предметов и период сенсорного развития. С самого рождения ребёнок вбирает в себя как губка всё, что видит вокруг.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Поэтому задача сенсорного развития детей в младшем дошкольном возрасте, является одной из наиболее актуальных.

Актуальность «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» (Китайская пословица).

Цель: формирование, при помощи традиционных и современных технологий, при использовании элементов педагогики М. Монтессори, сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир.

На этой основе выделяются следующие задачи:

Сформировать у детей эталонную систему.

Способствовать успешному освоению сенсорных эталонов и сенсомоторному развитию.

Формировать у детей умение ориентироваться в окружающем мире, эмоционально воспринимать красоту мира.

Расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.

Создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Формировать у детей умение применять полученные знания на практике.

В период раннего детства важно и нужно развивать те умения и навыки, которые потребуются ребенку позже, при овладении навыков письма, формировании правильной речи, для развития мышления, воспитания чувств. Эти умения можно формировать в ходе разнообразных игр и упражнений, в которых происходит накопление двигательного и чувственного опыта, развивается мелкая моторика, активизируется речь.

Сенсорное развитие детей связанно с экспериментированием. Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Знания, получаемые детьми во время экспериментирования помогают детям в жизни. Достоинства метода экспериментирования : в ходе практической деятельности у ребёнка развиваются активность, инициатива, интерес к окружающему миру и самостоятельность в его познании.

В своей практике я использую элементы игр и занятий методики Марии Монтессори, позволяющей ребенку развиваться в собственном темпе, соответственно своим способностям. Наш материал для работы упрощен и приближен к нашим возможностям. Материал — это то, что можно потрогать, поэкспериментировать. Давно замечено, что детей больше интересуют не игрушки, а бытовые предметы: прищепки, тарелочки, баночки, крупы, которые я и использую в своих занятиях. В своей работе использую упражнения практической жизни, которые включают в себя переливание, пересыпание, сортировку материала — все, что развивает движение руки.

Для успеха дела стараюсь соблюдать основные правила работы, принятые в системе М. Монтессори :

• занятия провожу в одном и том же месте, тем самым приучая ребенка к

порядку;

• во время показа использую минимум слов и движений, давая малышу

возможность самому делать открытия, изучать свойства предметов;

• для выработки навыков самодисциплины поощряю уборку на рабочем

месте;

• стараемся быть терпеливыми, потому что трехлетнему ребенку нелегко

выполнять то, с чем быстро справится взрослый;

• наша основная роль — наблюдать, ведь основной девиз методики

«Помоги мне это сделать самому!»

Малыш, чьи усилия вызывают уважение у взрослых, растет самостоятельным и способным проявлять инициативу.

Методика Марии Монтессори завоевала расположение родителей своей демократичностью и свободой, которая предоставляется ребенку. Познание окружающей действительности через сенсорное восприятие, самообучение бытовым навыкам, работа с естественными материалами (песок, фасоль, вода) и возможность заниматься как дома, так и в специальных центрах, делают эту систему весьма привлекательной для родителей, стремящихся вырастить самостоятельных и любознательных детей. Проработанная и богатая дидактическая среда обеспечивает наглядность многих абстрактных вещей – времени, математических действий, речи и т. д.

Так как сенсорное развитие ребенка должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно, мы организовали пространство таким образом, чтобы задействовать все центры активности детей и работа по сенсорному развитию могла осуществляться воспитателем во всех видах организованной и самостоятельной детской деятельности: познавательной, речевой, двигательной, игровой, а так же в режимных моментах.

Здесь подобраны дидактические игры и пособия на любой вкус: пирамидки, вкладыши, втулочки, шнуровки. Все это развивает ручную умелость, способствует обогащению сенсорного опыта. В руководстве дидактическими играми важен индивидуальный подход; одному дать задание полегче, другому - усложнить задачу, первому оказать помощь, второму предоставить самостоятельность.

Многие дидактические игры сделаны своими руками: «Подбери по цвету», «Веселые прищепки», «Геометрическое лото», «Сенсорная клавиатура» и т. д

Мы используем наполнители : цветной рис, сухие макаронные изделия, горох, фасоль, помпоны, кинетический песок.

Инструментами служат совочки лопаточки, ведерки, груша для воды, ложки разных размеров и видов, половник, шумовка; щипцы, пинцет; пластиковые стаканчики; формочки для печенья, формы для льда, форма для кексов, различные силиконовые формочки.

Все зависит от возможностей ребенка. Начинаем со знакомства с крупой, показываем, что крупа разная, она пересыпается с разным звуком. Просим ребенка спрятать ручки сформировать горку, разравнять наполнитель руками. Детям очень нравится находить предметы, спрятанные в наполнителе сенсорной коробочки. Усложняя, даем малышу задание рассортировать игрушки по цвету, размеру, фактуре или форме в две емкости (ведерки, тарелочки, баночки). Когда ребенок хорошо справляется с задачей, предлагаем попытаться достать игрушки, используя ложку или шумовкую. Самым ловким даем пластиковые щипцы, отлично тренирующие мелкую моторику. Даем задание рассортировать крупу (крупную из мелкой) – отлично тренирует моторику.

Работа с дидактическим материалом подготавливает ребёнка к социальной адаптации и к индивидуальному росту. В процессе неоднократного выполнения упражнений, ребёнок начинает осознавать глубокую связь предметов, суть и цель тех действий, которые он совершает, а также у ребёнка формируется навык. Таким образом, чем больше ребёнок будет действовать самостоятельно, тем быстрее он будет готов к самостоятельной жизни.

Ребёнок строит сам себя, а задача воспитателя снабжать его стройматериалами. А материалом служат обучающие пособия. Эти материалы созданы так, чтобы ребёнок мог с их помощью совершить свои практические умения.

Предлагая такие игры малышу надо помнить о безопасности, т. к. эти пособия содержат мелкие детали, предметы и могут привести к травме. Поэтому малыша надо подготовить к таким играм и создать безопасные условия. Если у ребёнка будет опыт более интересного использования мелких предметов, тогда не придет ему в голову засунуть это туда, куда не нужно.

Сенсорное развитие происходит в различных видах детской деятельности.

Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы величин, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким – то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать ит. д.

Ребенок сталкивается в жизни с многообразием форм, красок, с произведением искусства, музыки. Но без педагогического руководства усвоение происходит стихийно, поэтому я последовательно, планомерно знакомлю детей с сенсорными эталонами (цветом, формой, тактильным, вкусовым и слуховым восприятием. Для обогащения сенсорного опыта использую дидактические игры, где воспитательно- образовательное значение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу. Ценность этих игр заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, ощущать результаты своих умственных и практических усилий.

Любая информация поступает к ребенку через органы чувств : глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела. Каждый орган получает специфический для него вид информации.

В нашей группе очень много игр, которые созданы своими руками.

Вначалегода был составлен Перспективный план развивающих игр

«Слышу, вижу, чувствую» М. Монтессори (см. приложение)

Не остались в стороне и родители. Для них воспитатели организовали консультацию "Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома", создали памятки «Сенсорные игры для детей раннего возраста», буклеты по методике М. Монтессори и др.

Работу вне «занятий» или необходимой индивидуальной работы или в самостоятельной деятельности детей, а также для поддержания интереса, стараюсь использовать варианты заданий близким по целям, но предполагающих действия с разными предметами. Например: по ознакомлению с цветом - «Постройка башни из кубиков», «Разложи в коробочки», «Подбери попугаю колечки», «Собери цветок», «Грибочки по местам», «Спрячь мышку», «Найди пару» и др. В повседневной жизни я обращаю внимание на цвет одежды, цвет, размер, форму и количество предметов в групповой комнате, на прогулке.

В заключении, могу сказать, что использование элементов из методики М. Монтессори в ДОУ в группах раннего развития непростое, но интересное и полезное дело.

Методика рассчитана на развитие аналитических способностей, мелкой моторики, логики, практических навыков. Детям очень нравится разнообразный развивающий материал. Я рекомендую использовать воспитателям в своей работе элементы методики Монтессори, сочетая их с другими методиками развития. В результате это поможет вырастить гармонично развитого человека, который легко находит общий язык со сверстниками и обладает достаточными навыками самостоятельности.

Дети с удовольствием приходят ко мне в группу, период адаптации проходит за несколько дней, домой они уходить не хотят, а это является неплохим показателем.

Мы с детьми живем в атмосфере добра, любви и взаимопонимания.

Таким образом, система М. Монтессори является интересной и востребованной ретроинновацией в нашей современной действительности. Использование этой системы способствует реализации требований ФГОС ДО.

Спасибо за внимание!

Список литературы:

Монтессори М. «Дети другие», Москва, Издательский дом «Карапуз», 2004 г.

Монтессори М. «Помоги мне сделать это самому», Москва, изд. дом «Карапуз», 2004 г.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования Детский сад по системе Монтессори. Под ред. Е. А. Хилтунен. Москва, изд. Национальное образование, 2014 г.

Э. М. Стэндинг «Жизнь и творчество Марии Монтессори», 2014 г.

Е. М. Стэндинг «Мария Монтессори : ее жизнь и работа», 1957г.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей раннего возраста «Помоги портному». Сенсорное воспитаниеДидактическая игра для детей раннего возраста «Помоги портному». Сенсорное воспитание Материал:Ткань различная по толщена и цвету. (ситец, бязь, фланель, шерсть и. д., картон белый, клей «Мастер», маркер для обводки. Цель:.

Дидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Развитие сенсомоторных навыков – главная задача в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Первый сенсорный опыт дети получают.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Мониторинг «Сенсорное развитие детей младшего возраста» ФИО воспитателя Дата проведения (октябрь, май) - Критерии: I. Познавательная сфера: 1. Ориентируется в 3 величинах (большой, средний,.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» (2 часть) Консультация для родителей «Капризы и упрямство малыша» Родителям детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей раннего возраста с использованием элементов методики М. Монтессори «Слышу, вижу, чувствую»
Опубликовано: 5 апреля 2020 в 13:43
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста с использованием элементов методики М. Монтессори «Слышу, вижу, чувствую»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Селедцева (УИ 918189) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД