Лучший педагог года

Сказкотерапия как один из способов преодоления конфликтов в детском коллективе ДОУ

Наталья Червинская
Сказкотерапия как один из способов преодоления конфликтов в детском коллективе ДОУ

Старший воспитатель

МДОУ – Центр развития ребёнка –

детский сад № 35

Кошкина Наталья Александровна

«Сказкотерапия, как один из способов преодоления конфликтов в детском коллективе ДОУ»

В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Очевидно, что общение ребенка со сверстниками в коллективе - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения с взрослыми.

Публикация «Сказкотерапия как один из способов преодоления конфликтов в детском коллективе ДОУ» размещена в разделах

Первым коллективом для ребенка, воспитывающегося в общественной системе образования, становится группа детского сада. Понятие «коллектив» применительно к детям дошкольного возраста имеет свои особенности. Им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей, формирует у них представления о роли каждого из них в жизни коллектива, в достижении общего результата деятельности, постепенно преодолевая неустойчивость связей. Условиями возникновения и становления детского коллектива являются совместная деятельность и общие переживания детей. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же общение, с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем несравнимое удовольствие.

Любое нарушение общения между детьми может привести к конфликту. Иногда ребенок выражается недостаточно определенно и ясно, и тогда слова могут быть поняты неправильно. И когда ребенок видит, что его не слушают, у него могут возникнуть чувства враждебности или осуждения. Часто возникает непонимание в отношении того, что подразумевается. Преодоление конфликтов предполагает их прогнозирование, например, время наступления, тяжесть последствий и т. д. Для преодоления конфликтов у дошкольников необходим анализ педагогом индивидуальных навыков, умений и индивидуального развития каждого ребенка на общем фоне группы.

Сказкотерапия в разрешении детских конфликтов является наиболее эффективным условием преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста и имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно: всего около десяти лет назад. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки. По определению Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевой, сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказкотерапия - это и процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Основные задачи сказкотерапии :

-расширение ролевого диапазона формирующейся личности ребенка;

-стабилизация психических процессов, развитие эмоциональной сферы;

-отработка саморегуляции и самоконтроля, развитие гибкости и произвольности поведения;

-устранение страхов, тревожности, неуверенности в себе, чрезмерных сомнений в правильности своих действий;

-повышение самооценки ребенка, обретение веры в себя;

-усвоение общепринятых норм общения с другими людьми;

-развитие фантазии и воображения, образного мышления.

Возможности работы со сказкой :

- Использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

- Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.

- Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения ребёнка, выявляя его систему оценок в категориях «хорошо - плохо».

- Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей или взрослых. Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции.

Программы сказкотерапии в разрешении конфликтов у детей старшего дошкольного возраста ограничены 5-12 занятиями. Материал, основанный на сказках, должен "уложиться" в душе и начать мягко изменять мировоззрение и поведение ребенка. Заканчивая курс, детям еще хочется путешествовать по сказке, воспитатели используют эффект "незавершенного действия". Подобный прием позволяет оставить восприятие детей активными, стимулирует их способность к размышлению.

Эффективно при разрешении конфликтов у детей старшего дошкольного возраста использование метода комплексной сказкотерапии.

Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит преодоление проблемных элементов. Ребёнку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, "прожить" как можно больше этих моделей. Занятия проходят в малых группах и построены так, что каждый ребенок приобретает необходимый опыт, возможность поработать со своими проблемными ситуациями в самой приемлемой и любимой форме - форме игры. Это создает достаточно сильную мотивацию к преодолению различных трудностей в сказочной ситуации, а затем перенесение этого опыта в реальную жизнь, для решения реальных проблем. Таким образом, ребенок учится быть творцом, создающим свой гармоничный и счастливый мир.

Публикации по теме:

Коммуникативные навыки как способы дружбы в детском коллективе «Коммуникативные навыки как способы дружбы в детском коллективе». Наверное, редко кто задаёт вопрос, зачем нужны друзья? Дружба нужна и.

Сказкотерапия как технология формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в ДОУСказкотерапия как технология формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в ДОУ Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Цель:.

Сказкотерапия как технология формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в ДОУСказкотерапия как технология формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в ДОУ Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Цель:.

Ансамблевая игра как один из способов разностороннего развития ребенка Ансамблевая игра, как один из способов разностороннего развития ребенка. Коллективное исполнительство во всех его проявлениях всегда занимало.

Консультация для родителей «Детский фитнес как один из способов здоровьесбережения» Детский фитнес – это организация физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей в дошкольных образовательных учреждениях и в фитнесцентрах.

Консультация для родителей «Лепка как один из основных способов развития мелкой моторики рук» С самого раннего детства необходимо развивать мелкую моторику рук. А она, в свою очередь, помогает развивать умственные способности малыша.

Педагогическая работа по профилактике и разрешению конфликтов между детьми в ДОУ В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются.

Стенгазета как один из способов поддержки детской и родительской инициативы в ДОУСтенгазета как один из способов поддержки детской и родительской инициативы в ДОУ Наладить хорошие взаимоотношения с родителями воспитанников – одна из главных задач воспитателя. Отдавая свое маленькое сокровище в детский.

Тестопластика как один из компонентов здоровьесберегающих технологий в детском саду В современном мире - время информационной насыщенности, занятости родителей, которые используют в воспитании детей телевизор, компьютер,.

Консультация для педагогов «Экологическая проектная деятельность как один из способов формирования познавательного интереса» Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как один из способов преодоления конфликтов в детском коллективе ДОУ
Опубликовано: 2 ноября 2018 в 10:21
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД