Папки-передвижки

«Сказки как средство развития связной речи детей 4–5 лет»

Оксана Михеева
«Сказки как средство развития связной речи детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проблемы.

Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л. С. Выготского (1982); А. А. Леонтьева (1974) и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А. А. Леонтьев, 1974). Поэтому к числу важнейших задач работы с дошкольниками, относится формирование у них связной речи, тем более что в последнее время увеличивается рост числа детей с нарушениями речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе, сказки.

Публикация «„Сказки как средство развития связной речи детей 4–5 лет“» размещена в разделах

Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Ребенок наполовину живет в воображаемом, нереальном мире, и не просто живет, а активно действует в нем, преобразовывает его и себя. Ведь именно из этой сокровищницы малыш черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором он еще не умеет задумываться. Ребенка привлекают невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом, быстрая смена событий.

Исходя из вышесказанного, я считаю, что тема моей работы является актуальной, т. к. сказки играют особую роль в развитии связной речи детей.

Цель: формирование связной речи детей 4-5 лет посредством сказок.

Задачи:

1. Учить детей пересказывать художественные произведения, составлять рассказы и сочинять новые концовки к известным сказкам.

2. Развивать интонационную выразительность.

3. Воспитывать уверенность в себе, умение слушать других.

Создание условий.

Организация развивающей среды в нашей средней группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

В самостоятельной художественно-речевой деятельности ребенка отражаются разнообразные впечатления от прочитанных книг, просмотренных кинофильмов и спектаклей, а также художественные умения, приобретенные на занятиях. Одно из условий развертывания такой самостоятельной деятельности — оснащение группы нужным оборудованием и пособиями, наличие мест для хранения и пользования ими.

В нашей группе в пределах литературно-художественной зоны занимает место книжный уголок. На полочке-витрине выставлены книги со сказками с учетом возрастных особенностей детей, которые привлекают их внимание. Помимо этого в свободном распоряжении детей имеется достаточное количество книг для самостоятельного пользования. Также в книжном уголке я расположила несколько тематических папок с картинками по сюжетам сказок, книжки-самоделки, детские работы по сюжетам сказок, различные дидактические игры. Книжный уголок разместила рядом с уголком творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации.

В течение учебного года были проведены тематические выставки: книги о природе, о нашей Родине, русские народные сказки и т. д. Все книги и иллюстрации обновляла 1 – 2 раза в месяц. Новые книги со сказками выставляла в соответствии с возрастными особенностями детей и программой.

После знакомства с новыми сказками в книжный уголок помещала различные модели и заместители персонажей сказок. К таким сказкам как: «Смоляной бычок», «Рукавичка», «Два жадных медвежонка» и т. д.

В игровой зоне расположила уголок ряжения и театр, способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления. В этих зонах расположила различные ширмы - их назначение меняется, в зависимости от характера и вида театрализованного действия. Также в этих зонах расположила различные виды театра, такие как: настольный, пальчиковый, магнитный, театр кукол би-ба-бо, а также сценическую площадку для настольного театра, театральные костюмы и различные шапочки-маски для инсценировки сказок. Для пополнения развивающей среды родители принимали активное участие в создании атрибутов для театра и режиссёрских игр (элементы костюмов).

А также в работе с детьми использовала:

- картинки для группировки и обобщения: животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др. ;

- наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду, ошибки (по смыслу);

- наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина);

- серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, литературные сюжеты, социобытовые ситуации);

- серии картинок "Времена года" (сезонные явления и деятельность людей);

- сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата;

- разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками и сюжетами сказок.

Содержание работы.

Работа по формированию связной речи детей с использованием сказок проводилась с детьми в течение всего учебного года на специальных занятиях, в нерегламентированное время и в летний период на участке детского сада.

Для данной работы был разработан перспективно-тематический план, который был составлен с учетом возрастных особенностей детей. В работе с детьми использовались различные виды сказок. Такие как: сказки о животных, сказки о людях (волшебные, новеллистические) и кумулятивные или цепевидные.

В своей работе использовала следующие разнообразные приемы: беседы; вопросы не только на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка, а также вопросы поискового характера (Почему, зачем, каким образом). Моделирование к таким сказкам как: «Смоляной бычок», «У солнышка в гостях» и другие. Замещение предметов – «Рукавичка», «Красная шапочка», «Два жадных медвежонка» и другие. Чтение по ролям (с предварительным заучивание реплек соответствующих персонажей) – «Теремок», «Рукавичка», «Зимовье зверей» и другие. К произведениям подбирала пословицы и поговорки, где вместе с детьми обсуждался смысл каждой из них, тем самым помогая ребенку запомнить поговорку и более четко уяснять внутреннее содержание сказки. Например, такие как: «Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других», «У страха глаза велики», «Жадный платит дважды» и другие.

В нерегламентированное время в работе с детьми использовала как традиционные формы (знакомство с содержанием сказки, беседа о том, что лежит на поверхности текста, обыгрывание, драматизация, инсценировка, так и нетрадиционные (придумывание совместно с воспитателем различных концовок, использование непредвиденных ситуации, смешивание нескольких сюжетов в один и т. д). Именно, нетрадиционный подход дает ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создает новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было бы наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

В течение года в работе с детьми использовались различные дидактические игры для развития связной речи, что включают в себя умение назвать предмет и рассказать о нем все, что знают; рассказывать, что нарисовано на картинке; описывать одежду ребенка; передавать словами, чем похожи и чем не похожи нарисованные предметы.

В течение учебного года с родителями провела родительское собрание на тему: «Сказки, как средство развития связной речи детей 4-5 лет», где родителей познакомила с основными целями и задачами по данной теме. А также провела индивидуальную консультацию на тему: «Роль родителей в развитии речи детей». В родительский уголок еженедельно вывешивала список рекомендованной литературы для чтения детям дома.

Таким образом, можно сделать вывод, что сказки играют особую роль в развитии связной речи детей.

К концу года дети научились:

- оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый);

- использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, согласовывать слова в роде, числе, падеже;

- строить полные и выразительные ответы по содержанию произведений, пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам, называть как наглядные, так и ненаглядные признаки предметов;

- выразительно читать стихотворения, потешки;

- отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные ситуации сказки по показу на заместителях;

- использовать заместители при пересказе конкретных эпизодов сказки.

Публикации по теме:

Презентация к педагогическому совету на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи. • В игровой форме.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Сказки как средство развития связной речи детей 4–5 лет»
Опубликовано: 18 января 2014 в 13:41
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Сказки как средство развития связной речи детей 4–5 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Михеева (УИ 179720) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД