Елена Бацура
Социальное партнерство детского сада и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования Абинский район
Проект «Социальное партнерство детского сада и семьи»
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый.
Участники проекта: педагоги ДОУ, дети младшей группы и их родители.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации: сентябрь 2014 г. – май 2016 г.
Публикация «Социальное партнерство детского сада и семьи» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Условия реализации: детский сад - “открытая система” воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада.
Среда реализации: развивающая предметно - пространственная среда, развивающие виды деятельности.
Направления деятельности:
- изучение потребностей родителей в образовательных услугах с целью определения перспектив дальнейшего взаимодействия;
- формирование активной позиции родителей в воспитании детей, повышение их степени участия в педагогическом процессе;
- выявление инициативной по своим образовательным позициям группы взрослых, опираясь на которую можно строить образовательный процесс; развитие клубной деятельности;
- пропаганда здорового образа жизни посредством личного опыта семей.
Проблема: незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей. Это происходит из – за:
• недостаточности знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста;
• нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми;
• невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.
Цель проекта: проектирование и реализация модели деятельности МБДОУ детского сада №4 социального партнерства с родителями детей дошкольного возраста, повышение педагогической компетентности и стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни, через детско - родительский клуб.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Дать родителям представление о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
2. Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей.
3. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
4. Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.
Гипотеза проекта: общение педагогов и родителей будет эффективнее, если реализуются следующие условия:
- участие родителей в планировании совместной деятельности;
- переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ;
- правильно формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах физического воспитания детей;
- создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ.
Принципы реализации проекта:
• добровольности;
• значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);
• вариативности форм и методов;
• научности;
• непрерывности и целостности;
• комплексности;
• сотрудничества;
• постоянства обратной связи;
• открытости;
• конфиденциальности.
Формы работы с родителями:
Вариативные:
подгрупповые мероприятия для дифференцированных групп родителей в соответствии с запросами;
инд. работа с родителями и их детьми по выявлению, профилактике и коррекции различных отклонений (приложение 4);
совместные детско-родительские встречи в различных формах: занятия, игровые упражнения, досуговые и спортивные мероприятия.
Инвариантные:
групповые мероприятия для всех родителей: семинары, деловые игры, викторины, тренинги, консультации.
Предполагаемый результат реализации проекта:
• отсутствие формализма в организации работы с семьей;
• динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;
• увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;
• учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;
• выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;
• осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как “ помощника” семьи в воспитании детей.
Проект реализуется в три этапа:
I. Подготовительный этап – 2014 год (организационный) предусматривает следующие виды деятельности: изучение психолого- педагогических основ проблемы организации работы детского сада по установлению партнерских отношений с семьями воспитанников в вопросах оздоровления детей, отношения родителей к занятиям физической культурой в детском саду, разработка методического обеспечения спроектированной модели.
II. Основной этап (2014 – 2015 учебный год) – реализация спроектированной модели социального партнерства с родителями детей детского сада :
• разработка Положения о клубе (Приложение №1)
• составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий (приложение №2; №3)
• разработка и реализация Программ взаимодействия ДОУ и семьи посредством деятельности клуба, повышения психолого – педагогической культуры родителей по установлению партнерских отношений с семьями воспитанников в вопросах оздоровления детей.
III. Итоговый этап (май 2015- 16 года, осуществляется рефлексия проведенной деятельности по проекту, представление проекта на районной научно – педагогической конференции «Мой вклад в развитие образования Абинского района», готовятся к печати инновационные продукты, статьи, составляется отчет работы по проекту.
Подготовка к презентации.
Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ (педагоги-родители). Награждение участников проекта в различных номинациях. Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ. Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.
Краткая аннотация проекта:
С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Главным образом это члены семьи дошкольника. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей. Педагогическая целесообразность педагогического проекта заключается в выбранной тактике использования традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, которые в полной мере решают все поставленные задачи.
Основным механизмом для достижения цели проекта и, объединяющим педагогов, детей и родителей, являются формы совместной деятельности, детско-родительский клуб «Веселые Неваляшки».
Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических, игровых методов и приемов, способов организации совместной деятельности детей и родителей.
Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовательном учреждении позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению ослабленных от рождения детей, а так же укреплять внутрисемейные отношения.
Сотрудничество нашего детского сада и семьи направлено на достижение основной цели – разработка новых подходов ко взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного физического развития ребенка. Из этой цели вытекают следующие задачи: обеспечение физического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье; формирование у детей стремления к сохранению своего здоровья через наличие устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями; повышение педагогической культуры родителей; стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком. В рамках института семьи приоритетным в физическом воспитании детей остается положительное влияние добрых семейных отношений на всесторонне формирование личности ребенка, семейные традиции. Они играют важную роль в развитии личной культуры и духовной жизни, обеспечении преемственности поколений. Ведь именно общаясь с родителями, дети готовятся к встрече с социумом. Семья, таким образом, создает для них модели социального поведения. Оценивая происходящее, ребенок в первую очередь опирается на опыт жизненных действий своих близких родственников.
Содержательную сторону традиции физического воспитания в семье определяют различные его формы: организация условий жизни (режим дня, рацион питания, комплекс культурно-гигиенических навыков); физические упражнения (подвижные и спортивные игры); физкультурно-оздоровительные мероприятия (туризм, семейные праздники с элементами физкультуры и спорта, посещение спортивных зрелищ); способы и приемы формирования у подрастающего поколения мотивации к здоровому образу жизни (беседы, чтение литературных произведений, личный пример родителей и других членов семьи).
Однако, организуя воспитательно-образовательный процесс, жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении, мы часто забываем, что является главным в воспитании и развитии дошкольников и делаем акцент на получение и освоение детьми интегрированных качеств ребенка. Анализ работы по вопросам здоровьесбережения, а также исследования педагогов детского сада и инструктора по физической культуре, совместно с медицинской сестрой, показал, что 75 % болезней взрослых закладывается в детстве, каждый 4 ребенок дошкольного возраста болеет ОРВИ в течении года более 2 раз. Только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми, среди отстающих учеников 85-90 % отстают не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья. Но так как сегодняшняя педагогическая практика ставит физическое и психическое развитие в инновационный аспект, возникла необходимость в обновлении оздоровительной работы, в пересмотре форм и методов при проведении занятий по физической культуре и двигательной активности в течении дня, в доработке основных направлений в построении здоровье сберегающей жизнедеятельности детей и в доработке единой модели «Здоровый ребенок».
Фитбол-аэробика по сравнению с другими видами занятий аэробикой, дает уникальную возможность тренировки сердечно-сосудистой системы, повышения возможностей организма занимающихся. Так как мяч создает хорошую амортизацию, во время динамических упражнений осевая нагрузка на позвоночник менее интенсивна, чем при ходьбе. Работа идет в щадящем режиме, ударная нагрузка на суставы ног гораздо меньше, чем при других занятиях аэробикой, что снимает ограничения для людей, которые в силу избыточного веса или различных отклонений в здоровье не могут заниматься этими видами спорта. Это практически единственный вид аэробики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на фитболах. Занятия фитбол-гимнастикой вызывают большой интерес, как у детей, так и у взрослых. Они уникальны по своему физиологическому воздействию на организм. Яркий, большой мяч, музыкальное сопровождение и многообразие упражнений создают положительный эмоциональный настрой у занимающихся.
За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча активизируются регенеративные процессы, улучшается кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов. Занятия сидя на мяче, сходны с верховой ездой, положительное влияние которой описано Гиппократом. В специальной медицинской литературе езда описывается как один из методов лечения остеохондроза, сколиоза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, ишемической болезни сердца, ожирения, простатита, неврастении. Покачивания в положении сидя на мяче, центрируют меж-позвонковые диски, нормализуя в них обменные процессы, мобилизуя тонус различных отделов позвоночника. Легкое покачивание на фитболе благотворно влияет на работу внутренних органов, улучшает отток лимфы и венозной крови, легочное кровообращение, способствует откашливанию при заболеваниях легких, нормализует перистальтику кишечника,
Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений как предмет, тренажер или опора. Комплексы упражнений на мячах, в зависимости от поставленных задач и подбора средств, могут иметь различную направленность и сочетать гимнастические упражнения с мячом и на мяче в различных танцевальных стилях, создавая единую, законченную композицию танца на мяче. Как известно, дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. В этом возрасте интенсивно созревает мозжечок, подкорковые образования, кора, улучшается способность к анализу движений сверстников. Именно этим требованиям отвечает методика работы с фитбол-мячами. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий. Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников. Поэтому педагоги применяют в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями. Т. А. Соловьева (1997) справедливо указывает, что современная физкультура в дошкольном учреждении должна предупреждать заболевания.
Её основная цель - развивать физические качества и укреплять здоровье детей. Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи (Казанская А. В., Пикалева Е. Ю., 2001) :
• Развитие двигательных качеств;
• Обучение основным двигательным действиям;
• Развитие и совершенствование координации движений и равновесия;
• Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки;
• Улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
• Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;
• Улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя;
• Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;
• Стимуляция развития анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности;
• Развитие мелкой моторики и речи.
В проекте принимают участие 83% (15) семей младшей группы. По итогам анкетирования были выявлены три группы родителей. Первая группа — родители (официальные представители) обладают обширными знаниями в вопросах оздоровления. Вторая группа — родители, которые не очень интересуются педагогикой, здоровье сберегающими технологиями, но их волнует личность их малыша, проблема его становления, здоровья. Они стараются понять причины своих неудач в воспитательной и оздоровительной работе. Третья группа — родители, интерес которых ограничен лишь конкретной ситуацией, связанной со здоровьем ребенка.
Проведенная проектная деятельность по физкультурно-оздоровительной подготовке должна привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего года. Совместные физкультурные занятия являются самой эффективной формой работы с родителями по формированию культуры здоровья дошкольника и его мотивации на здоровый образ жизни.
Цель совместных физкультурных занятий - ориентация семьи на воспитание здорового ребенка, гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры и повышение компетенции родителей в области физического развития и воспитания детей.
Задачи совместных физкультурных занятий.
1. Содействовать формированию теоретических знаний и практических умений у родителей в области физического воспитания ребенка.
2. Формировать у дошкольников потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями.
3. Совершенствовать двигательные навыки и умения в детско-родительской паре.
4. Развивать у дошкольников физические качества и психические процессы, творческую и познавательную активность, инициативу.
Содержательная база физкультурных занятий предполагает применение инновационной методики «Гимнастика вдвоем», которая описана М. Н. Поповой в психолого-педагогической технологии «Навстречу друг другу».
Гимнастика вдвоем - это различные физические упражнения, выполняемые в детско-родительской паре. Данная гимнастика нацелена на то, чтобы помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательно-игровой деятельности.
Отличительная особенность совместных физкультурных занятий заключается в следующем:
1. Большую часть времени ребенок выполняет задания вместе с родителем, при этом каждый из них выступает для собственного ребенка в роли партнера, помощника, тренера.
2. Родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, а когда родители на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться - это дарит детям огромную радость от взаимного общения, создается хороший эмоциональный настрой, что немало важно для психического здоровья.
3. В конце занятия родителям выдаются памятки, даются рекомендации.
Эффективность занятий зависит от различной формы проведения и от рациональной организации детей и взрослых на занятии (таблица 1).
Таблица 1.
Форма проведения Содержание
Сюжетные занятия В основе сюжетных занятий лежат совместные движения детей и взрослых, органично сочетаемые с развитием сюжета.
Интегрированные занятия Содержание интегрированных занятий позволяет ребенку вместе с родителем преодолевать трудности, решать проблемные ситуации.
В игровой форме В содержание игрового занятия включены эстафеты, подвижные игры. Для выполнения движений используются приемы имитации, подражания.
Занятия-практикумы
Примечание.
При подготовке к занятиям-практикумам особое внимание необходимо обратить на аргументированность и доказательность тех положений, с которыми педагог знакомит родителей. Конструктивно использовать возникшие в ходе занятий проблемные ситуации и спорные мнения. Занятия-практикумы включают теоретическую и практическую части:
• в теоретической части родителям предлагается сообщение или беседа специалиста (врача, медицинская сестра, инструктора по физкультуре) по определенной теме;
• в практической части – участвуют родители и дети – они выполняют какой-либо комплекс лечебно-профилактических мероприятий.
• При фронтальной организации детско-родительские пары выполняют упражнения одновременно.
• При групповом способе из детско-родительских пар образуются подгруппы: каждая выполняет задание, а затем меняется местами с другой подгруппой.
• Эффективнее использовать круговую тренировку.
При организации совместных физкультурных досугов создаются условия для реализации природной двигательной активности детей, потребности в самоутверждении. Предоставляется уникальная возможность развиваться ребенку, обогащать двигательный опыт, формировать у дошкольников и их родителей приемы здорового образа жизни. Досуги имеют постоянную тематику (таблица 2).
Таблица 2.
Месяц Название досуга
ноябрь «Всей семьей, на старт!»
«Папа, мама, Я – спортивная семья!»
февраль «Масленица»
«Папины дочки, мамины сыночки»
«Рыцарский турнир»
март День здоровья: интеллектуально-двигательная игра «Секреты здоровья», «КВН»
май Спартакиада «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!»
В ходе проекта будут решены многие актуальные проблемы, как в физическом воспитании дошкольника, так и в приобщении родителей к оздоровительной работе:
• возникновение потребности в здоровом образе жизни;
• появление интереса к физкультурной деятельности;
• повышение уровня физического и психического здоровья детей;
• снижение количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни;
• нормализация общей и мелкой моторики;
• положительный результат темпов прироста физических качеств;
• повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.
Ожидаемый результат:
Данный проект позволит внести разнообразие форм в оздоровительную работу с дошкольниками, родителями, педагогами посредством занятий в детско-родительском клубе «Веселые Неваляшки» с использованием фитбол – гимнастики, которая формирует двигательную сферу ребенка, развивает физические качества и является эффективным методом оздоровления. Эффективность проекта можно будет проследить в промежуточных диагностических картах наблюдения и презентации проекта в электронном виде, основанном на фотоматериалах.
Перспективы развития проекта.
Данный педагогический (творческий) проект «Веселые Неваляшки» может быть использован и другими педагогами, как в полном объеме, так и парциально на разных уровнях образовательной системы (муниципальной, областной и федеральной).
Учитывая эффективность результата проекта, предполагается дальнейшая перспектива его продолжения и развития с привлечением дошкольников и их родителей. Принимая во внимание интерес и пожелания родителей воспитанников ДОУ к совместным физкультурным занятиям, планируется увеличение количества занятий в год до 18. Для дальнейшей реализации проекта необходимо:
• разработать методическую базу для детей и родителей (серию физкультурных занятий совместно с родителями, комплексы упражнений в детско-родительской паре, сценарии досугов).