Получи документы

Составление рассказа с элементами творчества детьми с ОНР старшего дошкольного возраста

Карина Рыкованова
Составление рассказа с элементами творчества детьми с ОНР старшего дошкольного возраста

Проблема обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи обусловлена тем, что только развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым включая его в активный процесс коммуникации.

В современной педагогической литературе общее недоразвитие речи рассматривается как сложное речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы (Р. Е. Левина, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.). У исследователей к настоящему времени определилось единое мнение по поводу того, что с началом обучения в школе детям с ОНР сложно овладеть грамотой, не допускать специфических ошибок и вообще успевать за целым классом. Также их обучение во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Поэтому полагается начинать коррекцию именно в дошкольном возрасте. Адекватное восприя­тие и воспроизведение текстовых учебных материалов, уме­ние давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные дей­ствия требуют достаточного уровня развития связной (диало­гической и монологической) речи у учащихся.

Публикация «Составление рассказа с элементами творчества детьми с ОНР старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

У детей с общим недоразвитием речи отмечается бедный словарь, аграмматизмы в речи, нарушение звукопроизношения, фонематического восприятия, а также связной речи. Имеющиеся нарушения речи негативно сказываются на психическом развитии ребенка и личностном развитии, являются причиной стойкой неуспеваемости в школьном возрасте.

Наиболее важны подходы к этой проблеме таких исследователей как Глухов В. П, Текучев А. В, Леушина А. М., Л. С. Выготский и другие. Их исследования говорят о том, что к числу важнейших задач речевой работы с дошкольниками, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Рассмотрев определения данного понятия такими авторами как А. М. Бородич, С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. Г. Парамонова, связную речь можно определить как развёрну­тые, структурно и логично связные и тематически объединенные высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

Связная речь имеет свои законы построения, которые отличаются от правил построения отдельных предложений. Поэтому если даже дошкольник и умеет грамматически правильно строить предложения, то это ещё не означает, что он может так же грамотно построить и свой связный рассказ. Для этого ему необходимо владеть навыками связного высказывания.

В своих исследованиях В. П. Глухов утверждает, что дошкольники логопедической группы испытывали трудности в выполнении всех заданий, разработанной им методики формирования навыков связных высказываний. У детей с ОНР наблюдались ошибки в употреблении словоформ, которые нарушали связь слов в предложении, длительные паузы в поиске слов, нарушение логико-смысловой структуры текста, несоответствие содержанию или скудность развития сюжета. Помимо словообразовательных ошибок были выявлены замены, пропуски и повторы слов, что явно сказывается на построении правильного связного высказывания. Выделяя особенности составления описательного рассказа можно заметить не умение детьми отражать свойства предметов, передавать последовательность признаков и деталей. При составлении пересказа у детей с ОНР легче обобщить, о чём был текст или рассказать о некоторых моментах, в основном им мешали смысловые пропуски и повторы.

Необходимость владеть навыками связных высказываний детьми полностью должна оцениваться воспитателями, как логопедической группы, так и массовой. Педагогам важно обогатить речевую среду дошкольников средствами развития связной речи: беседы, дидактические игры, сюжетные и театральные игры, обучение пересказу и рассказу, тестовые задания, использование коммуникативных ситуаций. Так, беседы, сюжетные и театрализованные игры, считаются, более значимыми в разнообразии средств для развития связных высказываний.

Таким образом, связная речь ребенка с ОНР ниже в соотношении с возрастной нормой. Что свидетельствует об от­ставании в формировании предпосылок связной речи, по сравнению с нормально разви­вающимися детьми и подтверждает необходимость проведения коррекционной работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения. Хотелось бы подчеркнуть важность проведения коррекционной работы с детьми с ОНР. Одной из главных задач именно для подготовительного к школе возраста является полноценная подготовка к школьному обучению, где не обойтись без владения навыками связных высказываний.

Список литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М. : Просвещение, 1981. - 256 с.

3. Глухов В. П. Особенности формирования связной монологи­ческой речи детей старшего дошкольного возраста с общим рече­вым недоразвитием. -Автореф. канд. дис. — М., 1987.- 182 с.

4. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2004. - 168 с.

5. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвити­ем речи. Воспитание и обучение. — М., 1999.-220с.

Публикации по теме:

«Космическое путешествие». Конспект логопедического развлечения с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Конспект логопедического развлечения с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)Предмет: Образовательные области.

Идеи для осеннего творчества с детьми дошкольного возрастаИдеи для осеннего творчества с детьми дошкольного возраста Осень радует нас разнообразием красок. Особенно в период золотой осени. Деревья меняют свой привычный наряд на более яркий. На участке.

Конспект занятия для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. Составление описательного рассказа «Осень» Конспект фронтального занятия по формированию связной речи для детей старшего возраста компенсирующей группы с ТНР. Тема: Составление описательного.

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Часть 2» Тема 2: «Дом для нот» Конспект ОД в рамках проекта "В ритме детства", направленного на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного.

Конспект ООД с элементами экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста Путешествие в сказку «Заюшкина избушка» Предмет: интеграция образовательных областей: познавательной, социально-коммуникативной, художественно-эстетической, физической, речевой.

Конспект совместной деятельности по развитию речи с детьми 5–6 лет на тему «Составление рассказа по картине «Повар» Задачи: 1. Образовательные: Уточнить и закрепить знания о профессии повара. Учить составлять небольшой связный рассказ с опорой на наглядность.

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову»Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову» Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы Задачи: 1. Формирование.

НОД по составлению описательного рассказа «Посуда»» для старшего дошкольного возраста Программное содержание: • Закрепить познания детей о посуде: кухонная, столовая, чайная, старинная. • Учить называть и различать посуду,.

Составление рифмованных текстов с детьми дошкольного возраста Составление рифмованных текстов с детьми дошкольного возраста. Работа с такой формой монологического текста, как стихотворение, благоприятствует.

«Поможем Незнайке». Составление рассказа-описания о животных по схеме. Занятие для детей старшего возраста Тема: «Поможем Незнайке» составление рассказа описания о животных (по схеме). Цель: Активизировать словарный запас по теме «Дикие животные».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Составление рассказа с элементами творчества детьми с ОНР старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 ноября 2018 в 19:16
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД