Любовь Костина
Социальная адаптация детей с ОВЗ с использованием личностно-ориентированного подхода в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Социальная адаптация детей с ОВЗ, с использованием личностно ориентированного подхода в детском саду»
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья меняют психологический климат в семье, отношения внутри семьи. Родители часто ограничивают себя и своих детей в общении, избегают новых знакомств. Социальная среда детей с ОВЗ ограниченна семейным кругом, поэтому детям очень часто трудно социально адаптироваться в обществе. Также родители излишне опекают ребенка с ОВЗ, вследствие чего ребенок начинает пользоваться своей ущербностью, становиться ревнивым, требуют повышенного внимания.
Публикация «Социальная адаптация детей с ОВЗ с использованием личностно-ориентированного подхода в детском саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют в активном участии и развитии социума.
Но благодаря инклюзивному образованию сейчас дается возможность посещать многим детям с ОВЗ дошкольные образовательные учреждения любого типа, что позволяет им получать полноценное образование и общаться со своими сверстниками.
Дети с ОВЗ часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем обычные дети. Только созданием благоприятной обстановки в дошкольном учреждении полностью решить проблему успешной адаптации очень сложно, а в некоторых случаях практически невозможно, поэтому для решения этой проблемы мы используем личностно – ориентированный подход к каждому ребёнку.
В нашем детском саду наряду со многими другими дошкольными учреждениями одним из направлений в работе является личностно – ориентированный подход в воспитании дошкольников, в том числе и дошкольников с ОВЗ.
Нашу группу наряду с детьми с нарушениями опорно - двигательного аппарата, посещают дети с общим недоразвитием речи, личностно-ориентированный подход в воспитании всех детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию творческой личности.
В концепции дошкольного образования говорится о необходимости осуществлять индивидуальный подход в воспитании и образовании каждого дошкольника.
Для этого мы изучаем индивидуальные особенности детей включаем их в ситуацию выбора самостоятельного принятия решения. Постоянно включаем каждого воспитанника в том числе и воспитанников с ОВЗ в посильную и все усложняющуюся для них деятельность. Максимально опираясь на собственную активность личности. Создаём в группе условия для развития творческого потенциала детей.
Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей : страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность. Но ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.
Представление об окружающем мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Мы считаем, что надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит руку к овладению навыком письма.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Наш верный помощник в работе - дидактическая кукла «Забава». Это дидактическая многофункциональная каркасная кукла. Идея создания куклы пришла нам, когда мы увидели интерес детей от выполненных в такой же технике маленьких кукол, тогда мы подумали было бы хорошо, если бы все задания и сюрпризы выдавала детям близкая и понятная для них кукла. Она учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребёнку. Работая с куклой, говоря за неё, ребёнок по-иному относится к своей собственной речи. Кукла служит для ребёнка своего рода защитой, психологической опорой в его публичном выступлении. Таким образом, мир ребёнка - это мир действия и деятельности, а кукла, не смущая и не травмируя ребёнка, даёт возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребёнка с коррекционными задачами педагога. Мы используем Забаву в течении всего дня в различных видах деятельности, в режимных моментах, кроме того, она помогает детям быстрее и легче пройти этапы адаптации.
Так же для социальной адаптации каждого ребёнка с учётом индивидуальных возможностей и личностных особенностей, в нашей группе используется пособие «Вязанный квадрат». Его особенность в том, что его можно применить в различных образовательных областях и видах деятельности, а также модернизировать для ребёнка любого возраста, учитывая индивидуальные возможности и особенности каждого ребёнка.
Речевое развитие:
Цель: активизация речевой деятельности у детей используя личностно – ориентированный подход.
«Собери картинку и опиши»,
«Угадай сказку».
«Волшебный сундучок»
Познавательное развитие:
ФЭМП
Цель: развитие логико-математических представлений о фигурах, величинах, ориентации используя личностно – ориентированный подход.
«Разложи по возрастанию или по убыванию»
«Сложи геометрическую фигуру»,
«Покажи правильно»(вверх-низ,право-лево,середина)
«Сенсорный ряд»(выложить фигуры по образцу)
«Найди пару»
Ознакомление с окружающим:
Цель: развитие познавательных процессов (память, внимание) используя личностно – ориентированный подход.
«Выложи радугу»,
«Угадай сказку».
Физическое развитие:
Цель: развивать двигательную активность дошкольников используя личностно – ориентированный подход.
«Полоса препятствий»
«С кочки на кочку»
Художественно-эстетическое развитие:
Цель: приобщение к изобразительному искусству; развитие эстетического восприятия, образного представления, творческого воображения, художественного вкуса и чувства гармонии используя личностно – ориентированный подход.
«Выложи холодную и теплую дорожки»,
«Подбери сочетающиеся цвета»
«Мандала» (Выложи узор)
Личностно – ориентированный подход, мы используем и в сюжетно-ролевых играх, что также способствует социальной адаптации детей. Ведь именно благодаря сюжетно-ролевой игре формируется грамотная, правильная речь ребенка по ситуации, в которую он попадает, формируется отношение к окружающему миру, позволяющее целостно и по частям, адекватно воспринимать его. Также формируется морально-воспитывающая среда, позволяющая делить «зло» и «добро», «правильное» и «неправильное». Появляется умение вести себя в различных коллективах, воспринимать себя и других, оценивать их поступки, исходя из моральных установок, принятых ребенком в процессе воспитания.
Введение сюжетно-ролевой игры с учетом возрастных особенностей детей, непрерывности и преемственности образования, состояния окружающей среды, современных аспектов жизни общества, может выступать предпосылкой развития творчески и социально активной личности ребенка, что является одним из приоритетов внедрения федеральных государственных стандартов.
Таким образом дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, который имеет непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа, ребенок превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки – поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Введение ФГТ и принятие ФГОС предполагает обращение к личностно – ориентированной педагогике, отход от жестоко регламентированных форм воспитания и обучения детей, что даёт возможность для всех детей, в том числе и с ОВЗ облегчить социальную адаптацию.