Система непрерывных наблюдений за птицами в зимний период в течение месяца (старший дошкольный возраст)

Татьяна Воронова
Система непрерывных наблюдений за птицами в зимний период в течение месяца (старший дошкольный возраст)

(6 наблюдений)

1 Наблюдение.

«Какие птицы прилетают на кормушку?»

Цель: Воспитывать интерес к жизни птиц, стремление наблюдать за ними.

Воспитатель:

-Ребята, отгадайте мою загадку:

Рук нет, а строить умеет. (Птица)

-О ком эта загадка? Почему думаете, что это птица?

- Давайте посмотрим, кто прилетел к нам на участок?

-Почему ты думаешь, что это воробей? (Описать птицу.)

-Ребята, посмотрите, а кто еще прилетел, что за птица? (Ворона.)

-Расскажите, какая она?

- Скажите, кто из них больше, крупнее?

-А клюв у них одинаковый?

-Кто из них сильнее?

-Кто кого боится? Почему?

-Я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать о какой они птице:

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Это. (Ворона)

Забияка и воришка

Носит серое пальтишко,

На лету хватает крошки

И боится хитрой кошки. (Воробей)

-Как кричат ворона, воробей, синица?Ы

Давайте послушаем, а вдруг услышим?

8Игровое упражнение «Кто как голос подаёт?»:

- Ворона что делает? (Ворона каркает).

- Синица что делает? (Синица тенькает)

- Сорока что делает? (Сорока трещит)

- Воробей что делает? (Воробей чирикает)

- Дятел что делает? (Дятел стучит)

-А как они передвигаются? Покажите. (имитация движений) (Ворона ходит большими шагами — у нее ноги длиннее, чем у воробья и голубя; воробей скачет на двух ножках. ,

Пальчиковая игра «Птички». Пальчики – головка, крылышки – ладошка. (Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья.) Помахать крыльями, полетать и т. д.

Задание: Понаблюдать за птицами вместе с родителями. Если заметите, что-то интересное в поведении птиц, расскажите всем.

Поручения: покормить птиц, подготовить корм.

2 Наблюдение.

«Что едят птицы»

Цель: Уточнить знания детей о том, что для жизни птиц необходим корм.

-Воспитатель:

-Ребята, что это за стол накрывают для гостей?

В зимний день среди ветвей

Стол накрыли для гостей. (Кормушка)

- А что мы насыпали с утра в кормушку? Какой корм?

- Снегирям – ягоды рябины.

-Синицам – семечки,сало

-Голубям – хлебные крошки.

-Воробьям – зерна.

-Давайте посмотрим, какие гости прилетели к нашей кормушке?

Прилетела к нам синичка

Это птичка-невеличка

Тинькает в саду весь день:

Тень-тинь-тинь, тилинь-тинь-тень.

- Давайте посмотрим, а что любит синичка? (Сало, семечки.)

-Как ест синичка? Какой у нее клюв?

-Про какую птичку говорится:

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червяков,

В теплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый. (Воробей)

-Чем может угоститься у нас воробей? Давайте посмотрим, что он ест?

-Как воробей берет корм? Какой у него клюв? А ест ли он сало? Почему не

-А что ест ворона? Кто видел?

-Какой клюв у вороны? (Изогнутый.)

-А прилетала ли ворона к нашей кормушке? Садилась ли она на нее?

-Что можно сказать про птицу, которая ест все? (Она всеядна.)

-Как она ест? Покажите. (имитация движений)

- Ребята, а много ли корма сразу съедают птицы?

- Правильно, едят они немного, но часто. Когда птица сыта, ей не страшен холод.

-А вот если бы вы стали птицами вы бы боялись: холода или голода? Голода. Почему (проблемная ситуация)

-А подкармливали мы птиц в теплое время года? Почему?

-А надо ли подкармливать их в холод? Почему?

-Давайте договоримся и будем их подкармливать каждый день, тем самым мы им поможем пережить холода.

Обратить внимание, что птицы охотно склевали хлебные крошки, зерна, семена, а сало клевали только синицы. Дети замечают, что галки осторожнее, чем вороны, насытившись, крупные птицы делают запасы впрок, закапывают корма в снег. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, семечки подсолнечника, кусочки несоленого сала. Кормить птиц нужно регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.

Дети выполняют движения по тексту:

-Птицы крыльями махали – все летали и летали,

-Птицы в воздухе кружились,

-На дорогу опустились,

-По дорожке поскакали,

-Крошки, зернышки клевали.

Подвижная игра “В птицу превратись”.

Воспитатель говорит слова: “Раз, два, три вокруг себя повернись и в птицу превратись”. Например, в воробья – дети имитируют походку, повадки и голоса воробьев других птиц.

Задание: Вместе с родителями сделать кормушки для подкормки птиц и вывесить около дома.

Помощь и поручения: покормить птиц, подготовить корм.

3 Наблюдение.

«Какие они птицы. Что у них есть.»

Цель: Выявлять характерные особенности птиц, воспитывать желание заботиться о них, помогать им.

-Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, не видно ли у нас на участке птиц? Каких птиц вы видите

-Расскажите о воробье, какой он (небольшой описательный рассказ)

- А что вы знаете о вороне?

- Скажите ворона и воробей, чем-то похожи? (Это птицы, у них есть перья, крылья, хвост, клюв, лапы.)

- А почему птицы летают? Что им помогает? (Крылья, хвост.)

-А можем ли мы полететь? Попробуйте. Почему нет (исследование)

- А когда птица летит, когда крылья у нее распущены или когда сложены?

-А зачем им перья? А меняют ли они их на зиму, как некоторые животные - заяц, белка.? (сравнение между птицами и животными)

- Как вы думаете, зоркие ли у них глаза? Хорошо ли они видят? Видят ли они нас?

-А видел ли кто уши у птиц? А есть ли они у птиц? А слышат ли они нас?

-А как проверить, что птицы нас слышат? (исследование)

-Птицы нас видят и слышат, поэтому как надо себя вести, наблюдая за ними? (Тихо, не шуметь, не делать резких движений, громко не разговаривать, быть осторожными.)

-Одинаковые ли у них клювы? Почему разные, с чем это связано? Что ест воробей, что – ворона (сравнение между птицами).

- Как ходит ворона, покажите. (имитация движения) Какие у нее лапы?

-А какие лапы у воробья? Как он передвигается?

-Походите как вороны, покажите, как передвигаются воробьи.

-А есть ли у птиц враги? Кто?

-А трудно ли быть птицей?

-В какое время года птицам труднее? Почему?

-Чем мы можем им помочь?

Поручение: нарисовать птицу которая понравилась.

4 Наблюдение.

«Рассматривание птичьих следов»

Цель: установление, что на свежевыпавшем снегу остаются разные следы: от людей, животных, санок, птичьи следы похожи на крестики, по ним можно узнать, какие птицы были на участке и что они делали.

У воспитателя в руках лупа.

- Ребята, я сегодня следопыт. А кто знает, кто такой следопыт? (Если дети не отвечают, рассказывает сам). Кто хочет со мной изучать следы? (раздаёт лупы). Ходят по участку, рассматривая разнообразные следы.

Вопросы:

Кому принадлежат следы? О чём они говорят? (рассматривая следы, дети предполагают, чьи они).

Правильно.

Вопросы:

А как вы думаете, на какой поверхности виден след лучше? Давайте попробуем узнать (дети, пробуя на разных участках, приходят к выводу, что след виден лучше на мягком).

Идут дальше по участку, рассматривая следы.

Исследование: «Определи след».

Воспитатель (показывая на след): как вы думаете, кому принадлежат эти следы? Посмотрите, какая подошва? А кто прошёл здесь? (предлагает детям определить, кто прошёл, в какой обуви).

Воспитатель, обращаясь к детям: Здесь прошли два человека – взрослый и ребёнок. Давайте сравним их следы (дети, сравнивая, приходят к выводу, что след взрослого человека больше, чем у ребёнка).

Подвижная игра: «След в след» – учить ходить строго по следу.

Ребята нам прислали письмо, вы узнаете кто, если отгадаете загадку:

Кто прошёлся по дорожке

И оставил здесь свой след?

Это птичка - невеличка,

А зовут её … (синичка).

Правильно, вам прислала письмо синичка. Мы сейчас посмотрим, что там? (Открывает конверт и достаёт картинки с изображением птичьих следов и письмо)

- Синичка просит разобраться, чьи это следы.

Дидактическая игра «Чей след».

Воспитатель показывает карточки со следами птиц (вороны, голубя, воробья, а дети угадывают.

Молодцы, вы помогли синичке определить следы. А сейчас давайте посмотрим следы около нашей кормушки и угадаем, кто прилетает. (Рассматривают следы). Дети называют знакомые следы.

Как вы думаете, почему эта цепочка прерывается? (Птица улетела).

Упражнение «Нарисуй след».

- Ребята, я хочу нарисовать на снегу следы птиц, которые прилетают к нашим кормушкам. Кто вместе со мной? (рисуют на снегу веточкой)

5 Наблюдение.

«Как птицы относятся друг к другу»

Цель: Показать детям, что между птицами существуют определенные взаимоотношения, как внутри одного вида, так и разных видов.

Воспитатель:

-Вы дружные ребята? Как думаете, а птицы дружат? (составление небольшого рассказа).

-Какие птицы дружат между собой? Давайте понаблюдаем за ними.

-Почему думаете, что воробьи дружат? (Летают, стайкой, кормятся вместе.)

-А бывают ли среди них ссоры? Кто видел? Как они дрались? Как думаете из-за чего?

-Почему воробьи живут стайкой? (Легче добывать корм.)

-А вороны так же дружны между собой?

-А дружны ли вороны с воробьями? Может ли воробей напасть на ворону? Почему нет?

-А если вы вдруг превратились в ворон, кого бы вы боялись? (проблемная ситуация)

- Как ведут себя птицы, если увидят корм? (Одна прилетит, затем слетаются другие.)

-Как они едят, не отнимают ли друг у друга корм? Ссорятся ли на кормушке? Почему птицы следят друг за другом?

-Так легко ли быть птицей? Почему нет? Кто бы из вас хотел быть птицей (составление рассказа «Если бы я был птицей)

6 Наблюдение

«Как птицы относятся к человеку»

Цель: Показать детям взаимоотношения между птицами и человеком.

Воспитатель:

-Посмотрите, прилетели ли птицы к нам на участок? Какие? Что они делают (составление рассказа)

- А как вы думаете, видят ли птицы нас?

- Слышат ли они нас? Что будет, если мы закричим (исследование)

-Боимся ли мы птиц? Почему нет?

- А боятся ли птицы нас? Почему думаете, что боятся?

- Как думаете, пугливы ли они? Как надо вести себя при наблюдении за птицами?

- Все ли птицы сразу при приближении человека улетают?

-Какие птицы смелее: воробьи, вороны, голуби?

-Как птицам согреться зимой? И где поесть (птицы зимой прилетают к человеку? (проблемная ситуация)

Хлебных крошек не жалей,

Птиц ты накорми скорей:

Птицам голодно зимой,

Давай заботиться о них с тобой.

Подвижная игра «Снегири»

Снегири. Снегири.

(Дети стоят лицом в круг, хлопают опущенными руками по бокам).

Раз, два, три.

Раз, два, три.

(Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших.)

Прилетели, посидели,

(Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке.)

Погалдели, улетели.

(Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.)

Улетели в небеса.

(Останавливаются, машут скрещенными ладонями.)

Вот какие чудеса!

(С удивлением разводят руками.)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Огород на окне» (старший дошкольный возраст)Фотоотчет «Огород на окне» (старший дошкольный возраст) Фотоотчет «Огород на окне» (старший дошкольный возраст)Цель: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию.

Квест-игра «Зарница» (старший дошкольный возраст) Ведущая: Сегодня мы проводим торжественное мероприятие, посвященное большому празднику-Дню Победы! Какое весеннее майское солнце! Сегодня.

Лэпбук «Волшебная музыка» (старший дошкольный возраст)Лэпбук «Волшебная музыка» (старший дошкольный возраст) Цель: обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития.

Наблюдение в природе за тюльпанами (старший дошкольный возраст)Наблюдение в природе за тюльпанами (старший дошкольный возраст) Наблюдение в природе за тюльпанами. Старший дошкольный возраст. Цель: закрепление знаний о весенних цветах, растущих на клумбе - тюльпанах.

Проект «Книжкин дом» старший дошкольный возраст Паспорт проектаДетская литература, - одно из важнейших и мощнейших воспитательных средств. Чтение несет в жизни культурного человека сразу.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Система непрерывных наблюдений за птицами в зимний период в течение месяца (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 14 августа 2018 в 14:35
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт о тематической неделе «Животный мир Африки»
В конце лета , в нашей группе с целью :формирования целостных представлений о животном мире Африки. , прошла тематическая неделя «Животный мир Африки»....
«Наблюдения за деревьями на участке детского сада». Фотозарисовки
Пышным сарафаном, землю укрывая. В гости к нам шагает осень золотая. Раскидала листья с ветерком играя, Шаловливый ветер листья догоняет. В...
Проект «Сказки с «Урожайной грядки»
Л. Рыбакова Проект «Сказки с «Урожайной грядки» . Соавторы: И. Минчукова, Т. Шевченко. Один из традиционных, самых любимых среди детей и их родителей в...
Конспект открытого занятия (НОД) по экспериментальной деятельности в подготовительной...
Це ли: уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха; формировать интерес к...
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Пшеничное поле»
Цель: Закреплять знания о жанре живописи пейзаж. Развивать умение подбирать соответствующую цветовую гамму. Задачи: Обучающие: -Развивать умение передавать...