Составление описательных рассказов детьми в ДОУ

Фарахутдинова Эльвира Гилмхановна
Составление описательных рассказов детьми в ДОУ

Презентация по теме : «Составление описательных рассказов детьми в ДОУ».

1 слайд - Составление описательного рассказа

2 слайд - Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста.

При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значение самостоятельного оформления сюжета и подбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка.

Составление рассказов требует более высокого уровня интеллектуального и речевого развития, более интенсивной познавательной деятельности, совершенствование всех познавательных процессов, а также усиленной и углубленной предварительной работы

3 слайд - По характеру литературного жанра рассказы бывают :

Описательные

Повествовательные

Рассказы – рассуждения

4 слайд - Особенности описательного рассказа

В описательном рассказе отсутствует временная последовательность ;

Речь более образная, с большим количеством прилагательных и наречий ;

Описательный рассказ труднее для составления.

Речь более образная, с большим количеством прилагательных и наречий ;

5 слайд - Структура описательного рассказа

Название предмета или явления ;

Характерные признаки предмета или явления (внешние и внутренние) ;

Внешний вид (форма, цвет, размер, материал) ;

Назначение (где используется, как с ним взаимодействовать) ;

Какую пользу приносит ; отношение к предмету или явлению

6 слайд – Обучение дошкольников составлению описательного рассказа

Учить детей дошкольного возраста составлять описательный рассказ – важный аспект их развития.

Умение точно, лаконично и образно описывать предмет способствует развитию речи детей и их мышления и внимания.

Один из приёмов, который облегчает ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем.

Опорные схемы выступают в роли плана –подсказки.

7 слайд – Элементы модели описательного рассказа – символы –заместители качественных характеристик объекта:

Принадлежность к родовому понятию ;

Среда обитания или роста (для живых объектов) ;

Размер ;

Цвет ;

Форма ;

Строение или составные части ;

Качество поверхности ;

Материал (для неживых предметов) ;

Способ использования ;

Субъективная оценка.

8 слайд –Лексическая тема: «Дикие животные»

План и схема рассказа.

9 слайд –Лексическая тема : «Животные»

План и схема рассказа.

10 слайд –Лексическая тема : «Игрушки»

План и схема рассказа

11 слайд –Лексическая тема : «Одежда»

План и схема рассказа.

12 слайд –Лексическая тема : «Овощи»

План и схема рассказа.

13 слайд – Образец описательного рассказапо лексической теме : «Овощи. Помидор»

План рассказа :

Название овоща.

Цвет.

Форма (круглая, овальная, треугольная).

Размер.

Где растёт?

Каким является на ощупь и на вкус?

Способ употребления.

Описательный рассказ по теме : «Помидор»:

Это – помидор.

Помидор красного цвета.

Помидор круглой формы.

Этот помидор большой.

Помидор растёт на грядке, в огороде.

На ощупь помидор мягкий, гладкий. На вкус – сладкий и сочный.

Помидор едят сырым. Из него готовят салаты, соки. Его заготавливают на зиму – солят.

14 слайд –Лексическая тема : «Посуда»

План и схема рассказа.

15 слайд –Лексическая тема : «Осень»

План и схема рассказа.

16 слайд – При составлении описательного рассказапо опорным схемам следует обратить внимание на :

Полноту характеристики внешних признаков и свойств описания;

Логику описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности);

Связность текста (правильность согласование слов в предложении);

Образность (использование лексической выразительности).

17 слайд – Этапы работ по формированию у детей умения составлять описательный рассказ с использованием опорных схем

Первый этап работы - необходимо продемонстрировать детям схему по определённой лексической теме и объяснить содержание условных обозначений.

На втором этапе – необходимо дать детям образец описательного рассказа по определённой лексической теме.

Третий этап – это самостоятельное составление ребёнком описательного рассказа по опорной схеме.

18 слайд – Особенности построения описательного рассказав разных возрастных группах :

В младшей группе работа ведётся от «обратного» – дети пытаются доказать свою правоту, отвечая на вопросы и давая развёрнутые ответы.

В средней группе описательные рассказы строятся по опорным схемам.

В старшей группе описательные рассказы строятся по плану, который сами составляют.

В подготовительной группе сами составляют рассказы по плану, проводят анализ рассказа друзей и самоанализ.

19 слайд – Общие моменты в работе по обучению составления описательного рассказа :

Систематические речевые тренинги – тесно связанные с темой рассказа (сказки, басни, стихи, рассказы).

Лексические упражнения (подбор признаков и действий, синонимов и антонимов, родственных слов).

Грамматические упражнения (словообразование, составление предложений).

Фонетический контроль.

Совершенствование диалогической речи.

Обучение составлению плана, его запоминание.

Объединение предложений в связное, последовательное, законченное высказывание.

Использование зрительных опор – схем.

20 слайд - Особое внимание заслуживает чёткое предварительное планирование занятий, продуманное формулирование и оттачивание каждого вопроса воспитателем с учётом содержания составляемого описательного рассказа, законов и норм литературного языка и ожидаемых, предполагаемых, смоделированных воспитателем ответов детей на его вопросы.

21 слайд - Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование опорных схем при составлении описательных рассказов К этой теме меня привели следующие проблемы: 1. Качество описательного текста т. е. отсутствие полноты характеристики: • Внешних признаков,.

«Составление рассказов по картине «Купание медвежат». НОД с детьми в подготовительной группы Цель: развитие речевых коммуникаций ребёнка Основная образовательная область: коммуникация. Задачи по образовательной области: - продолжать.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Профессии. Составление описательных рассказов с использованием схем» Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы на тему:«Профессии. Составление описательных рассказов о профессиях.

Конспект занятия по развитию речи «Кто, кто в теремочке живет? Составление описательных рассказов об овощах» Коррекционно-образовательные цели. • Закрепление знаний детей об овощах (цвет, форма, место произрастания, какой на вкус, какой на ощупь,.

Проект по развитию связной речи детей средней группы «Составление описательных рассказов на тему «Домашние животные» Вид проекта: педагогический. Продолжительность проекта: долгосрочный. Участники проекта: дети средней группы № 3, воспитатели, родители.

Развитие связной речи посредством составления описательных рассказов с использованием гендерного подхода "Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить" В настоящее время проблемы, связанные с процессом.

Составление описательных рассказов с детьми. Формирование грамматически правильной речи (средний возраст) Задачи: Учить сочинять небольшие описательные рассказы по игрушке, следуя образу воспитателя, использовать в речи глагол "бежать" в повелительном.

Составление творческих рассказов по пословицам Народом точно и справедливо замечено: без пословиц не проживешь. Они отражают в краткой образной форме все стороны человеческой жизни.

Составление творческих рассказов по пословицам в подготовительной группе. Составление творческих рассказов по пословицам в подготовительной группе. Программное содержание: Учить составлять короткие творческие.

Методы и приемы для обучения детей составлению описательных рассказов по картине Развитие речи детей одна из актуальных проблем вот уже на протяжении несколько лет. Ведь от развития речи зависит дальнейшая судьба ребенка.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Фрукты и ягоды
  • Домашние питомцы
Автор публикации:
Составление описательных рассказов детьми в ДОУ
Опубликовано: 21 сентября 2017 в 11:51
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая. Международный день климата

Климат и погода определяют, в каких домах нам жить, какую пищу кушать, каких домашних животных и культурные растения разводить. Защите климатических условий, бережному отношению к экологии каждого...

14 мая. День народной куклы на МААМ

Очередной тематический день посвящен игрушкам, которые дошли до нас из глубины веков. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с видами народных  кукол и сделать для...


Горячие темочки