МААМ-картинки

Проект «Сказкотерапия как средство развития речи»

Елена Сидорчук
Проект «Сказкотерапия как средство развития речи»

Паспорт проекта

Наименование проекта «Сказкотерапия-как развитие речи»

Вид проекта Краткосрочный, групповой, творческий.

Основные разработчики

проекта

Музыкальный руководитель Сидорчук. Е. Г.

Цель и задачи

проекта Цель проекта : Развитие творческих способностей детей посредствам сказкотерапии.

Публикация «Проект „Сказкотерапия как средство развития речи“» размещена в разделах

Задачи проекта :

1. Развивать у детей произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, музыкально-творческие способности.

2. Снизить уровень тревожности и агрессивности

3. Развивать речь, обогащать активный словарь

Сроки

реализации проекта

Январь-февраль 2018г

Этапы

реализации

проекта 1-й этап подготовительный:

1. Установление целей и задач проекта.

2. Мониторинг музыкальных способностей детей.

3. Определение содержание работы, подготовка практического материала: наглядно– дидактических посо-бий, иллюстраций, видео материалов, подбор библиотеки, подбор классического репертуара.

2-й этап практический:

1. Консультация для родителей (ширмы).

2. Создание условий для реализации проекта :

проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам. Проведение интегрированных занятий: П. И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев», «Танец Феи Драже», м/ф «Щелкунчик». Н. С. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

3. Планирование работы воспитателей с детьми (выставка рисунков)

3-й этап заключительный:

1. Мониторинг проектной деятельности.

2. Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.

3. Презентация проекта «».

Участники проекта Воспитатели, дети группы, родители.

Ожидаемые конечные результаты проекта Ожидаемый результат :

1. У воспитанников повышается уровень музыкально-эмоциональной отзывчивости; повышается чувства ритма, ладовое чувство; появление интереса к музыкальному творчеству, проявление творческого самовыражения; воспитание нравственного, эстетического и этического чувства.

2. Стабилизация эмоционального состояния детей

3. Речевое раскрепощение ребёнка с учётом речевых возможностей. Различают на слух и дают название музыкальных произведений, автора музыки.

Актуальность.

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И. В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого.

В каких случаях уместно “лечение сказкой”? Оно необходимо, если у ребё нка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость и неуверенность в себе.

«Сказкотерапия» - это еще и процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину мира, и, в зависимости от этого, ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать определенным образом.

Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам, а герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается.

Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим средством.

На сегодняшний день использование сказкотерапии в работе со всеми детьми, а особенно с детьми, имеющими проблемы в развитии речи, просто необходимо, так как такая форма деятельности является новой технологией в психолого-педагогической коррекции детей с проблемами в развитии речи. Благодаря инновационной форме работы, через элементы сказкотерапии, дети с ослабленной нервной системой получают не только знания, умения, навыки, которые необходимы для обучения в школе, а и потребности в общении с окружающими людьми. Умение налаживать контакты с взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с ними, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении, проявлять свои эмоциональные состояния, принятые в человеческом обществе

Краткое описание проекта

В проекте представлена системная технология развития творческих

способностей детей дошкольного возраста посредством погружения ребёнка

в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую,

продуктивно-творческую.

Проект направлен на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Помочь детям активно войти в мир сказки, музыки, понимая каждое прослушанное произведения. Различая свойства музыкального звука с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительного методов музыкального воспитания.

Сказкотерапия эффективно используется для формирования благоприятных условий формирования креативных качеств личности.

В рамках образовательного процесса дети знакомятся со сказками, с музыкальными произведениями разных образов. Определяют средства музыкальной выразительности «Как рассказывает музыка. Дети, которые воспитываются на народных сказках, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке.

Активно включая сказки в занятия у ребёнка развивается фантазия, логика, внимание, наблюдательность. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняя сказки или придумывая творческие рассказы.

Цель: Развитие творческих способностей детей посредствам сказкотерапии.

Задачи:

1. Развивать у детей произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, музыкально-творческие способности.

2. Снизить уровень тревожности и агрессивности

3. Развивать речь, обогащать активный словарь

1-й этап подготовительный:

1. Установление целей и задач проекта.

2. Мониторинг музыкальных способностей детей.

3. Определение содержание работы, подготовка практического материала: наглядно– дидактических пособий, иллюстраций, видео материалов, подбор библиотеки, подбор классического репертуара.

2-й этап практический:

1. Консультация для родителей (ширмы).

2. Создание условий для реализации проекта : проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам. Проведение интегрированных занятий: П. И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев», «Танец Феи Драже», м/ф «Щелкунчик». Н. С. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

3. Планирование работы воспитателей с детьми (выставка рисунков)

3-й этап заключительный:

1. Мониторинг проектной деятельности.

2. Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.

3. Презентация проекта.

Ожидаемый результат:

1. У воспитанников повышается уровень музыкально-эмоциональной отзывчивости; повышается чувства ритма, ладовое чувство; появление интереса к музыкальному творчеству, проявление творческого самовыражения; воспитание нравственного, эстетического и этического чувства.

2. Стабилизация эмоционального состояния детей

3. Речевое раскрепощение ребёнка с учётом речевых возможностей. Различают на слух и дают название музыкальных произведений, автора музыки.

Перспективный план

Направления

работы Планируемые

мероприятия Сроки проведения

1 этап подготовительный

Создание плана работы Составление плана работы по реализации проекта «Сказкотерапия»

Сбор информации из разных источников.

Январь

Мониторинг детей Выявление начального уровня знаний.

2 этап

практический

Организация работы с родителями

Проведения мероприятий направленных на реализацию поставленных задач 1. Информационная реализация проекта для родителей (ширмы)

2. Интегрированное занятие «Рождественские встречи П. И. Чайковского» знакомство со сказкой «Щелкунчик», просмотр м/ф «Щелкунчик»,

3. Знакомство с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Мультзарисовки: «Вальс снежных хлопьев», «Танец Феи Драже».

4. Знакомство с творчеством Н. А. Римского-Корсакова. Слушание «Три чуда города Леденца», «Полёт шмеля».

5. Разучивание сказки по ролям «Теремок» (по мотивам сказки С. Маршака)

Январь

Февраль

Февраль

Организация работы воспитателей с детьми Выставка детских рисунков.

Чтение и просмотр сказки «Сказка о царе Салтане»

Февраль

3 этап

заключительный

Мониторинг музыкального развития детей с целью отслеживания результатов работы.

Показ театрализованной сказки «Теремок» (по мотивам сказки С. Маршака)

Презентация проекта

Февраль

Эффективность реализации проекта

Значение занятий по сказкотерапии заключается в том, что они оказывают решающее влияние на формирование эмоционально-волевой сферы, положительно влияют на развитие мимики и пантомимики, оказывают огромное влияние на коррекцию психических процессов у детей с проблемами в развитии.

Реализуя, аналитическое направление в занятиях с элементами сказкотерапии были решены следующие задачи:

Дети стали более активными и внимательными. У детей стало богатое воображение и фантазия. Научились доходчиво и правильно формулировать свои мысли. Группа детей стала сплоченной, овладели умением ставить себя на место другого.

Разные формы рассказывания сказок помогли научить детей слушать друг друга, не перебивать, следить за ходом мыслей товарищей и пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.

Обогатился словарь за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение. Рассказывая сказки перед другими детьми, появилась раскрепощеность, уверенность в себе, отсутствие страха. Овладели анализом положительных и отрицательных поступков.

Результат мониторинга на начальном этапе проекта показал, что не справились с заданиями - 32% детей, справились - 68%, на конец проекта не справились – 8% детей, справились – 92%;

1. Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы. Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание

Передает в свободных пластических движениях характер музыки. Понимает главную идею литературного произведения.

Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки. Понимает содержание произведения.

2. Выразительно передаёт в мимике и движениях эмоциональные состояния, расслабление и напряжение мышц тела.

Передает не точные в мимике и движениях эмоциональное состояния, образы.

Напряженно и скованно передает те или иные эмоциональные состояния.

3. Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев.

Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев.

Пересказывает произведение с помощью педагога

Реализуя музыкотерапевтическое направление в занятиях с элементами сказкотерапии, я сделала вывод:

• Дети овладели навыками определять эмоциональное содержание сказки, настроения.

• Научились воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями.

• Научились выразительно имитировать движения под музыку, передавать эмоциональные образы.

• Научились самовыражать себя через движение, мимику, посредством музыки.

• Прослушивание ярких музыкальных фрагментов способствовало тому, что у детей развилось воображение, фантазия, обогатился пассивный и активный словарь у детей.

Результаты моей работы показали необходимость продолжать проводить такие игры-занятия по сказкотерапи, по использованным направлениям в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Я планирую в дальнейшем, использовать элементы сказкотерапии не только на таких занятиях, но и в режимных моментах, включать их в праздники, развлечения, конечно, заинтересовывать и привлекать родителей этой новой форме работы с детьми. Необходимо убедить родителей, а значимости элементов сказкотерапии, показать какой интерес могут вызвать такие занятия у детей, какую роль они играют в его эмоциональном, познавательном и двигательном развитии.

Список литературы

• Занятие по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия О. А. Шорохова. Творческий Центр «Сфера», Москва 2009г.

• Театрализованные занятия в детском саду. М. Д. Маханева. Пособия для работников дошкольных учреждений. Творческий Центр «Сфера», Москва 2001г.

• Программа «Маленький актёр» для детей 5-7 лет. Т. С. Григорьева. Творческий Центр «Сфера», Москва 2012г.

• Театрализованные представления в детском саду. Е. А. Антипина. Издательство «ТЦ СФЕРА» 2010г.

• Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. (6/ 2013г)

Публикации по теме:

Фотографии как средство формирования и развития связной речи у детей с задержкой психического развитияФотографии как средство формирования и развития связной речи у детей с задержкой психического развития Обучение рассказыванию - одна из наиболее важных и сложных задач речевого развития детей дошкольного возраста. В то же время особенности.

ИКТ, как средство развития речи детей с задержкой психического развития Видео «ИКТ как средство развития речи детей с задержкой психического развития».Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием.

Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста». Цель: - развивать у детей творческое мышление, фантазию, воображение,.

Проект во второй младшей группе «Дидактические игры как средство развития речи» МБДОУ ДС «Звездочка» Интегративно – коммуникационный проект Во 2 младшей группе Проект: «Дидактические игры как средство развития речи».

Консультация для педагогов «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников» Консультация для педагогов. «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников». Развитие речи становится всё более актуальной.

Презентация мастер-класса для воспитателей ДОУ «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Каждый ребенок - это драгоценная жемчужина, и от нас, педагогов зависит, сможем ли мы помочь детям проявить скрытые возможности организма.

Проект «Дидактическая игра как средство развития речи детей» Пояснительная записка: Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито.

Проект «Волшебные пальчики. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей» МБДОУ д/с №36 г. Таганрог Проект «Волшебные пальчики». Тема: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей.

Консультация «Сказкотерапия, как средство развития связной речи» Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому воспитателю следует.

Сказкотерапия как средство развития толерантности Сказкотерапия — это и «воспитательная» (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева) и профилактическая система, которая включает в себя экологическое, трудовое,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Сказкотерапия как средство развития речи»
Опубликовано: 2 июля 2018 в 10:34
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД