Галина Николаевна Яковлева
«Сказка с музыкой дружна». Результаты деятельности музыкально-театральной студии
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка с музыкой дружна
«Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!» С. И. Мерзлякова
Одно из главных направлений модернизации образования – это сохранение и развитие здоровья ребенка. Здоровье - это не только физическое состояние ребенка, но и его психическое, социальное благополучие, способность проявления разностороннего интереса к той или иной деятельности. Я обращаюсь в своей педагогической работе к сказке или сказкотерапии. На базе детского сада создана музыкально-театральная студия, которая так и называется «Сказка». Как результат работы музыкально-театральной студии – показ в конце учебного года музыкального спектакля в несколько действий по какой-то сказке : «Муха-Цокотуха», «Наши добрые соседи» (продолжение сказки «Кошкин дом», «Дело было в лесу» (по сказке «Волк и семеро козлят», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др. К сценарию спектакля подхожу творчески: добавляю действия, песни, танцы. Например, в музыкальный спектакль «Муха-Цокотуха» включила веселый фрагмент «Ярмарка». Театральную студию посещают дети подготовительной группы. Музыкально-театральная деятельность объединяет такие виды искусств: музыка, театр, литература, живопись, танцы. Занятия провожу как с группой детей, с подгруппой и индивидуально.
Публикация «„Сказка с музыкой дружна“, Результаты деятельности музыкально-театральной студии» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Работа музыкального руководителя
- Сценарии по сказкам
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
Цель музыкально-театральной студии :
Развитие творческой личности ребенка, через овладение языка театрального искусства и актерской деятельности.
Задачи:
1. Создавать условия для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
2. Воспитывать и развивать внутреннюю (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешнюю (чувство ритма, темпа, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актерства в каждом ребенке.
3. Совершенствовать грамматический строй речи ребенка, его звуковую культуру, монологическую, диалогическую формы речи, обучить орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
4. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкально - театральных сказок, игр – драматизаций, упражнений актерского тренинга.
5. Знакомить с историей и развитием театрального искусства; развивать познавательные интересы дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.
6. Формировать основы исполнительской, зрительской и общей культуры.
7. Способствовать воспитанию культуры между сверстниками и взрослыми.
Ожидаемый результат :
Значительное повышение уровня развития детей в музыкальной, театральной деятельности.
Работа студии ведется по следующим направлениям:
• Знакомство с миром Искусства
• Актерское мастерство (Эмоционально-образное развитие)
• Сценическая речь
• Вокал
• Танец
• Умение держаться на сцене
Каждый раздел решает группу задач.
В разделе «Знакомство с Миром Искусств», дети узнают о театре, его видах, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Смотрят слайды. Знакомятся с театральными профессиями, театральной терминологией. Закрепляют правила поведения в зрительном зале. («Что такое театр?» Н. Н. Евренков.)
В разделе «Актерское Мастерство» - развиваю эмоционально – образное развитие у детей. Провожу такие упражнения: На выражение страдания и печали: «Стрекоза замерзла», «Дюймовочка у майских жуков» и другие. Игры с имитацией движений: «Угадай героя из сказки», «Отгадай кто мы?». Для развития творчества в движениях и пантомиме: «Танец Розы», «У зеркала» и др.
В разделе «Сценическая речь» - работаю: а) над развитием тембра голоса ( Потешки: «Как у нашего кота» (Радость, «Идет Коза рогатая» (Устрашающая, страх, «Как задумал комарик жениться» (Сочувствие); б) темпа (Скороговорки в разном темпе «Жужелица не жужжит», «Ехал Грека через реку»); в) дыхания («Цветок», «Вырасти большой»).
В разделе «Вокал» - поем песни из сказок. Дети выполняют творческие задания: сочиняют песни для героев на заданные слова или на свои.
В разделе «Танец» - учим танцы из сказок. Дети придумывают движения к танцу какого-нибудь героя из сказки.
В разделе «Умение держаться на сцене» - учим сценки по событиям, затем по действиям. Затем спектакль целиком.
Для того, чтобы ребенку было интересно на занятии, нужно обеспечить ему необходимый психологический комфорт, потому что
ребенок знакомится с окружающим с помощью зрения (зрительного анализатора, слуха (слухового анализатора) и движений (двигательного анализатора). Поэтому большое внимание уделяю эстетичным декорациям, атрибутам к занятиям, маскам, костюмам, музыке. Работа по оснащению театра ведется в тесном контакте с администрацией учреждения и родителями, воспитателями.
Так, при обследовании детей на начало учебного года было выявлено:
• Дети неправильно произносят окончания слов, звуки.
• Речь невнятная, не могут говорить в разном темпе, с разной интонацией.
• Отстают в ритмике.
• Очень застенчивы.
А к концу учебного года дети умеют:
• Действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.
• Делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе, не прерывают дыхание в середине фразы и беззвучно.
• Произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.
• Произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
• Выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
• Ритмично танцевать.
• Сочинять песенки, танцы, сказки.
Таким образом, театральная деятельность помогает развивать способности ребенка. Кроме того, требует от ребенка трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера и готовит к обучению в школе. Театральная деятельность и выступления на сцене перед зрителями способствуют и повышению самооценки. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Итог: Как итог работы музыкальной студии – это премьера музыкальной сказки. Такие большие премьеры проходят в конце каждого учебного года: для воспитанников детского сада, для родителей, для детей микрорайона, для воспитанников реабилитационного центра «Наш дом», для детей реабилитационного центра с нарушением опорно-двигательного аппарата «Светлячок». Дети выступают с большим удовольствием, это им нравится, им нужна такая благодарная аудитория!
На примере данной работ решается одно из главных направлений модернизации образования: здоровые и счастливые, творчески развитые, одаренные дети.