Котлова Елена Юрьевна
Снижение проявление детской агрессии у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 25 «Рябинушка»
г. Мичуринск, Тамбовской обл.
Сообщение из опыта работы
Тема:
«Детской агрессия и помощь детям раннего возраста»
Подготовила:
воспитатель
Котлова Елена Юрьевна
г. Мичуринск, 2024
Публикация «Снижение проявление детской агрессии у детей раннего возраста» размещена в разделах
Агрессия представляет собой ответную реакцию на неосуществлённые планы, запреты и возникающие трудности. Агрессией пытаются защититься от стоящих на пути препятствий.
Агрессия у детей может быть и результатом притеснения, необоснованных и несоответствующих возрасту требований и ограничений, исходящих от взрослых.
Агрессия у детей 2-3 лет.
Когда малышу исполняется 2-3 года и его отдают в ясли, он начинает кусать уже сверстников.
Конечно, причиной такого поведения может стать стресс от смены обстановки, также, желание контролировать окружающих. В этом возрасте для многих становится открытием, что они вовсе не "пуп земли", и окружающие люди вовсе не думают подчиняться их желаниям. Это вызывает чувство протеста, поэтому ребёнок может начать кусать детей и агрессировать.
Но к тому можно смело прибавить и такие факторы:
- кризис трёх лет. Всем известное "Я сам!" Агрессия может начаться при любом пресечении самостоятельности ребёнка;
-недостаточное развитие самоконтроля, навыков общения и плохо разбираемая речь. Именно по этой причине может возникнуть всплеск агрессии и во время игры со сверстниками: малыш может ударить или укусить другого ребёнка;
-а также семейная ситуация: агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях -- крики, ругань, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления; непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения; устранением от общения с малышом, безразличие, нетерпимость и властность.
Большая часть агрессивных детей вырастает в семьях, где агрессивность свойственна поведению родителей. Когда ребенок видит, что родители кричат, требуют немедленного подчинения, ругаются или жестоко наказывают провинившегося, для одних детей такое поведение становится самой верной моделью для подражания, а у других развивается покорность, боязливость и угодничество.
Не только авторитарное, агрессивное, но и чрезмерно уступчивое и потакающее поведение родителей может стать причиной появления агрессивности в поведении ребёнка.
Для маленьких детей важно чувствовать внимание со стороны родителей, и поэтому если в семье мало общаются с ребенком, то агрессивное поведение может стать верным средством привлечения внимания к себе. Подобная ситуация может сложиться и в случае, если в семье появился еще один малыш и большую часть времени родители уделяют ему.
Работа по преодолению агрессивности детей.
В раннем детстве в поведении некоторых детей можно наблюдать агрессивность. Английский психолог Д. Лешли советует, если вы заметили, что агрессивное действие еще только готовится к свершению, то нужно отвести его руку или удержать за плечи.
Если агрессивное действие все же совершено, то нужно обязательно своим огорченным видом показать малышу, что такое поведение недопустимо, а «жертве» оказать внимание. Не следует долго помнить обиду, а лишь заметить, что такое охлаждение в отношениях вызвано его агрессивным поступком.
В случае разрушительной агрессии воспитатель должен кратко, но однозначно выразить свое недовольство поведением ребенка и предложить ему устранить причиненный разгром. При этом надо стараться, чтобы уборка была вызвана не наказанием, а желанием малыша самостоятельно или с помощью взрослого навести порядок. Ребенка нужно обязательно поблагодарить. Не нужно настаивать, если ребенок не желает исправлять, нужно только показать свое сожаление.
Если вы сами невольно стали примером агрессивного поведения - накричали, оттолкнули, хлопнули по попе, необходимо тут же остановиться и попросить прощения у ребенка, извинившись за свою несдержанность. Дети будут подражать вашему поведению.
В раннем возрасте желательно начать обучать малыша альтернативным способам выражения своего гнева, например, когда злишься, топнуть ногой, но достичь видимых результатов можно будет только в дошкольном детстве. При этом нам самим необходимо придерживаться заданных вами правил, иначе это будет восприниматься как еще одна форма диктата.
С. Я. Якобсон и С. Чернавина предложили для снижения агрессивности детей строить работу воспитателей по двум направлениям.
1. Систематизация торможения нежелательных форм поведения детей.
• Словесный запрет, который произносится строгим голосом и выделяется интонацией от других моментов воспитательного процесса.
• Различные формы порицания, которые наиболее эффективны, если исходят от какого-либо игрового персонажа, С. Чернавпна предлагает использовать для этого колпачок из плотной бумаги, На одной стороне которого нарисованы глаза, нос и рот с чрезвычайно сердитым выражением, а с другой с радостным. При агрессивных действиях одеваем «сердито» стороной и говорим: «Ай-яй-яй». Когда агрессия прекращается, колпачок поворачивается и говорим: «Молодец, теперь я рада».
Формирование сочувствия и уважения к сверстнику, его правам и
интересам.
Суть данной работы в том, чтобы привлекать внимание детей к пострадавшему от агрессивных действий ребенку. Малышам нужно обрисовать печальные последствия произошедшего, попросить пожалеть жертву и помочь ей. Развитие внимания к переживаниям других и сочувствия - это длительный процесс, ориентированный на будущее, но начинать заниматься этим нужно уже в раннем детстве.
Рекомендации родителям могут быть такие:
- принимайте ребёнка таким, каков он есть;
- предъявляя ребёнку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности;
- включайте малыша в совместную деятельность, подчёркивая его значимость в выполняемом деле;
- расширяйте кругозор ребёнка;
- игнорируйте лёгкие проявления агрессивности, не акцентируйте на них внимание окружающих;
- учитесь слушать и слышать ребёнка;
- не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции, а научите выражать их правильно.
- повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они разумны.