Светлана Серебрякова
«Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей раннего возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребё нка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. д.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.
Публикация «„Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей раннего возраста“,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Период первых трёх лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребё нка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребёнка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребёнок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Специально организованные дидактические игры с дидактическими игрушками, предметами – орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго, третьего года жизни. Важно, чтобы дидактический материал был ярок и чистых цветовых тонов, игрушки и пособия, предназначенные для ознакомления детей с формой и величиной, были удобны ребенку для обхвата рукой, обладали различными сенсорными качествами и свойствами.
Сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает, прежде всего, обогащение личности ребёнка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей, созданными руками человека.
Очень важно соотносить тематическое планирование материала со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Прежде чем предложить рисовать красками листочки деревьев, необходимо поставить в воду срезанные ветки и дождаться, чтобы почки распустились. Рисование на тему «Снежинки» должно предшествовать наблюдение за снегопадом.
В процессе игр и труда дети воспринимают целый комплекс различных свойств и сторон явлений. Одни из них и выступают на первый план, другие им сопутствуют. У детей преобладает целостное восприятие, при котором отдельные свойства и стороны явлений могут и не выделяться, не осознаваться до известного времени.
Правильно организованная деятельность детей вне занятий, дает им достаточно много разнообразных впечатлений. Одежда, которую ребенок надевает и снимает. Посуда, из которой он ест; постельные и туалетные принадлежности, которыми он пользуется - все это предметный мир, окружающий ребенка ежедневно. Для трехлетнего малыша носок, у которого надо отличить пятку от носка, башмак справой и левой ноги - предметы, требующие пристального разглядывания и различения.
В дальнейшем предметы быта с их отличительными признаками делаются привычными, действия сними освоенными и не требующими особого внимания.
Для развития сенсорных способностей очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов : испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия сними.
Восприятие обостряется с изменением характера действий или жизненной ситуации. Во время приёма пищи, ребёнок начинает различать тарелки по величине, по глубине, чашки и блюдца по цвету, ощущают тяжесть, гладкую поверхность, холодок фарфоровой посуды, легкость пластмассовой.
Расставляя стулья к занятиям, дети получают иные двигательные, осязательные ощущения, требуют восприятия пространственных отношений, линии контура. Действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развиваются способность ориентировки в окружающем.
Сенсорное познание тесно связано с эстетическим восприятием.
Миниатюрные игрушечные предметы возбуждают у детей приятные чувства, желание действовать с ними. Привлечение внимания детей к предмету, помогает восприятию его красоты, целесообразности и у малышей формируется бережное отношение к нему.
Труд детей также связан с использованием предметов, орудий. Лопаты, совки, ведерки, лейки и многое другое дети употребляют, ухаживая за растениями, помогая взрослым в уборке.
В любое время года дети испытывают радость от множества ощущений, которые дает природа. Как важно предоставить им возможность полнее испытывать все эти приятные, радостные ощущения! Большинство детей реагируют на новые, острые ощущения бурными движениями: бегают, прыгают, валяются на траве, кричат, смеются. Такая реакция естественна, и надо дать ей проявляться.
Дети затевают разнообразные игры - бегают вокруг деревьев, прячутся за ними, обнимают руками стволы, сбегают с горки. Особенно привлекает детей вода : они опускают в ручей руки, бросают ветки и следят, как они уплывают по течению. Из трав, камней, песка, воды готовят «кушанье».
Как легко и охотно малыши усваивают название цветов, трав, деревьев непосредственно обращаясь с природой, как безошибочно их затем находят, ориентируясь по форме, цвету, строению, запаху, гладкости, пушистости. Наблюдение природных явлений предусматривает, прежде всего, зрительное восприятие. Иногда включается осязание - дети трогают, щупают, гладят, нюхают предметы.
Так же в процессе познания очень важны двигательные ощущения, а затем и отражения воспринятого. Большое значение для познания имеют движения рук. Путем ощупывания, поглаживания предмета ребенок знакомится с его величиной, объемом, формой. Очень важно также для познания пространственных свойств движения взора по предмету.
Общение с природой обогащает слуховые впечатления. Дети вслушиваются в пение птиц, шум прибоя, дождя, в раскаты грома. Вслушиваться можно и в звучащую человеческую речь: выделять в ней слова, а в словах - звуки, их повторения, сочетания: Известно, как любят дети считалки, скороговорки, в которых особое внимание уделяется звучанию слов, а иногда и звукосочетаниям.
Постепенно ребенок учится расчленять, упорядочивать непрерывный, нерасчлененный поток впечатлений, выделять в нем главное, характерное для многих предметов и явлений.
Следует отметить, что дети младшего дошкольного возраста испытывают большие трудности в усвоении названий цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета, как явлением реальной действительности, и его словесным обозначением.
Наиболее доступны для ребенка третьего года жизни задания на выполнение предметных действий. Дети накапливают сенсорный опыт, накладывая кубик на кубик или кирпичик. Таким же образом ребенок учитывает величину колец при нанизывании их на стержень пирамидки.
Приводя в порядок игровую зону обращается внимание детей на размеры коробок и игрушек (Игрушки небольшого размера размещают в маленьких коробках и ящиках, на полках; большие игрушки имеют свои более просторные места для хранения и т. п.).
Интересным и доступным для маленьких детей оказывается и ознакомление с теми свойствами предметов, которые существуют не сами по себе, а как важные признаки каких-то состояний. Ребенку понятно объяснение, что красная ягода земляники — созревшая, а зелёную рвать и есть нельзя; маленькому огурчику надо дать еще подрасти и пр.
Фиксируется внимание детей на таких сенсорных свойствах, как горячее и холодное, легкое и тяжелое. Практическим путем дети знакомятся и со свойствами снега (воды).
Практически значимыми оказываются и такие сенсорные свойства предметов, как их твердость, мягкость, хрупкость, пластичность. Заворачивая куклу в мягкую ткань, малыш быстро усваивает, что в жесткую ткань не завернешь, она плохо прилегает к предметам. Не следует обязательно требовать от детей словесных объяснений, комментариев по поводу тех или иных сенсорных качеств.
Накопление детьми сенсорного опыта в повседневной жизни имеет большое значение. На основе этого опыта происходит упорядочение и закрепление тех знаний и умений, которые были сформированы на занятиях.