Надежда Рындина
«Соль и ее чудесные свойства». НОД по развитию познавательных способностей детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Соль и ее чудесные свойства» НОД по развитию познавательных способностей детей старшей группы.
Цель: систематизировать представления детей о соли и ее свойствах.
Задачи:
Образовательные: Исследовать свойства соли опытным путем, с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Стимулировать познавательный интерес.
Публикация «„Соль и ее чудесные свойства“, НОД по развитию познавательных способностей детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие : Развивать творческие способности, любознательность, воображение. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, к изучению неживой природы, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе опытной деятельности
Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от опытов, открывая новое в знакомом; воспитывать правильное отношение к природе.
Предварительная работа: беседа о соли, её применении в жизни людей и способах ее добычи; чтение художественной литературы о соли; загадывание и отгадывание загадок; рассматривание картинок и фотографий. Выращивание «кристаллов» из солевого раствора.
Оборудование: волшебная коробочка, ёмкости с солью, тарелочки, увеличительные стекла, ложечки, сырые куриные яйца, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки, стаканчики с водой, лёд, мешочки с солью и поролоном, шапочки на голову для проведения опытов, нарукавники.
Ход занятия:
В круг широкий вижу я встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём и к гостям здороваться пойдём!
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся. Прикоснитесь своими ладошками к ладошкам гостей.
Воспитатель: Я к Вам пришла не с пустыми руками. У меня в волшебной коробке, то с чем мы сегодня будем работать. Чтобы узнать, что там давайте отгадаем загадку.
Этот камень можно есть,
Он в слезах и поте есть.
Не вкусна в борще фасоль.
Если пожалели….
Дети: Соль.
Воспитатель: Правильно это соль. А какую соль вы знаете?
Дети: крупная, мелкая, ароматизированная для ванн, морская, йодированная.
Воспитатель: Скажите, нужна ли соль людям? Для чего она нужна?
Дети: Да. Используют для приготовления пищи; для консервирования; для чистки посуды; в медицине - полоскать нос и горло, чтобы не болеть; в косметологии и на улице.
Воспитатель: А теперь, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты. А кто работает в лабораториях?
Дети: ученые.
Воспитатель: Предлагаю вам превратится в ученых. Повторяйте за мной волшебные слова.
Вокруг себя обернись,
В ученного превратись. (Дети одевают шапочки на голову и нарукавники).
А, теперь прошу пройти на свои места. Начинаем работу в нашей научной лаборатории.
Опыт №1. «Соль и лёд».
Вы сказали, что соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает узнаем на опыте. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит?
Дети: соль начинает трещать и растапливать лед.
Опыт №2. «Сыпучесть».
Насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали?
Дети: насыпали соль.
Воспитатель: Что можно сказать о соли?
Дети: соль сыпучая, рассыпчатая.
Опыт №3. «Внешний вид соли».
Насыпьте с помощью ложечки соль на тарелку и рассмотрите через увеличительное стекло. На что похожа соль?
Дети: зернышки, кристаллы, крупинки.
Опыт №4. «Вкус и запах».
Возьмите стаканчики с солью, понюхайте её. У соли есть запах?
Дети: соль без запаха.
Воспитатель: Как думаете какая она на вкус?
Дети: соленая.
Физминутка.
Я прошу подняться вас – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки вбок, вперёд смотри – это «три»,
На «четыре» - поскакать.
Две руки к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».
Опыт № 5. «Впитываемость соли».
Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло?
Дети: соль впитала воду.
Воспитатель: Почему соль не растворилась в воде, а впитала её?
Дети: соли много, а воды мало.
Опыт № 6. «Растворимость в воде».
Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте. Что произошло с солью?
Дети: соль растворилась в воде.
Воспитатель: Почему соль растворилась в воде?
Дети: воды много, а соли мало.
Воспитатель: Определите цвет, изменился ли цвет воды?
Дети: нет, вода бесцветная.
Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли.
Дети: соль сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды.
Опыт № 7. «Сырое яйцо».
Теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Наша задача узнать, что произойдёт с яйцом если его положить в воду. Положим яйцо в чистую, несоленую воду. Что произошло?
Дети: Яйцо опустилось на дно стакана.
Воспитатель: Во второй стакан добавьте соль и хорошо размешайте. Опустите в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом?
Дети: яйцо всплыло наверх, плавает на поверхности стакана.
Воспитатель: Можно сделать вывод, что соль повышает плотность воды, поэтому многие предметы, в том числе и яйцо не тонут.
Воспитатель: Сегодня в нашей научной лаборатории, было очень интересно. Но, наши опыты на этом не заканчиваются. Предлагаю вашему вниманию сказку – загадку.
Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем из опыта.
Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? Дети: поролон.
Воспитатель: Значит, какому ослику было легко идти?
Дети: Ослику, который нес поролон.
Воспитатель: А, кому тяжелее?
Дети: ослику, который нес соль.
Воспитатель: возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью?
Дети: она растворилась.
Воспитатель: Возьмите поролон и намочите его в этой воде. Теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон?
Дети: Поролон. Он впитал в себя воду.
Воспитатель: Какому ослику было легко плыть. Почему?
Дети: ослику с солью было легче плыть, так как соль в мешках растворилась.
Воспитатель: Какому ослику было плыть тяжело? Почему?
Дети: Ослику с поролоном потому, что поролон впитал воду.
По окончанию занятия, дети высказывают, что им понравилось, о чем говорили, какие опыты проводили.
Воспитатель: Ребята вы молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали, но на этом наша работа в научной лаборатории не заканчивается. До скорой встречи!
В конце НОД дети показывают и рассказывают гостям, как выращивали в группе кристаллы из соли.