МААМ-картинки

Система работы по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей с нарушением зрения

Ирина Шалган
Система работы по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей с нарушением зрения

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей дошкольного возраста в значительной степени зависит от уровня их сенсорного развития, т. е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.) полноценного усвоения знаний и навыков.

Публикация «Система работы по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей с нарушением зрения» размещена в разделах

Это особенно актуально для детей с патологией зрения. Они должны достаточно точно и конкретно представить себе свои сенсорные возможности, в первую очередь зрительные, а затем и сохранные анализаторы, чтобы адекватно ими действовать в окружающей действительности.

В ходе работы по формированию элементарных математических представлений мы столкнулись со следующей проблемой, которая и легла в основу данной работы : несформированность действий дифференциации, идентификации и соотнесения формы сенсорных эталонов (геометрических фигур) с формой реальных предметов и их изображений.

Объект исследования – сенсорное воспитание детей с нарушением зрения.

Предмет исследования – система работы по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей с нарушением зрения.

Цель исследования – анализ эффективности применяемых методик по формированию представлений о сенсорных эталонах с детьми, имеющими нарушение зрения.

Задачи:

1. Анализ педагогических технологий по формированию представлений о сенсорных эталонах.

2. Анализ результативности работы.

3. Перспективное планирование.

Для решения поставленных задач были использованы методы:

- эмпирические (наблюдение, констатирующий, обучающий и контрольные эксперименты).

- методы качественной и количественной обработки результатов проведённых экспериментов.

Для достижения цели была изучена литература по тифлопедагогике (разработки Л. И. Плаксиной, В. А. Кручинина, Л. И. Солнцевой, З. П. Малёвой). Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов – это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Но сами по себе такие представления не смогут управлять восприятием, если у ребёнка нет способов, при помощи которых можно было бы выяснить, какому из имеющихся образцов соответствует свойство того предмета, который воспринимается в данный момент. Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами – это и есть способы обследования предметов, которым детей необходимо научить.

Зная зрительные возможности детей, педагоги смогут целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия в процессе воспитания и обучения детей для закрепления результатов лечебно – восстановительной работы.

Проанализировав, содержание имеющихся программ по коррекции сенсорного развития Л. И. Плаксина отмечает, что чаще всего программное содержание было направлено только на формирование представлений о сенсорных эталонах различных признаков и свойств, и умений использовать их при ориентации в окружающем мире. Данный анализ программ позволил обнаружить, что совершенно не включены такие задачи, как формирование представлений об органах чувств, их функциональном назначении и формирование умений осознанно ими пользоваться при ориентировке в окружающем мире.

Необходимо обеспечить детям возможность системной практической ориентировки в окружающей действительности в процессе активного предметно – практического обучения применительно к различным видам деятельности (учебной, игровой, трудовой, социально – бытовой).

Исследование начиналось с изучения готовности сохранных анализаторов для определения перспективы коррекционной работы :

- владение сенсорными эталонами.

- владение культурой осязательного восприятия (способы обследования предмета).

- готовность слухового анализатора.

Для успешного обучения были разработаны и использованы серии дидактических игр и упражнений с учётом коррекции зрения. Этапы работы по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей с нарушением зрения мы рассмотрим на примере формирования представлений детей о форме. Эта работа велась по трём направлениям. Сначала мы учим детей узнавать и различать геометрические фигуры не называя их. Для выполнения задания используем набор фигур (квадрат, треугольник, круг и формы : куб и шар). Показываем детям геометрические фигуры и формы и просим их в наборе найти и показать такие же. В игре «Найди и положи» даё м задание: положить отдельно геометрические фигуры и формы. Для этой же цели используем игры: «Спрячь игрушку», «Чей домик?», «Что катится, что не катится?», Сделай картинку», «Почтовый ящик».

Далее, мы учим детей, воспринимать плоскостную форму зрительно без практической ориентировки, только проверяя результат с помощью наложения и примеривания: «Найди свой стул», «Найди свою пару», «Бегите ко мне», «Найди ключ для мишки».

В игре «Угадай, что нарисовала?» мы учим детей вычленять контур предмета, соотносить объёмную форму с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, знать их название. Для опознания формы использовали различные приё мы: обведение фигуры пальцем по её контуру, ощупывание ладонями, прокатывание и т. д. Давали детям карточки с контурным изображением фигур разного размера, а нужно подобрать соответствующие фигуры по форме и размеру и наложить их на контурные изображения, наложение объёмных фигур на плоские и наоборот (квадрат на кубик).

Упражнения на узнавание и называние геометрических фигур проводились, используя различные игры: «Лото геометрическое», «На что похоже?», «Куда идёт зайка?», «Чудесный мешочек».

Одной из важных задач знакомства детей с геометрическими фигурами является обучение детей умению видеть форму предмета в целом и форму его отдельных частей. Для этой цели мы использовали игру: «Найди форму в предмете» (крупные рисунки с контурным изображением разных предметов : чебурашка, дом, ёлка и т. д. и конверты с разными геометрическими фигурами по количеству детей).

Некоторые предметы могут выкладываться и путём комбинирования геометрических фигур. Для выполнения игр и упражнений мы использовали набор геометрических фигур и форм, которые раскладывали перед детьми в следующем порядке:

1. квадрат, треугольник, круг, куб.

2. шар, куб, круг.

Задание состоит из четырё х этапов:

- найти, показать и объяснить, что в каждом из радов является лишним.

- чем отличается квадрат от прямоугольника, треугольник от квадрата.

- выбрать все фигуры, которые имеют прямой угол.

- рассказать, чем похожи и чем отличаются квадрат и куб, круг и шар.

Контуры предметов и геометрических фигур могут создаваться и с помощью палочек. Дети любят различные упражнения на трансфигурацию фигур и мы старались их использовать. Для игр мы использовали счётные палочки и геометрические фигуры, отличающиеся по цвету, форме и величине. Из счётных палочек мы учили детей выкладывать треугольник, квадрат, прямоугольник, а также предметы состоящие из этих форм (дом, ёлочка, ракета и др., и предметы с использованием готовых геометрических фигур (автобус, машины, пароход).

Далее мы учили детей преобразованию фигур. Эта работа способствует, с одной стороны, познанию фигур и их признаков, а с другой стороны, развивает конструктивное и геометрическое мышление. Детям давались следующие задания:

- разделить квадрат на два треугольника.

- сделать так, чтоб из прямоугольника получились два квадрата.

- сделать так, чтоб из двух треугольников получился один квадрат.

Умение видеть форму предмета и действенно воспроизводить её различным путём (предметное рисование, лепка, вырезание и др.) не только углубляет восприятие детьми окружающего мира, но и подводит их к некоторым обобщениям. Дети, например, отмечают, что для мира животных и растений (листья, цветы) характерны округлая форма, а для предметов обихода, созданных человеком – прямоугольная. Всё это расширяет познавательную деятельность детей, формирует новые интересы, развивает внимание, наблюдательность, речь и мышление детей с патологией зрения.

Результаты исследования показали высокий уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей с нарушением зрения. Показатель высокого уровня демонстрирует эффективность применяемой нами системы.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Веселый транспорт»Дидактическое пособие «Веселый транспорт» .

Лучшая авторская дидактическая игра «Вот поезд наш едет»Лучшая авторская дидактическая игра «Вот поезд наш едет» Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Занятия по сенсорике, направленные на формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей с нарушением зрения
Опубликовано: 4 апреля 2015 в 19:31
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД