МААМ-картинки

Консультация «Сенсорное развитие посредством дидактических игр»

ирина савцова
Консультация «Сенсорное развитие посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы

"Сенсорное развитие посредством дидактических игр»

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах и качествах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание ребенка. Поэтому нормальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Публикация «Консультация „Сенсорное развитие посредством дидактических игр“» размещена в разделах

Развитие восприятия и ощущения происходит успешнее в условиях целенаправленной, содержательной деятельности: игре, рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Это не только создает благоприятные условия для развития ощущения и восприятия, но вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками на листе бумаги. Сенсорный опыт ребенка обогащается посредством осязания, мышечного чувства, зрения. Ребенка обучают различать величину, форму и цвет предмета через дидактические игры. Рассматривая объект, ребенок младшего дошкольного возраста, как правило, выделяет один наиболее яркий признак, и, ориентируясь на него, передает изображение предмета в изобразительной деятельности через цветовую гамму, в конструировании, лепке — через форму, цвет.

Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В системе дидактических игр дети младшей группы овладевают основными умениями и навыками различных видов продуктивной деятельности. Дидактические игры систематически обучают, в игровой форме закрепляют знания детей. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правил, дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для сенсорного развития детей. Однако, как обнаружилось во многих исследованиях, на занятиях по продуктивной деятельности нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Специально организованные дидактические игры — хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, общественно установленными сенсорными эталонами.

Много общего с рассматриваемыми упражнениями имеется в играх с дидактическими игрушками, сборно — разборными игрушками и вкладышами: матрешки, башенки, шары, кубики. В содержании дидактических игрушек выражены особенности природы, быта того или иного народа, национального характера. Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности это отличительная особенность дидактических игр. Рассмотрим некоторые приемы и методы руководства дидактическими играми. Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять.

Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются. С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями и действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило, сначала берут на себя роль болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения — на занятия. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить.

Воспитатель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей. Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале дети как бы «разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры и её ход. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.

Объяснение правил, рассказ воспитателя о содержании игры предельно кратки и четки, но понятны детям. Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах. Если игра с элементами соревнования (кто быстрее выполнит задание, кто правильно, без ошибки решит задачу, кто больше назовет предметов и др., то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, воспитатель использует фишки, с помощью которых оцениваются правильные решения.

Наличие большого числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя. В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, т. е любую вещь, которая в конце отыгрывается. Игра не терпит принуждения, скуки. Дидактические игры, проводимые вне занятия или являющиеся составной частью занятия, обучают и закрепляют знания в игровой форме. Дидактические игры и упражнения для детей 3 — 4 лет проводятся последовательно, систематично. Одним из важных условий сенсорного развития детей дошкольного возраста также является осуществление его в процессе содержательной деятельности детей.

Именно в условиях содержательной, результативной деятельности складывается возможность сделать особенности, отношения, свойства предметом внимания детей, предметом освоения. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно — творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов. Для изобразительной деятельности этого возраста характерны быстрые переходы процесса изображения в игру, что объясняется подвижностью воображения, общей активности. Игра — это особый вид деятельности дошкольника, она всегда носит творческий характер.

Дидактические игры по изодеятельности и конструированию повышают сенсорную культуру детей и развивают сенсорное восприятие цвета, формы, величины. Проводя такие игры с детьми дошкольного возраста, воспитатель объясняет правила по ходу игры. Можно привести следующие примеры дидактических игр на сенсорное развитие дошкольников :

1. Игра «Спрячь зайку».

Цель: Закреплять у детей представления о шести цветах (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый).

2. Игра «Подбери по цвету».

Цель: Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.

3. Игра «У кого какое платье».

Цель: Учить детей выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона.

4. Игра «Подбери фигуру».

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, упражнять в

их назывании. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык

обследования геометрических фигур приемом обведения и накладывания.

5. Игра «Кому какая форма».

Цель: Учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

6. «Геометрическое лото».

Цель: Учить детей сравнивать форму изображаемого предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу.

7. «Соберем пирамидку».

Цель: Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки.

8. «Башня».

Цель: Закрепить представление об относительности величины предметов.

Дать представление об отношениях по величине между плоскими предметами и объемными.

9. «Что там?»

Цель: Учить детей устанавливать отношения трех предметов по величине при составлении матрешек.

10. «Узкая и широкая дорожка».

Цель: Закреплять умение прикладывать кирпичики длинной стороной друг к другу, распределяя постройку по поверхности.

11. «Постройка горки со скатом».

Цель: Учить детей строить лестницу, приставляя наклонно к самой высокой стороне пластины. Развивать глазомер и координацию движений.

Дидактическая игра предоставляет широкие возможности для сенсорного развития детей. Существуют методические приемы подготовки и организации игры, которые помогают воспитателю осуществлять обучение детей в интересной для них форме. Многообразие дидактических игр дает возможность воспитателю подбирать дидактические игры, ориентируясь на индивидуальные и возрастные особенности детей.

Дидактические игры повышают интерес ребенка к овладению сенсорной культурой. Большое разнообразие дидактических игр позволяет воспитателю выстроить комплекс занятий с детьми.

Публикации по теме:

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрРазвитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Сенсорное развитие посредством дидактических игр»
Опубликовано: 4 мая 2020 в 18:04
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Сенсорное развитие посредством дидактических игр»» (включая файлы) размещена пользователем ирина савцова (УИ 1376826) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД