Папки-передвижки

Составление и отгадывание загадок — одна из форм словарной работы в детском саду

Вавилова Анастасия
Составление и отгадывание загадок — одна из форм словарной работы в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

МКДОУ детский сад комбинированного вида № 4 пгт. Вахруши

Слободского района Кировской области

Методическая разработка по развитию речи дошкольников

на тему:

«Составление и отгадывание загадок одна из форм словарной работы в

детском саду»

Выполнила:

Вавилова Анастасия Сергеевна,

воспитатель МКДОУ детский сад

Публикация «Составление и отгадывание загадок — одна из форм словарной работы в детском саду» размещена в разделах

комбинированного вида № 4 пгт. Вахруши

2022 г.

1. Использование мнемотаблиц для отгадывания загадок детьми старшего

дошкольного возраста.

Цель: повысить интерес к содержанию загадок, посредством наглядного представления упростить процесс разгадывания загадок, формирование связной речи детей посредством использования приёмов мнемотехники.

Методика работы

Данная методика основана на использовании мнемотаблиц - это схема, в которую заложена определённая информация. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст загадки зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, или опорную картинку, воспроизводит текст целиком.

Воспитатель раздаёт детям карточки с мнемотаблицами, на которых зашифрованы загадки, а карточки с самими загадками и ответами на них остаются у него. Если дети правильно расшифровали мнемотаблицу и отгадали загадку, воспитатель показывает им карточку с правильным ответом. Например:

1. Сидит дед,

Во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

Кто это? (Лук)

2. Сидит девица в темнице,

А коса – на улице.

Кто это? (Морковь)

3. Без окон, без дверей,

Полна горница людей.

Что это? (Огурец)

4. Круглая, а не мяч

Жёлтая, а не солнце,

С хвостиком, а не мышь.

Кто это? (Репа)

2. Отгадывание загадок, объединённых одним

общим признаком детьми старшего дошкольного возраста

Цель: учить детей отгадывать загадки по описанию, а также объединять полученные отгадки по одному общему признаку, сравнивать и обобщать их; развивать наблюдательность и внимание. Например: дикие животные, домашние птицы, фрукты, овощи, одежда, мебель и т. д.

Методика работы

Воспитатель раздаёт детям карточки, в центре которых может быть изображён лес, сад, огород, поле, птичий двор, человек, комната и т. д., а вокруг картинки пустые квадратики. Затем педагог загадывает детям загадки, относящиеся к данной картинке, например, про диких животных, живущих в лесу, если дети отгадывают загадку, то воспитатель даёт им карточку с изображением правильного ответа и она кладётся в пустой квадратик, так до тех пор пока все квадратики не будут заполнены. В конце игры воспитатель задаёт детям вопрос «Чем объединены между собой данные вами отгадки Дети должны ответить, что всё это, например, дикие или домашние животные, предметы мебели, одежда и т. д.

Загадки «Лесные животные»

Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт

(Белка)

Хвостик крючком,

Щетина торчком,

По лесу рыщет,

Жёлуди ищет. (Кабан)

Норы под водою роет,

Ветки ест, плотины строит.

(Бобёр)

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много

А ниток не одной. (Ёжик)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её … (Лиса).

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается ото сна. (Медведь).

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный? (Волк)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы —

Уши больше головы? (Зайчик).

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

Маска на мордочке,

Колечки на хвостике,

Возле влажных мест живёт,

А зовут его (Енот).

Полосатая спина,

Длинный хвост есть у меня,

Суслик и сурок родня,

Как зовут меня друзья?

(Бурундук).

Огромная кошка мелькнёт за стволами,

Глаза золотые и уши с кистями.

Но это не кошка, смотри, берегись,

Идёт на охоту коварная. (Рысь)

Загадки «Фрукты»

Было зелёное платье атласное,

Нет, не понравилось,

выбрала красное,

Но надоело также и это –

Платье надела синего цвета. (Слива).

Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко).

В золотой он кожуре,

Зреет, созревает,

Словно Солнышко на ветке,

Радость навевает! (Апельсин).

Желтобрюхий, ароматный,

Кислый он не вероятно,

В чай для вкуса добавляют,

Подскажи, как называют?

(Лимон).

С виду он с картошкой схож,

Волосками весь оброс,

Мякоть сочная внутри,

Цвет зелёный изнутри! (Киви)

Сладок он, но толстокож,

И чуть-чуть на серп похож.

(Банан).

Оранжевый «мячик»,

На ёлке висит,

Своим ароматом,

Вкус сладкий сулит! (Мандарин).

Словно лампочки на ветках,

В ряд на дереве висят,

Жёлтым, красным своим светом,

Наш притягивают взгляд!

(Груша).

Смотришь на него один,

А почистишь, удивишься,

Красных ягод много в нём,

Ими можно насладиться!

(Гранат).

Из него изюм готовят,

Выжимают сладкий сок,

Гроздья спелые на Солнце,

Жемчугом горят его! (Виноград).

На ветке близняшки,

В красных рубашках,

За ручки взялись,

На ветке остались! (Вишня)

Жёлто-розовый бочок

А размером с кулачок

Он на веточке сидел

И под солнцем южным зрел

(Абрикос)

3. Использование ребусов для отгадывания загадок детьми

старшего дошкольного возраста

Цель: учить детей отгадывать загадки посредством ребусов.

Методика работы

Ребус - это вид загадки, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков с буквами или цифрами. В отличие от простой загадки, где даётся словесное описание, ребус развивает ещё и логическое образное мышление, учит детей нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание.

Правила разгадывания: запятые перед картинкой обозначают, сколько букв нужно убрать вначале загаданного слова, запятые в конце рисунка обозначают, сколько букв нужно убрать с конца слова. Например, нарисован «хомут», надо прочесть только «омут», нарисован «парус», надо прочесть только «пар».

Если нарисован предмет, а около него написана, а потом зачёркнута буква, то это значит, что букву эту надо выбросить из полученного слова. Если же над зачеркнутой буквой стоит другая, то это значит, что нужно ею заменить зачёркнутую. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства

Например: «глаз» читаем «газ», «кость» читаем «гость» :

4. Использование технологии ТРИЗ для загадывания загадок детьми

старшего дошкольного возраста

(модели составления загадок А. А. Нестеренко).

Цель: научить ребёнка составлять собственные загадки для развития его умственных способностей, а также речевого творчества.

Немаловажным значением в методике обучении отгадыванию зага-док является обучение детей составлению загадок. Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку, к активному (ребёнок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребёнок может пользоваться смешенной моделью.

Существует определённый алгоритм мыслительных действий при составлении загадок :

1. Выбор объекта на картине.

2. Выбор модели загадки.

3. Подбор характеристик и сравнение с другими объектами.

4. Выбор наиболее удачных сравнений.

5. Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не».

6. Выразительное рассказывание загадки

Методика работы

В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом. Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект. Например, про дождик.

Модель № 1 «Действие предмета»

1. Составление опорной таблицы вида:

ДОЖДИК

«Что делает?» «Кто (что) делает так же?»

2. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?»

ДОЖДИК

«Что делает?» «Кто (что) делает так же?»

Идёт

Стучит

Поливает

3. Заполнение правой части таблицы: «Кто (что) делает так же?»

ДОЖДИК

«Что делает?» «Кто (что) делает так же?»

Идёт Человек

Стучит Молоток

Поливает Лейка

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «КАК» или «НО НЕ». Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребёнком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми. Итоговая загадка про дождик :

Идёт, как (но не) человек

Стучит, как (но не)молоток

Поливает, как (но не) лейка.

Рекомендации: целесообразно действие в левой части таблицы обозначать словом с чётко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память : ребёнок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Модель № 2 «Сходства и различия»

Методика работы с моделью № 2 аналогична работе с первой моделью. Особенностью освоения этой модели является то, что ребёнок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

Например, составление загадки про расчёску.

1. Составление опорной таблицы вида:

РАСЧЁСКА

«На что похожа?» «Чем отличается?»

2. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа?»

РАСЧЁСКА

«На что похожа?» «Чем отличается?»

Грабли

Пила

Трава

3. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?»

РАСЧЁСКА

«На что похожа?» «Чем отличается?»

Грабли Не рыхлит

Пила Не пилит

Трава Не растёт

4. Вставка «слов – связки» - ПОХОЖА (КАК, НО.

5. Итоговая загадка :

Похожа на грабли, но не рыхлит

Как пила, но не пилит.

Похожа на траву, но не растёт.

Модель № 3 «Признак предмета»

Особенностью освоения этой модели является то, что ребёнок, подбирает прилагательные к выбранному объекту, а затем находит объекты с таким же признаком. Например, загадка про репу.

1. Составление опорной таблицы вида:

РЕПА

«Какая?» «Что такое же?»

2. Заполнение левой части таблицы: «Какая?»

РЕПА

«Какая?» «Что такое же?»

Жёлтая

С хвостиком

Круглая

3. Заполнение правой части таблицы: «Что такое же?»

РЕПА

«Какая?» «Что такое же?»

Жёлтая Солнце

С хвостиком Мышь

Круглая Колобок

4. Вставка «слов – связки» - КАК, А НЕ.

5. Итоговая загадка :

Жёлтая, как (а не) солнце

С хвостиком, как (а не) мышка

Круглая, как (а не) колобок.

Публикации по теме:

«Использование разнообразных форм работы в детском саду с семьей с целью создания единого образовательного пространства» Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е. А. Мухачёва).

«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями Работа с родителями сейчас на первом месте, очень много проблем и вопросов встает в работе с детьми и родителями, не всегда получается.

«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями»«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями» Совместное творчество формирует хорошие доверительные отношения между детьми и родителями, оказывает положительное влияние на развитие ребенка.

День открытых дверей, как одна из форм работы с родителямиДень открытых дверей, как одна из форм работы с родителями Сегодня в группе Дошкольного образования при "МБОУ Ржаксинская СОШ №1 имени Н. М. Фролова" был организован День открытых дверей. Хочу с вами.

Физкультурный досуг в детском саду как одна из форм двигательной активности детей Физкультурный досуг — одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся.

Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников»Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников» Дошкольное детство - этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается.

Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями. Изготовила: Кислицина Людмила Ивановна Место работы: Муниципальное автономное.

Сообщение из опыта работы на педсовете «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ» В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с.

Составление азбуки — одна из форм работы над речью и речевым общением детейСоставление азбуки — одна из форм работы над речью и речевым общением детей Задачи: -учить вслушиваться в звучание речи, развивать фонематическое восприятие произносительной и интонационной стороны речи; -дифференцировать.

Тематические выставки — одна из форм работы с родителями.Тематические выставки — одна из форм работы с родителями. В статье 44 Закона об Образовании, впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. 1. Родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Составление и отгадывание загадок — одна из форм словарной работы в детском саду
Опубликовано: 17 января 2023 в 21:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Составление и отгадывание загадок — одна из форм словарной работы в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Вавилова Анастасия (УИ 2031562) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД