МААМ-картинки

Сказкотерапия в образовательной деятельности по речевому развитию

Оля Бурова
Сказкотерапия в образовательной деятельности по речевому развитию

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Краснокоммунарский детский сад «Стрела»

Консультация для педагогов ДОУ

«Сказкотерапия» в образовательной деятельности по речевому развитию».

Воспитатель: Бурова Ольга Александровна

2018 год

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями, может

помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Д. Родари.

Публикация «Сказкотерапия в образовательной деятельности по речевому развитию» размещена в разделах

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сенситивным периодом речевого развития и творчества детей.

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой, основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.

Работа со сказкой строится следующим образом :

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы : музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Что могут дать такие сказки для детей? Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т. е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.

1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «мало значимости» и попытки таким способом доказать обратное.

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.

4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.

Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

Для успешного осуществления коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, у нас созданы следующие условия :

-наличие научно-методической и материальной базы (художественная литература, пособия, оборудование,, канцтовары) ;

-практические материалы, разработанные для обеспечения педагогического процесса при использовании этого метода (конспекты занятий и т. д.) ;

-консультации для педагогов и родителей ( цель: обновление и качественное улучшение речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки) ;

- наличие специалистов: психолог, логопед, учитель изо деятельности, которые работают с тесном содружестве.

Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются :

-диалоговые взаимоотношения логопеда, воспитателей, родителей и ребёнка на основе сказки;

-взаимодействие дошкольника с окружающим миром посредством сказки;

-насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки;

При подборе материала для работы с детьми, стараемся руководствоваться эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием на развитие не только речи, но и его личности в целом. Ведь сказка учит отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, а следовать дорогой добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в себе честность, трудолюбие, доброжелательность – главные общечеловеческие ценности. Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.

Сказкотерапия это :

1. процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире о системе взаимоотношений в нём;

2. процесс переноса сказочных символов в реальность;

3. созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего; процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки;

4. терапия средой, особой сказочной обстановкой;

5. выявление и развитие творческих способностей;

6. снижение уровня тревожности и агрессивности;

7. развитие способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;

8. развитие умения преодолевать трудности и страхи;

9. формирование навыков адекватного выражения эмоций;

10. укрепление союза "Ребенок-Родитель-Педагог";

Задачи развития речи детей решаются с помощью:

- предсказывания сказок; рассказывания сказок от третьего лица; группового рассказывания сказок; рассказывания сказок по кругу, сочинения сказок.

В педагогической работе особую роль отводим просвещению родителей. Рассказываем о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультируем по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Разъясняем им о значимости семейного чтения, подчёркиваем его весомый вклад при формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем влияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки. Чтение и обсуждение сказок становится доброй семейной традицией, создает тёплую задушевную атмосферу в доме.

В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах для развития речи.

Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Звук [Р]» Конспект непосредственно - образовательной деятельности Возрастная группа детей : подготовительная к школе Тема непосредственно-образовательной.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию «Зимовье зверей» Описание материала. Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятель-ности для детей средней группы по теме: "Зимовье зверей".

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Репка»Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Репка» Образовательная область: «Речевое развитие» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевому развитию» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 с. Кандры муниципального района Туймазинский район Республики.

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Прогулка в весенний лес» Конспект итоговой образовательной деятельности Развитие речи младшая подгруппа Тема: «Прогулка в весенний лес» Цель: Выявить уровень развития.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Рассказывание сказки «Репка» Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию «Рассказывание сказки «Репка» методом моделирования» в смешанной.

Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию «Знакомство со звуком [и]» КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ (подготовка к обучению грамоте) С ДОШКОЛЬНИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Антонимы» МБДОУ «Детский сад «Автомобилист» (филиал в с. Алгаза) Астраханская область Икрянинский район Конспект непосредственно-образовательной деятельности.

Планирование образовательной деятельности по речевому развитию «Волшебный мир книг» Тема 3 недели марта (19.03.18г – 23.03.18г) «Волшебный мир книг» (речевое развитие) Цель: знакомство с книжной культурой, детской литературой,.

Современные образовательные технологии в организации образовательной деятельности по речевому развитию детейСовременные образовательные технологии в организации образовательной деятельности по речевому развитию детей Современные образовательные технологии в организации образовательной деятельности по речевому развитию детей На тему: «Космический мир».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия в образовательной деятельности по речевому развитию
Опубликовано: 13 ноября 2018 в 13:48
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД