Лучший педагог года

«Сонор» как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Макарова Наталья
«Сонор» как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей «Кyнчээнэ» с. Толон Муниципального образования «Чурапчинский улус (район)»Республики Саха (Якутия)»

«СОНОР» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Публикация «„Сонор“ как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Якутск, 2018

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. В современном обществе очень высоко ценится творчество. К тому же творческие профессии в настоящее время практически одни из самых популярных и востребованных, а многие целеустремленные творческие люди всегда находят свое место под солнцем для дальнейшей реализации своего творческого потенциала. Но неизвестно, по какой причине, к сожалению, многие родители не считают важным составляющим в процессе воспитания развивать творческие способности детей. Обычно они акцентируют внимание на речи, мышлении и памяти малыша, при этом забывая про творчество и воображение. Конечно, никто не спорит, что все эти три пункта очень важны для ребенка, но полностью творчество исключать нельзя. Его развитие должно обязательно идти в одну ногу со всеми остальными направлениями и это необходимо для каждого ребенка. И пусть он не станет в будущем успешным актером или знаменитым певцом, но зато у него будет творческий подход к решению определенных жизненных задач. И это поможет стать ему интересной личностью, а также и человеком, который будет способен преодолевать возникшие на его пути трудности. Естественно у каждого ребенка творчество проявляется по-разному: у кого-то в меньшей степени, у кого-то и в большей. Все это будет зависеть от природных задатков. И если у малыша есть хотя бы малейшие творческие способности, то ему гораздо легче будет учиться, работать и строить отношения с окружающими.

Решить проблему облегчения для детей доступа к внутренним творческим ресурсам можно, опираясь на идею Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно. Ориентация психологической помощи на уровень развития дошкольника «выше» текущего, а не на уже имеющиеся возможности, дает ребенку шанс обратиться к собственным, еще не использовавшимся внутренним ресурсам. Именно творческая деятельность, по мнению Л. С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.

В настоящее время разрабатываются и внедряются программы по развитию творческих способностей, мышления и воображения в воспитательно-образовательную работу дошкольной организации, включая в себя игровые приемы, но этот процесс еще остается не на должном уровне.

Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность [7, с. 94].

Объект исследования – развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследование – ДИП «Сонор» как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – выявление эффективных педагогических условий в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, посредством ДИП «Сонор».

Гипотеза исследования основана на предположении, что динамичная игра преследования «Сонор» будет способствовать творческому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из данного предположения, мы определили следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;

2. Разработать и апробировать перспективный план кружка «Сонор»;

3. Проверить эффективность предполагаемых методов и приемов.

Новизна и практическая значимость исследования определяются тем, что традиционное поле игры заменено шахматным полем, а также нами включены новые правила игры, составлен перспективный план, основанный на якутских сказках.

Практической значимостью нашей работы заключается в том, что она может быть использована педагогами дошкольного образования и студентами педагогического учебного заведения.

Методологическая основа исследования. Над данной проблемой развития творчества в педагогической науке известны труды: К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. Г. Марца, а из региональных авторов мы изучили работы о ДИП “Сонор” профессора математики Г. В. Томского, который изобрёл её в 1988 году.

Базой исследования является МБДОУ «Кунчээнэ» с. Толон Чурапчинского района Республики Саха (Якутия).

Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Во введении обосновывается актуальность проблемы, представлен научный аппарат исследования. В первой главе «Теоретической основы игры «Сонор» в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» представлен аналитический обзор литературы, определены понятия «творчество» и проявления творческих способностей. Опираясь на особенности детей дошкольного возраста, обоснована необходимость использования ДИП «Сонор» для развития творческих способностей. Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам ДИП «Сонор»» разработан перспективный план кружка «Сонор» для детей старшего дошкольного возраста, подобран диагностический материал по проблеме исследования. В заключении сформулированы выводы по работе. В приложении в форме таблиц, диаграмм представлен доказательный материал практической части работы.

2.1. Диагностика уровня развития творческих способностей

детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальная работа была проведена на базе МБДОУ «Кунчээнэ», с. Чакыр Чурапчинского района.

Объектом изучения послужила старшая группа «Мичээр».

В эксперименте участвовало 20 детей, которые были разделены на экспериментальную и контрольную группы.

Цель констатирующего этапа: выявить уровень творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Итак, на I-м этапе нашего исследования, после того как была сформирована выборочная совокупность и подобраны методы и методики исследования, нами была проведена диагностика уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

В диагностике уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста мы использовали методику Н. Я. Михайленко. Данный метод исследования предполагает наблюдение педагогом, за детьми во время игровой деятельности. Оценивается умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействие, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьирование известной игры, гибкость изменения традиционного хода игры, способность принимать измененный сюжет.

Для оценки игровых проявлений детей были выделены критерии развития творчества, разработанные Торренсом и Гилфордом:

1. Оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;

2. Быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;

3. Гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта;

4. Вариативность, т. е. способность предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Для аналитической обработки результатов исследования нами были выделены три уровня развития творческих способностей у дошкольника в игре :

III уровень – низкий. Ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации к новой игровой задаче). Использует известный вариант.

II уровень – средний. Ребенок предлагает замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда готов принять новый замысел. Затрудняется в предложении нового использования предметов.

I уровень – высокий. Ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не один вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов [12 с. 336].

Для подведения результатов исследования весь материал необходимо было представить в форме таблицы. В таблице фиксировали оценки умений детей проявлять себя творчески. Для этого была выбрана трехбалльная система: одним баллом оценивали низкий уровень проявления креативности, двумя баллами – средний, тремя баллами – высокий уровень. (см. таблицу № 1)

Таблица № 1

Результаты изучения уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе

Уровень Показатели

Экспериментальная группа Контрольная группа

Количество % Количество %

Высокий 1 10 2 20

Средний 3 30 4 40

Низкий 6 60 4 40

Констатирующий эксперимент представляет собой ориентировочное изучение вопроса о влиянии игры на развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Наблюдения за организацией игровой деятельности детей в старшей группе показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны, часто нарушается логика творческого воссоздания жизненно мотивированных связей. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел.

К первому (высокому) уровню развития мы отнесли, из экспериментальной группы 10%, а из контрольной группы 20% детей у которых наблюдается задержка сюжетосложения как перспективного уровня развития игры. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами. Дети западают на ролевом диалоге. В играх дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей из своей роли. В предложенных заданиях: "Способность оригинально обыграть игрушку" и "Придумай сюжет по условию" дети в основном используют сюжет, предложенный взрослым и другими детьми; редко предлагают новые варианты игры, новое использование для известного объекта; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Дети самостоятельно выбирают тему; способны домысливать предложенный вариант сюжета; могут увлечь своими идеями остальных детей; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета.

Ко второму (среднему) уровню творческих способностей было отнесено 30% детей из экспериментальной группы, и 40% из контрольной. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей – лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности.

И к третьему (низкому) уровню мы отнесли 60% испытуемых экспериментальной группы и 40% контрольной. Эти дети мало общительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца.

Исходя из результатов диагностики, мы видим, что уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста достаточно низкий, из 100 % обеих групп, лишь у 30 % испытуемых имеется высокий уровень. Таким образом целесообразно провести работу через игры «Сонор», который будет организован в кружковой деятельности.

2.2 Организация кружка ДИП «Сонор» для детей

старшего дошкольного возраста

В экспериментальной части нашей работы, в целях повышения уровня творческих способной детей старшего дошкольного возраста, на базе МБДОУ д/с «Кунчээнэ» в группе «Мичээр», мы организовали кружок «Сонор».

Кружковая работа проводилась в отдельно организованном помещении один раз в неделю, по вторникам, во вторую половину дня, в котором были созданы необходимые условия по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, для чего:

1. Создана предметно-развивающая среда с учетом познавательных интересов и творческих потребностей детей старшего дошкольного возраста, где каждый ребенок мог практически решать совместно с воспитателем, сверстниками целый комплекс задач, возникающих у него по ходу игровой деятельности;

2. Использована программа игр, направленных на расширение творческих способностей, представлений и знаний старших дошкольников.

Организуя развивающую предметную среду для воспитанников кружка «Сонор», для подвижной версии игры «Сонор», заказали игровое поле и кружочки. Поле имеет прямоугольную форму шириной в 3м и длиной в 4м. На поле начерчиваются 2 прямые линии на расстоянии в 2 м и дальше 1м от правого края. В партии игры участвуют 6 детей : 5 убегающих, и, напротив, 1 преследователь. У каждого игрока по 2 кружочка. Кружочки «убегающих» с диаметром в 20 см, а «преследующего» в 40 см. По теме игры можно в атрибутах использовать разные костюмы и шапочки. В игре «Сонор» правила необычайно просты и доступны. Вместе с тем по своей сложности она не уступает таким интеллектуальным играм, как шашки и шахматы. Более того, имеет свои преимущества: если в традиционных играх число возможных партий ходов однообразны, то в «Сонор» их бесконечное множество, зависит от творческой креативности руководителя или же детей. Кроме настольного варианта, удивляющего всех отсутствием традиционных для таких игр клеток, существуют изящные модели с прозрачным полем для игры и «палеткой» для производства ходов.

Кроме того, для закрепления знаний правил игры «Сонор» мы расположили настольный вариант в групповой комнате, который в соответствии с ФГОС ДО был расположен в доступном для детей месте.

Работа кружка «Сонор» проводилась по составленному нами прежде перспективному плану.

В начале работы кружка «Сонор» мы детей знакомили с игровым полем и правилами игры подвижного варианта в занимательной форме. А в последующем поддерживали творческую самостоятельность в игровой деятельности; создавали атмосферу творчества и доверия предоставляя каждому ребенку возможность высказаться по поводу игры; учили выстраивать, линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов; поощряли импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли; воспитывали артистические качества, раскрывали творческий потенциал детей, вовлекая их различные игровые действия.

Так как наш детский сад работает с детьми на якутском языке по программе «Тосхол», целью которой является знание детьми якутской культуры и ее традиций, то целесообразно было включить в перспективный план именно якутские сказки и сюжеты эпоса «Олонхо». Таким образом мы развивали не только творчество дошкольников, но и патриотическое воспитание. (см. таблицу № 2).

Дети в начале были скованны, играли неохотно, потому что пока не особо представляли, что от них требуется. Но потихоньку разобравшись в правилах игры они ею заинтересовались и начали даже предлагать свои версии правил в проведении ДИП «Сонор».

Больше всего детям понравился подвижный вариант игры нежели настольный. Думаем причиной тому служит, то что в подвижном варианте ребята проявляют свою природную двигательную активность, в которой по максимуму испытывают эмоциональную разрядку, которой так не хватает в их повседневной жизни.

Проведение таких игр закрепляет, уточняет, восполняет знания детей. Игра по правилам игры «Сонор» развивает внимание, логическое мышление, выдержку, настойчивость, умение выходить из любой ситуации, а также волю к победе и умение достойно принять горечь поражения. Элемент соревнования повышает интерес детей к познанию, так как дети легко обучаются друг у друга, пополняют багаж своих знаний в свободном режиме подвижной игры.

Таким образом на формирующем этапе исследования мы ставили целью проведение целенаправленной работы по организации "творческой" среды. Была проведена работа по созданию предметно - игровой среды на отрыв ребенка от стереотипов. Использовалось стимулирующее влияние мультфильмов и якутских народных сказок на игру детей. Фоном для такого влияния являлись знания детьми якутских сказок, а так же, эпоса «Олонхо» чтобы ребенок не чувствовал себя скованно, проявляя творческую активность.

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Для того, чтобы проверить эффективность нашего формирующего этапа, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования развития творчества детей старшего дошкольного возраста в игре. Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня развития творческих способностей детей. Результаты диагностики выражены в таблице № 3.

Таблица № 3

Результаты изучения уровня развития творческих способностей

детей экспериментальной группы на констатирующем

и контрольном этапах

Уровень Показатели

Констатирующий этап Контрольный этап

Количество % Количество %

Высокий 1 10 4 40

Средний 3 30 5 50

Низкий 6 60 1 10

Результаты изучения уровня развития творческих способностей

детей контрольной группы на констатирующем

и контрольном этапах

Уровень Показатели

Констатирующий этап Контрольный этап

количество % количество %

Высокий 2 20 3 30

Средний 4 40 4 40

Низкий 4 40 3 30

Результаты изучения уровня развития творческих способностей выполнения заданий на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал тенденцию к снижению низких показателей экспериментальной группы на 50 % и увеличению среднего уровня на 20 %,

а высоких на 50 %. Тогда как в контрольной группе высокий уровень повысился всего на 10 %, низкий на 10 %, а средний не изменился – 0 %.

У детей экспериментальной группы, чьи результаты на констатирующем этапе исследования были низкими, на контрольном этапе показали более высокий уровень. Тем не менее, дети использовали привычные пути решения задач, что позволяет сказать о привязанности их к привычному, реалистичному. Проявления детей характеризовались эпизодическими выходами за рамки стереотипных сюжетов, способов деятельности. Так, оригинальность как способность находить свой собственный, самостоятельный путь выполнения задания, проявилась лишь у 50% детей экспериментальной группы, а вариативность, как способность придумывать несколько вариантов решения одной задачи проявилась у 40% детей.

Можно отметить повышение у детей активности, стремления при выполнении задания действовать самостоятельно, желание изменить привычный сюжет найти другой способ решения задач, действовать согласованно с другими детьми и взрослыми. И хотя специальной задачи – сформировать способы творческой деятельности на этом этапе не ставилось, дети осваивали их в процессе совместной деятельности и общения ребенка со сверстниками.

Контрольный этап исследования показал, что детям доступно освоение способов комбинирования предложенных идей. Так, в совместной деятельности можно было наблюдать попытки детей придумать новый сюжет, решить «сложную» задачу, использовать свой опыт для решения задачи по-новому.

Подобные творческие проявления можно было заметить и в самостоятельной деятельности детей, особенно ближе к концу эксперимента. Использовались такие способы решения задач, как воспоминание ситуаций из сюжетов эпоса «Олонхо» и якутских сказок. Например, один из детей предложил во время игры в шашки обыграть ее в подвижном варианте на большом поле кружка «Сонор». Остальные сверстники эту идею поддержали и с радостью реализовали ее, представляя себя в роли богатырей из якутского эпоса «Олонхо».

Контрольный эксперимент позволил прийти к выводу о том, что в игре у старших дошкольников необходимо использовать проблемные методы и методы активизации творческого мышления введение игровой задачи.

В результате подтвердилось наше предположение о том, что развитие творческих способностей у старших дошкольников в игре возможно, если создаются следующие условия:

1. Создание эмоционально-благополучной атмосферы для детей;

2. Гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства ею;

3. Специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в игровой деятельности.

Благодаря проведению кружковой работы на формирующем этапе, мы добились повышения уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что у детей старшего дошкольного возраста уровень творческих способностей и знаний без обучающей помощи взрослого может быть недостаточный, что часто препятствует общему умственному развитию ребенка. Это требует всестороннего изучения условий для развития творческих способностей старших дошкольников, подбора эффективных методов работы в ДОО.

Для педагогического руководства в игре в целях развития творчества ребенка старшего дошкольного возраста исследователи предлагают использовать специальные методы, необходимые для развития творческих способностей : метод постановки игровой задачи.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, если создать следующие условия:

1. Создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;

2. Гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условия педагогического руководств воспитателя;

3. Специальная работа, проводимая взрослым, по развитию творческих

способностей старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.

Для проверки гипотезы нам необходимо было провести опытно- экспериментальное исследование:

На констатирующем этапе исследования мы выявили особенности проявления творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста; исходя из результатов диагностики, мы выявили, что уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста достаточно низкий, из 100 % обоих групп, лишь у 30 % испытуемых имеется высокий уровень. Таким образом целесообразно было провести работу через игры «Сонор», который будет организован в кружковой деятельности.

На формирующем этапе исследования мы ставили целью проведение целенаправленной работы по организации "творческой" среды. Была проведена работа по созданию предметно-игровой среды на отрыв ребенка от стереотипов. Фоном для такого влияния являлись знания детьми якутских сказок, а также сюжетов эпоса «Олонхо» на родном якутском языке, чтобы ребенок не чувствовал себя скованно, проявляя творческую активность.

Благодаря проведению кружковой работы на формирующем этапе, мы добились повышения уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе. Который показал тенденцию к снижению низких показателей на 50% и увеличению среднего уровня на 20%, а высоких на 50%.

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование доказало эффективность игры «Сонор». На основании сравнения результатов констатирующего и контрольного экспериментов можно констатировать, что проведенный эксперимент на всех его этапах подтвердил верность выдвинутой гипотезы.

Надеемся, что в будущем наша работа будет полезна педагогам дошкольного образования, а также студентам педагогических учебных заведений.

Публикации по теме:

Мультипликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста «Мультипликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (представление опыта работы мультипликационной.

Сюжетно-ролевой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возрастаСюжетно-ролевой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Движение под музыку - неотъемлемая часть пластической культуры человека, которая формируется с раннего детства. Оно воспитывает у ребенка.

Фотоотчёт «Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Фотоотчёт «Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт "Бумагопластика - как средство развития творческих способностей детей.

Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Характеристика видов детского конструирования и система обучения детей разным видам конструирования. Краткая характеристика стратегии организации.

Лего как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье описывается как происходит развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством Лего;.

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста..

Нетрадиционные формы аппликации как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Нетрадиционные формы аппликации, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Работа кружка «Умелые ручки».

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей….

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Статья была напечатана в сборнике: Детский сад как среда развития ребенка в свете ФГОС. Под. ред. проф. Ю. С. Мануйлова. - Нижний новгород:.

Театрализованные игры как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста Творчество – постоянный спутник детского развития. Творческая деятельность ребёнка является первым основоплагающим этапом усвоения социокультурного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Сонор» как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 июня 2018 в 10:09
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД