Ирина Плотникова
«Слово ласковое — мастер дивных див». Устное народное творчество для самых маленьких
▼ Скачать + Заказать документы
Детский фольклор представляет своеобразную часть устного народного творчества. Народ — великий художник и педагог — выработал для детей особые фольклорные жанры — колыбельные песни, потешки, прибаутки, сказки, загадки.
Другим видом детского фольклора является устное народное творчество самих детей — песенки, считалки, дразнилки. Детский фольклор постоянно пополнялся сказками, песнями, пословицами, загадками, частушками, закличками, которые дети отбирали из фольклора взрослых.
Публикация «„Слово ласковое — мастер дивных див“, Устное народное творчество для самых маленьких» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями.
Слушая произведения устного народного творчества, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. В результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счетусвоения сравнений, эпитетов, синонимов. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности, устному, поскольку находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его. Рассмотрим значение различных жанров произведений устного народного творчества в отдельности.
Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребенок встречается начиная с раннего возраста. Слушая сказки, рассказанные мамой и бабушкой, он испытывает те или иные чувства, переживания.
В русской народной сказке заключено богатое содержание и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и др., например: красна девица, ясный сокол и др., которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников.
В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим (Поклонился в пояс. Здравствуй, кумушка. Хлеб да соль).
Значительный нравственный эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках.
Пословицы и поговорки — особый вид устной поэзии, веками шлифовавшийся и впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Они невелики по объему, но очень емки по смыслу: «Мал золотник, да дорог», «В Тулу со своим самоваром не ездят», «Волков бояться — в лес не ходить», «Долг платежом красен» и т. д.
Целый пласт пословиц посвящен семье, материнской любви: «Нет такого дружка, как родила матушка».
Пословицы и поговорки могут оказать огромное влияние на развитие ума. Как правило в них, помимо хорошо видимого, существует и скрытый, незаметный при первом знакомстве с ними внутренний смысл. «И сила уму уступает», «Глупый киснет, а умный все промыслит».
Образность пословиц и поговорок, умение народу образно описать предмет, умение творчески использовать слово, являются весьма важными в формировании речи детей дошкольного возраста.
Загадка — одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений: «Без рук, без ног, а рисовать умеет», «По горам, по долам ходит шуба да кафтан».
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Таким образом, ценность загадки в воспитательно-образовательной работе с детьми неоспорима.
Колыбельная песня — спутник детства. Она, как один из древнейших жанров фольклора, составляет ценную часть сокровищницы народного творчества.
Колыбельные играют громадную роль в ознакомлении ребенка дошкольного возраста с окружающей жизнью, с традициями и обычаями, бытом собственного народа.
«Ай баю-баю-баю
Мать пошла за рыбою.
Отец пошел по воду
Отморозил бороду».
Они несут в себе понимание добра и благополучия своему ребенку со стороны матери, уверенность в том, что он будет здоров и счастлив.
Колыбельные песни наряду с другими жанрами словесного творчества народа заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Они обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например — заинька.
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи.
Обучая детей образовывать эти песни, т. к. в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. Причем это не просто кот, а котенька, коток, котик, котя.
Колыбельная содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствуют особая интонационная организация, наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний. Она помогает запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Не меньшую роль в воспитательно-образовательном процессе детского сада могут сыграть русские народные песенки, пестушки, потешки, которые развлекают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. В потешках, песенках отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малютки — без лукавства и фальши.
Активизирующее воздействие на ребенка оказывает наличие в них повторяющихся звукосочетаний и слов, например «чики-чики чикалочки», «ладушки-ладушки».
Использование народных песенок, потешек, пестушек в процессе детской жизнедеятельности благотворно влияет на общение взрослого с ребенком, поскольку они создают положительный эмоциональный фон.
Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи. Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать, например, такую потешку:
«Заинька, войди в сад,
Серенький, войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад,
Серый, серый, войди в сад!»
С их помощью можно развивать фонематический слух, т. к. они используют звукосочетания — наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.
Особые интонации, ритмичность, которые создаются за счет использования в этих произведениях простых рифм, звукосочетаний и сочетаний слов позволяют ребенку осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей. Эти произведения способствуют формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.