Елена Конопкина
«Снежная фантазия». Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
- уточнить и расширить представление детей о снеге;
-активизировать словарь детей, расширять представление о родственных словах;
- привлечь детей к процессу словообразования;
- закреплять умение детей разделять звуки на твёрдые и мягкие согласные;
- развивать зрительное внимание, мышление, речеслуховую память.
Материалы: кукла в костюме Снегурочки, картинки с изображением родственных слов; игра для интерактивной доски; презентация снежных пейзажей для интерактивной доски, пособие «Снежинки» для дыхательной гимнастики.
Публикация «„Снежная фантазия“, Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Предварительная работа: наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом; чтение стихов «Снег» Н. Бромлей, «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идёт» М. Познанской; чтение рассказов и сказок о снеге: «Зачем зимой снег?», «Почему зимой не бывает дождика, а всё снег, да снег».
Ход занятия.
В. – Ребята, отгадайте, о чём эта загадка.
Мягкий он, а не подушка.
Белый он, а не пушок.
Он холодный, как лягушка,
А согреешь – ручеёк.
(Снег)
Д. – (ответы детей) – снег.
В. – Да, это снег. А что такое снег? Почему идёт снег? С поверхности водоёмов испаряется вода, поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом. А как называются такие кристаллы? Отгадайте загадку.
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка)
Д. – Это снежинка.
В. – Снег состоит из снежинок. А какой бывает снег?
Д. – Снег бывает белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, мягкий, липкий. Снег также похож на ковёр, одеяло, на деревьях лежит шапками.
В. – А какой бывает снежинка?
Д. - Снежинка бывает белая, лёгкая, ажурная, прозрачная, красивая. Снежинки умеют летать, кружиться, падать, «танцевать», на ладошке – таять.
В. - По форме все снежинки похожи на шестиконечные звёздочки, но двух одинаковых снежинок не бывает. Если много падает снега с неба, это называется снегопад. А когда снежинки кружатся, ветер их несёт, это называется вьюга, метель. Холодно, страшно в метель, но мы с вами не боимся, а попробуем со снежинками поиграть. (Физкультминутка)
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке,
Будем их ловить руками
И покажем дама маме.
(Дети поднимают руки над головой
и делают хватательные движения,
словно ловят снежинки. )
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
(Потягивания – руки в стороны. )
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются. )
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий, рыжий мячик.
(Прыжки на месте. )
Ну а мы идём, идём
(Ходьба на месте. )
И к себе приходим в дом.
(Дети садятся на стульчики. )
.
В. – А теперь давайте попробуем с вами «создать» вьюгу, подуем на снежинки.
Дыхательная гимнастика: дети держат снежинки на верёвочке и дуют на них с разной силой: то сильнее, то слабее.
В. - Ребята, наша вьюга так разыгралась, что произошло чудо: в снежной буре возникла девочка. (Показывает куклу. ) Как её зовут?
Д. – Снегурочка.
В. – С какого звука начинается её имя? (ответы детей.) Да, со звука «с», а какой это звук?
Д. – Согласный, твёрдый.
В. – Сейчас мы поиграем с вами в игру и определим, в каком слове твёрдый согласный звук, а в каком – мягкий.
Проводится игра на интерактивной доске «Положи в свою корзинку».
В. – Снегурочка пришла к нам в гости и хочет с вами поиграть. А от какого слова произошло имя Снегурочки?
Д. – Снег.
В. – Снегурочка принесла картинки и просит найти все картинки с родственными словами слову «снег». Одна картинка среди них лишняя. Вы должны догадаться, назвать её и объяснить, почему она лишняя.
Проводится игра «Найди лишнюю картинку».
В. – Вы хорошо поиграли, но Снегурочка принесла ещё одну игру: «Вспомни - назови»: послушайте стихотворение и назовите все родственные слова слову «снег»:
Невесомые снежинки превратились в снегопад.
На дорожки, на скамейки мухи белые летят.
Дети лепят снежный ком, станет ком снеговиком.
Малыши в снежки играют, кто-то строит снежный дом.
А в кормушке снегири зерна с крошками нашли.
Белоснежные сугробы все дорожки замели.
Прячутся подснежники под сугробы снежные.
А Снегурочка с мешком посыпает всех снежком.
(Кулакова Т. В.)
В. – Молодцы, вы все слова назвали правильно. Теперь вы знаете, что такое снег, какой он бывает, из чего состоит, каким словом обозначается и что у слова «снег» много родственных слов.