Любовь Бондаренко
«Школа мяча»: приёмы работы с мячом в разных возрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Развитие координации движений, крупной, средней и мелкой моторики.
2. Развитие координации зрения, моторики и речи.
3. Создание условий для развития у детей индивидуального и коллективного ритма
Мяч - одна из самых древних и любимых игрушек в мире. Уже в античности мячи шили из кожи и набивали чем-нибудь: мхом, перьями, семенами инжира, волосом, песком и т. д.
Публикация «„Школа мяча“: приёмы работы с мячом в разных возрастных группах» размещена в разделах
У древних людей мяч частенько обожествляли, ведь он ассоциировался с Солнцем или Луной, а дугообразная траектория его полета, с движением светил по небу. Японские дети до сих пор встречают весну, вынося на улицу маленькие деревянные мячики.
Самые ранние детские мячи на Руси относятся к XIII веку, найдены при раскопках древнего Новгорода, сделаны из бересты или тряпок. Были и мягкие мячи, наподобие подушек, внутрь которых вшивались завернутые в бересту камушки. Мячи вырезали и из каповых наростов. Для придания упругости, шар-заготовку на одну-две недели закапывали во влажную землю, и затем смолили.
За что же люди так любят мяч? Какие цели преследуют педагоги, организуя с детьми игры с мячом?
Ребёнок рождается с комплексом изолированных безусловных рефлексов, не обеспечивающих потребности его психического развития без полноценного общения со взрослым. На первой стадии своего развития решается вопрос о базовом доверии ребёнка к миру. Внутри общения со взрослым у ребёнка возникает предметная деятельность, которая способствует формированию образа «живого» действия с предметом. Когда ребёнок находится в поле действия с предметом и поглощен им, проговаривание взрослого сливается с образом предмета и составляет с ним единое целое.
Поэтому задачами всего периода дошкольного детства является создание условий для активного взаимодействия ребёнка с предметным миром. У детей моторика опредмеченная, мышление – наглядно-образное. Мяч является одним из предметов, который позволяет решить эти задачи в полной мере.
Кроме того игры и задания с мячом способствуют :
- укреплению мышц плечевого пояса, туловища, мелких мышц рук;
- развитию крупной, средней моторики;
- развитию координации движений, ловкости, ритмичности и точности движений.
Младший дошкольный возраст (3-5 лет)
Идёт активное встраивание в предметный мир, у детей становится координация глаз-нога, затем глаз-рука. Ребё нок активно действует двумя руками: берёт ложку, карандаш то в одну руку, то в другую – синхронизирует работу полушарий. Когда работают две руки (вяжет, играет на музыкальном инструменте, вышивает, человек становится более способным. Поэтому все упражнения необходимо, по возможности выполнять одновременно двумя руками: на зарядке, на ритмике, брать и бросать мяч, игры со скакалкой.
Цель работы с мячом : приобрести собственный двигательный опыт, создать условия для появления «чувства мяча», развития крупной моторики и отрыва рук от туловища. Упражнения с мячом способствуют освоению собственного тела и ориентировке ребенка на себе.
1. Упражнения на освоения материала:
барабанить по мячу сначала медленно, затем быстрее;
хлопать мяч по бокам;
стучать мячом о пол перед собой, сбоку от себя, с другого бока;
катать мяч с горки;
Катать мяч по своему телу с проговариванием своих действий;
протирать мяч влажной салфеткой или мыть в тазике, и. т. д.
2. Упражнения на ориентировку на себе: прижать мяч к груди, к коленям, поставить стопу на мяч, положить мяч на голову, поднять мяч над головой, перекатить мяч вокруг себя и т. д.
3. Упражнения на развитие крупной моторики и отрыва рук от туловища:
катать мяч воспитателю и друг другу в положении сидя и стоя;
катать мяч вдаль и догонять его;
сидя в кругу, катать мяч друг другу со словами «Маша, лови.);
бросать и ловить мяч от взрослого к ребёнку ("назови своё имя");
передавать мяч друг другу, называя имя соседа ("Маша, на мяч");
стучать мячом об пол (по мячу) под простейшее стихотворение;
подкидывать мяч и ловить (к концу 2 мл. группы);
отбивать мяч о пол (к концу года). Неободимо обращать внимание на то,чтобы ребёнок не ронял мяч на пол, а отбивал его об пол с силой.
4. Упражнения на ориентировку в пространстве относительно предмета:
обойди мяч вокруг, встань за мячом, сбоку от мяча (уточнение смысла предлогов);
спрячь мяч по стул, за стул…;
сбивание кеглей, стоящих на малом расстонии;
забрасывание мяча в корзину с расстояния 1 - 2 м;
Передавать мяч друг другу по кругу. На хлопок воспитателя менять направление.
Средняя группа (4 - 5 лет)
1. Упражнения на освоения материала:
барабанить по мячу по сигналу руки взрослого тише - громче (рука опущена вниз - тихо, рука выше - звук громче, рука вверу - громко);
стучать мячом о пол перед собой, справа от себя, слева;
катать мяч по своему телу с проговариванием своих действий;
протирать мяч влажной салфеткой или мыть в тазике, и. т. д.
передавать 2 мяча друг другу в разных направлениях. На хлопок воспитателя меняем направление.
2 Упражнения на ориентировку на себе: прижать мяч к груди, к коленям, поставить стопу на мяч, положить мяч на голову, поднять мяч над головой, перекатить мяч вокруг себя и т. д.
3. Упражнения на развитие крупной моторики и "отрыва" рук от туловища:
катать мяч воспитателю и друг другу в положении стоя в наклон;
сидя в кругу, катать мяч друг другу,проговаривая слова по текущей теме;
бросать и ловить мяч друг другу;
Бросать мяч друг другу с отбиванием от пола;
передавать мяч друг другу,проговаривая ритмичные стихи, считалки из текущей темы;
стучать мячом об пол (по мячу) стихотворение, считалку, слова из текущей темы;
подкидывать мяч и ловить (увеличить высоту);
отбивать мяч о пол. Неободимообращать внимание на то,чтобы ребёнок не ронял мяч напол, а отбивал его об пол с силой.
4. Упражнения на ориентировку в пространстве относительно предмета:
обойди мяч вокруг, встань за мячом, сбоку от мяча (уточнение смысла предлогов);
спрячь мяч по стул, за стул…;
сбивание кеглей, стоящи на расстонии, большем, чем диаметр мяча;
забрасывание мяча в корзину с расстояния 2,5 - 3 м;
Вращать мяч, как волчок, каждой рукой по очереди в разные стороны.
Старшая группа (5-6 лет)
Дети начинают играть небольшими группами, выполнять коллективные задания. Становление коллективных видов деятельности требует выполнение работы в едином ритме. Единый ритм нужен для того, чтобы выполняя общее задание, дети находились в едином смысловом пространстве, видели и понимали друг друга. Мыслить, рассуждать в едином ритме это значит видеть и понимать символы и знаки другого. Поэтому в старшей группе появляются новые задачи: создание условий для работы детей малыми группами и в парах в едином ритме и становление координации глаз-речь-рука.
1. Упражнение в парах:
перебрасывание мяча друг другу с расстояни 1,5 - 2м;
отбивание мяча о пол с проговариванием стихотворения, подстраиваясь под ритм друг друга по 2 - 4 человека (только те дети, которые могут. Если ребёнок ещё не отошел от индивидуального ритма, то настаивать на общем ритме нельзя).
С одним мячом : один другому катит, второй перебрасывает по воздуху; с двумя мячами : один мяч бросает низко, другой перебрасывает выше.
ориентировка на партнё ре: возьмитесь за мяч правыми руками; зажмите мяч спинами и присядьте; зажмите мяч животами и наклонитесь к окну; зажмите мяч ногами и пройдите вперёд и т. д.
2. Ориентировка на себе.
кто может переложить мяч под коленом и не уронить;
сидя на полу поднять мяч двумя ногами;
зажать между коленями и подпрыгнуть и др.
3. Упражнения на единый ритм:
отбивание мяча о пол (подбрасывание) под простейшее стихотворение (на каждое слово – удар мяча);
Упражнение «Раз-себе, два-другому» с общим проговариванием (1 - 2 мяча);
Воспитатель (ребёнок) ударяет мячом о пол, дети на каждый удар вытаскивают палец (Цель – единый ритм и удержание множества);
4. Упражнения на координацию глаз-рука;
Подкинуть-поймать, подкинуть-хлопнуть-поймать, подкинуть - два раза хлопнуть-поймать;
Вращать мяч влево (вправо) левой (правой) рукой;
Вращать 2 мяча одновременно двумя руками.
5. Использование упражнений с мчом в занятия по ФЭМП:
Отбить мяч столько раз, сколько в группе окон, шкафов, сколько покажу пальцев, и т. п.
Отбивать мяч покругу, проговариваривая задачи в стихах,
Отбить мяч впереди, слева, справа.
6. Использование упражнений с мячом в занятиях по развитию речи:
Отбивать мяч,проговаривая стиотворение, на каждое слово или по ритму (нельзя использовать оба варианта в одном занятии,
Отбить мяч, услышав заданный звук в потоке звуков, слогов, слов.
Подготовительная группа (6 - 7 лет).
Задачей этого периода является: умение выстраивать общий со сверстниками контекст деятельности (совместная игра, коллективный рисунок, конструирование). К этому периоду у ребёнка должна выстроиться первичная картина мира, появиться собственные представления. Дети могут проводить соотнесения между собственной «картиной мира» и представлениями сверстников и взрослых.
Все упражнения с мячом усложняются : прибавляется количество мячей, повышаются требования к качеству исполнения
1. Упражнения на единый ритм:
отбивание мяча о пол (подбрасывание) под стихотворение, считалку, чистоговорку. Упражнение «Раз-себе, два-другому» с общим проговариванием (от 1 до 5 мячей);
добавляются упражнения, проводящиеся в подгруппах по 5, 6, 7 человек, а затем целой группой.
в упражнениях на единый ритм удерживать ритм всей подгруппой или группой;
«Море волнуется «раз» с отбиванием мяча о пол; море волнуется «два» отбиваем мяч два раза и т. д.
крутить мяч «волчком» на месте и по направлению друг другу.
идти набивая мяч. По хлопку воспитателя направление движения меняется;
Отбивание от 2 до 5 мячей по кругу кругу с проговариванием стиов, считалок и т. д.
Мячи у детей через одного. Отбивать мчи по кругу с проговариванием стиов, считалок и т. д.
Отбивать или подбрасывать мяч делая шаги вправо (влево) по кругу с проговариванием стиов, считалок и т. д.
Последовательное отбивание и подбрасывание мяча кругу с проговариванием стиов, считалок и т. д.
2. Использование упражнений с мячом в занятия по развитию речи.
Отбивать мяч,проговаривая стиотворение, на каждое слово или по ритму (нельзя использовать оба варианта в одном занятии,
Отбить мяч, услышав заданный звук в потоке звуков, слогов, слов.
3. Использование упражнений с мчом в занятия по ФЭМП
Отбить мяч столько раз, сколько в группе окон, шкафов, сколько покажу пальцев, и т. п.
Отбивать мяч покругу, проговаривариванием задачи в стихах,
Отбить мяч впереди, слева, справа;
упражнение вида «Раз-себе, два – другому», со счётом до 10 и обратно, с называнием дней недели, месяцев, и т. п.
4. Упражнения с маленьким набивным мячом совершенствуют мелкую моторику, способствуют развитию подвижности, ловкости кистей рук.
перебрасывание мячика из руки в руку;
перекидывание друг другу в парах;
упражнение с двумя мячами : один подбросить и поймать другой рукой, второй переложить из руки в руку;
сидя на полу поднять мяч зажав его ступнями
метание в цель (формирование видения и удержания строки);
бросающий стоит на расстоянии 3 - 4 м от мишени, а остальные дети -- правым боком к мишени, левым -- к бросающему и следят за полетом мяча.