«Соль и ее чудесные свойства». НОД по развитию познавательных способностей детей старшей группы

Надежда Рындина
«Соль и ее чудесные свойства». НОД по развитию познавательных способностей детей старшей группы

«Соль и ее чудесные свойства» НОД по развитию познавательных способностей детей старшей группы.

Цель: систематизировать представления детей о соли и ее свойствах.

Задачи:

Образовательные: Исследовать свойства соли опытным путем, с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Стимулировать познавательный интерес.

Развивающие: Развивать творческие способности, любознательность, воображение. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, к изучению неживой природы, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе опытной деятельности

Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от опытов, открывая новое в знакомом; воспитывать правильное отношение к природе.

Предварительная работа: беседа о соли, её применении в жизни людей и способах ее добычи; чтение художественной литературы о соли; загадывание и отгадывание загадок; рассматривание картинок и фотографий. Выращивание «кристаллов» из солевого раствора.

Оборудование: волшебная коробочка, ёмкости с солью, тарелочки, увеличительные стекла, ложечки, сырые куриные яйца, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки, стаканчики с водой, лёд, мешочки с солью и поролоном, шапочки на голову для проведения опытов, нарукавники.

Ход занятия:

В круг широкий вижу я встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём и к гостям здороваться пойдём!

Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся. Прикоснитесь своими ладошками к ладошкам гостей.

Воспитатель: Я к Вам пришла не с пустыми руками. У меня в волшебной коробке, то с чем мы сегодня будем работать. Чтобы узнать, что там давайте отгадаем загадку.

Этот камень можно есть,

Он в слезах и поте есть.

Не вкусна в борще фасоль.

Если пожалели….

Дети: Соль.

Воспитатель: Правильно это соль. А какую соль вы знаете?

Дети: крупная, мелкая, ароматизированная для ванн, морская, йодированная.

Воспитатель: Скажите, нужна ли соль людям? Для чего она нужна?

Дети: Да. Используют для приготовления пищи; для консервирования; для чистки посуды; в медицине - полоскать нос и горло, чтобы не болеть; в косметологии и на улице.

Воспитатель: А теперь, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты. А кто работает в лабораториях?

Дети: ученые.

Воспитатель: Предлагаю вам превратится в ученых. Повторяйте за мной волшебные слова.

Вокруг себя обернись,

В ученного превратись. (Дети одевают шапочки на голову и нарукавники).

А, теперь прошу пройти на свои места. Начинаем работу в нашей научной лаборатории.

Опыт №1. «Соль и лёд».

Вы сказали, что соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает узнаем на опыте. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит?

Дети: соль начинает трещать и растапливать лед.

Опыт №2. «Сыпучесть».

Насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали?

Дети: насыпали соль.

Воспитатель: Что можно сказать о соли?

Дети: соль сыпучая, рассыпчатая.

Опыт №3. «Внешний вид соли».

Насыпьте с помощью ложечки соль на тарелку и рассмотрите через увеличительное стекло. На что похожа соль?

Дети: зернышки, кристаллы, крупинки.

Опыт №4. «Вкус и запах».

Возьмите стаканчики с солью, понюхайте её. У соли есть запах?

Дети: соль без запаха.

Воспитатель: Как думаете какая она на вкус?

Дети: соленая.

Физминутка.

Я прошу подняться вас – это «раз»,

Повернулась голова – это «два»,

Руки вбок, вперёд смотри – это «три»,

На «четыре» - поскакать.

Две руки к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

Опыт № 5. «Впитываемость соли».

Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло?

Дети: соль впитала воду.

Воспитатель: Почему соль не растворилась в воде, а впитала её?

Дети: соли много, а воды мало.

Опыт № 6. «Растворимость в воде».

Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте. Что произошло с солью?

Дети: соль растворилась в воде.

Воспитатель: Почему соль растворилась в воде?

Дети: воды много, а соли мало.

Воспитатель: Определите цвет, изменился ли цвет воды?

Дети: нет, вода бесцветная.

Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли.

Дети: соль сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды.

Опыт № 7. «Сырое яйцо».

Теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Наша задача узнать, что произойдёт с яйцом если его положить в воду. Положим яйцо в чистую, несоленую воду. Что произошло?

Дети: Яйцо опустилось на дно стакана.

Воспитатель: Во второй стакан добавьте соль и хорошо размешайте. Опустите в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом?

Дети: яйцо всплыло наверх, плавает на поверхности стакана.

Воспитатель: Можно сделать вывод, что соль повышает плотность воды, поэтому многие предметы, в том числе и яйцо не тонут.

Воспитатель: Сегодня в нашей научной лаборатории, было очень интересно. Но, наши опыты на этом не заканчиваются. Предлагаю вашему вниманию сказку – загадку.

Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем из опыта.

Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? Дети: поролон.

Воспитатель: Значит, какому ослику было легко идти?

Дети: Ослику, который нес поролон.

Воспитатель: А, кому тяжелее?

Дети: ослику, который нес соль.

Воспитатель: возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью?

Дети: она растворилась.

Воспитатель: Возьмите поролон и намочите его в этой воде. Теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон?

Дети: Поролон. Он впитал в себя воду.

Воспитатель: Какому ослику было легко плыть. Почему?

Дети: ослику с солью было легче плыть, так как соль в мешках растворилась.

Воспитатель: Какому ослику было плыть тяжело? Почему?

Дети: Ослику с поролоном потому, что поролон впитал воду.

По окончанию занятия, дети высказывают, что им понравилось, о чем говорили, какие опыты проводили.

Воспитатель: Ребята вы молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали, но на этом наша работа в научной лаборатории не заканчивается. До скорой встречи!

В конце НОД дети показывают и рассказывают гостям, как выращивали в группе кристаллы из соли.

Публикации по теме:

«Я познаю мир». Система работы по развитию познавательных способностей дошкольников Я познаю мир Основная цель данного пособия – развитие творческого, продуктивного, диалектического мышления дошкольников. Развитие диалектического.

Конспект НОД по развитию предметной деятельности и познавательных способностей «Лесные чудеса» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию предметной деятельности и познавательных способностей «Конспект непосредственно.

Конспект НОД по «Познавательному развитию» в старшей группе «Удивительная соль» Конспект НОД по «Познавательному развитию» в старшей группе «Удивительная соль» Тема: «Удивительная соль» Вид НОД : занятие Цель: Формировать.

Конспект НОД по развитию познавательных способностей с использованием исследовательской технологии Тема: «Пришла весна» Группа: старшая Воспитатель: Ерёменко Наталья Николаевна Применяемая технология: технология исследовательская Цель: -развивать логическое.

Конспект НОД в средней группе по развитию познавательных способностей «В гости к сове» Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по развитию познавательных способностей «В гости к мудрой сове».

Конспект образовательной деятельности с использованием экспериментирования для детей старшей группы «Волшебница соль» Конспект образовательной деятельности с использованием экспериментирования для детей старшей группы «Волшебница-соль» Цель: способствовать.

Конспект занятия по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста «Здравствуй, школа» Цель: развивать познавательные способности детей. Задачи: 1. Развивать произвольное внимание. 2. Развивать зрительную память. 3. Развивать.

Конспект занятия по развитию познавательных способностей в подготовительной группе «В поисках сокровищ» Цель: систематизировать и закрепить математические представления детей подготовительной к школе группе. Задачи: -закрепить названия геометрических.

Проект «Домашние и дикие животные, какие они?» (развитие познавательных и речевых способностей детей первой младшей группы …) Проект «Домашние и дикие животные, какие они?» (развитие познавательных и речевых способностей детей первой младшей группы Цель проекта:.

Развитие познавательных способностей у детей в процессе экологического воспитания. Актуальность выбранной темы Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны замечать эту красоту, многообразие цвета,.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Соль и ее чудесные свойства». НОД по развитию познавательных способностей детей старшей группы
Опубликовано: 14 мая 2017 в 10:11
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Конспект занятия для младшей группы по нетрадиционному рисованию «Прогулка в зимний лес»
МДОУ детский сад №21 «Калинка» Конспект занятия для младшей группы ( от 3 до 4 лет) по художественно-эстетическому развитию на тему «Прогулка в зимний лес»...
Игра «Мозаичная скала»
Игра - это одно звено из множества звеньев, которые помогают не только развивать ребенка, но и найти, те тонкие нити сблизиться с ребенком, узнать его...
Фотоотчет «Как мы Яблочный Спас отмечали…»
Уважаемые коллеги! 19 августа большинство детских садов отметили один из самых ярких праздников лета - Яблочный Спас! Наш детский сад "Ивушка" с Цыпка не...