Папки-передвижки

Социально-педагогическая работа с детьми, подвергшимися насилию в семье

Аристова Алёна Олеговна
Социально-педагогическая работа с детьми, подвергшимися насилию в семье

Социально-педагогическая работа с детьми, подвергшимися насилию в семье.

Аристова Алёна Олеговна, МБДОУ «Детский сад №1 «Сказка» с. Красный Яр, воспитатель.

В настоящее время в связи с кризисным состоянием общества, нарушается стабильность семьи, обостряются негативные явления внутри нее (ухудшается эмоциональное самочувствие ее членов, обостряются взаимоотношения между ними, нарушаются права детей). Наметилась стойкая тенденция к увеличению числа так называемых «неблагополучных» (проблемных) семей, характеризующихся смещением моральных ценностей и ориентаций. В такой семье ребенку неуютно, а иногда даже небезопасно.

Публикация «Социально-педагогическая работа с детьми, подвергшимися насилию в семье» размещена в разделах

Жестокость и насилие в семейной жизни существовали всегда, случаи избиений и даже убийств родителями собственных детей – явление не новое. Но сегодня они выходят за рамки семейной трагедии.

Семья является главным социальным институтом в воспитании ребенка. Для родителей и педагогов ребенок – единый объект внимания, который в современных условиях приобретает статус субъекта в системе взаимодействия родители-педагог-ребенок. Именно поэтому любая попытка внести свой вклад в формирование гуманных отношений в обществе, особенно если это касается детско-родительских отношений, весьма ценна и значима.

В своей статье я ссылаюсь на следующее определение «насилие - подавление человека во всех его разновидностях и формах – не только прямое, но и косвенное, не только физическое, но и экономическое, и политическое, и психологическое, и всякое иное.»[1, c.57]

На основании этого мною сделан вывод, что понятие насилия имеет достаточно конкретное и строгое содержание, его нельзя отождествлять с любой формой принуждения. В реальной практике редко встречаются отдельные категории насилия, обычно дети переживают одновременно несколько его видов.

Насилие, пережитое в детстве, является фактором-предикатором формирования пограничной личностной организации, характеризующейся диффузией идентичности, низким уровнем когнитивной оснащенности образа «Я» с высокой зависимостью от поля и значительным участием аффективных компонентов. Накопленный отрицательный опыт общения переносится на отношения подростка с социальным окружением, находя выражение в агрессии, направленной вовне, на окружающих людей, в том числе на родителей, или на собственную личность, проявляясь в склонности к суицидам.

В качестве причин жестокого поведения родителей называют:

- социально-экономические факторы : безработицу, плохие жилищные условия, материальную неустроенность, которые приводят к стрессу и далее - к жестокому обращению с домочадцами;

- психологические факторы: особенности личности родителей или ребенка, психические заболевания, алкоголизм, наркоманию, отрицательный личный опыт родителей, пережитый в детстве, отсутствие педагогических знаний. Жертвами семейного насилия чаще становятся нежеланные, болезненные иди гиперактивные дети. Родители, демонстрирующие жестокое обращение с детьми, чаще являются эмоционально неуравновешенными людьми или находятся в состоянии эмоционального стресса [2, с. 148].

Некоторые родители оправдывают плохое обращение с ребенком его врожденными отрицательными качествами. Такая позиция родителей может усилить конфликт и привести к изоляции ребенка в семье. Исследователи считают, что такие родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, имели большие проблемы в общении с близкими людьми.

Задача педагога – создать педагогическую ситуацию, чтобы помочь ребенку выйти из кризиса, учитывая, что такие дети очень привязываются к воспитателю.

Социально-педагогическая деятельность имеет большее значение в профилактике и коррекции страхов и переживаний детей, подвергшихся насилию. Социально-педагогическая помощь детям – жертвам насилия определяется исходя, прежде всего, из психологических особенностей каждого ребёнка. Педагог должен не только учитывать отношение ребёнка к себе, но и овладеть искусством, создавать эти отношения и педагогически целесообразно выстраивать их.

Педагог должен поставить для себя задачи: способствовать уменьшению у ребенка, чувства страха и бессилия; повышение самооценки и уверенности в себе; формирование и мотивирование родительской ответственности за здоровое развитие, и воспитание детей.

В организации своей деятельности педагог должен применять различные формы работы (групповые или индивидуальные) и методы, такие как беседа, наблюдение, анализ документов, анкетирование, организация досуга, ролевые игры, консультирование, социально-педагогические, коррекционно-развивающих тренинги и мастер-классы для детей и родителей.

Список литературы

1. Елисеев Д. Жестокое обращение с детьми как проблема современного общества. – М. : Свобода, 1999. – 386 с.

2. Алексеева И. А., Новосельский И. Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. - М. : Генезис, 2005. - 256 с.

Публикации по теме:

Индивидуальная работа с ребенком раннего возраста в области «Социально-коммуникативное развитие» Игровая ситуация: «Пригласим куклу Катю в детский сад» Цель: Развивать у ребенка умение выполнять игровые действия, при ведущей роли взрослого,.

Мастер-класс «Работа с родителями». Генеологическое древо «Профессиональные династии в моей семье»Мастер-класс «Работа с родителями». Генеологическое древо «Профессиональные династии в моей семье» А начала я со слов: «На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, - кто ты будешь такой?» Всем вам известна.

Педагогическая гостиная для родителей «Повышение роли отца в семье» Можно утверждать, что ребенок, в силу обстоятельств обделенный любовью родителей или даже одного из них, например отца, вряд ли научится.

Подвижные игры с детьми 3–5 лет в семье Подвижные игры с детьми 3 -5 лет в семье». Подвижные игры и игровые упражнения имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития.

Предварительная работа по социально-экологическому проекту «Экологическая тропинка детского сада»Предварительная работа по социально-экологическому проекту «Экологическая тропинка детского сада» В феврале 2018г я буду участвовать в конкурсе "Педагогический дебют - 2018". Одним из заданий конкурса является разработка социально-педагогического.

Проект «Профессии в моей семье», в рамках образовательной области Социально-коммуникативное развитие дошкольников Цель: формирование представлений о профессиональной деятельности взрослых у детей дошкольного возраста. Задачи: Расширять общую осведомленность.

Проектная работа «Развитие речи детей в семье» Развитие речи детей в семье Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития.

Презентация «Психологический портрет детей подвергшихся насилию» Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном.

Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях Детско- родительский клуб "Мир детства" разработали воспитатели Ананьина Светлана Владимировна и Жукова Татьяна Александровна. Подведем.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения средствами физического воспитания в условиях ФГОС Движение составляет основу любой детской деятельности. Для детей с нарушением зрения дефицит движения (по сравнению со здоровыми сверстниками).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-педагогическая работа с детьми, подвергшимися насилию в семье
Опубликовано: 22 апреля 2018 в 16:52
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД