Папки-передвижки

«Совместная экспериментально-исследовательская деятельность в средней группе по теме» Знакомая незнакомка — «Вода». (1 фото)

Ирина Кудрявцева
«Совместная экспериментально-исследовательская деятельность в средней группе по теме» Знакомая незнакомка — «Вода».

«Совместная экспериментально-исследовательская деятельность в средней группе».

При многообразии прекрасных материалов по проведению экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду, во многих примерах занятий экспериментирует только сам педагог, а не дети. Сам педагог выдвигает гипотезу, проверяет её, наливает воду, сам выбирает краску и сам её перемешивает и т. д. При этом дети являются сторонними наблюдателями и не имеют возможности высказать своё мнение по поводу действий воспитателя. Нарушен сам принцип экспериментирования. Дети сами должны думать, выдвигать гипотезы (предположение, требующее подтверждения) и предлагать способы проверки гипотезы. Педагог в данной ситуации должен только подсказывать, направлять и следить за безопасностью. Важным моментом считаю давать время на обдумывание вопроса детям, не спешить говорить за них, а в случае длительной заминки задавать наводящие вопросы лишь чуть-чуть направляя детские размышления. Только тогда мы получим то, что хотим – развитие у детей любознательности, умения мыслить и фантазировать.

Публикация «„Совместная экспериментально-исследовательская деятельность в средней группе по теме“ Знакомая незнакомка — „Вода“,» размещена в разделах

Сложностью при проведении экспериментально-исследовательской деятельности является обеспечение каждого участника материалами, поэтому иногда получается так, что один ребенок (в худшем варианте педагог) проводит опыт, а другие только наблюдают.

Планирование экспериментально-исследовательской деятельности необходимо, но сама деятельность может вносить изменения в процесс и поэтому, иногда для дела нужно отступить от плана.

Так же хочу обратить ваше внимание на то, что, по моему мнению, опытно-экспериментальная деятельность для детей имеет ряд ограничений, связанных с возрастом детей. Для детей средней группы проведение экспериментов с водой на определение вкуса воды считаю неприемлемым, так как любопытство детей этого возраста не сдерживается здравым смыслом и навыками безопасного экспериментирования и желание попробовать неизвестную жидкость на вкус может привести к плачевным последствиям. То, что вода приобретает вкус веществ, которые растворяются в ней, лучше продемонстрировать в старшей или подготовительной школе группе. Важно объяснить детям, что пробовать можно только воду, в которой растворены вещества, которые употребляются в пищу. Такой способ исследования как проба на вкус не может быть универсальным, так как многие вещества, которые растворяются в воде, для человека ядовиты и опасны.

Начиная работу по экспериментированию сначала обязательно нужно проговорить с детьми правила поведения при проведении опытов. Для средней группы важными правилами будут не спешить, не толкаться, не перебивать друг друга, уметь выслушать другого человека.

Предлагаю вашему вниманию составленный мною конспект совместной экспериментально-исследовательской деятельности по теме «Вода».

Совместная экспериментально-исследовательская деятельность в средней группе по теме «Вода».

Тема: «Знакомая незнакомка – «Вода».

Цель: развитие познавательных интересов у детей, помощь детям в выявлении путем экспериментирования свойств воды, развитие умения сравнивать и сопоставлять, делать выводы и формулировать их в речи, используя графические модели.

Материал: тряпочки, фартуки, емкость с водой, маленькие пластмассовые доски, две ёмкости (ведерки или тазы) с теплой и холодной водой, воронка и пластмассовый стакан, пустая пластиковая бутылка, изображения капелек и огня для магнитной доски.

Ход: Воспитатель предлагает детям стать исследователями. Уточняет у детей, кто такие исследователи, что они делают? Исследователи изучают разные вещества, все рассматривают, трогают, проводят опыты (создание чего-нибудь с целью исследования). Воспитатель говорит, что у исследователей есть правила – не толкаться, не кричать, уметь слушать других людей.

Воспитатель загадывает загадку:

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Её пьют, её льют,

Всем она нужна.

Что это? Вода!

Воспитатель: Правильно, ребята это вода и сегодня мы будем исследовать воду.

Опыт первый – «Вода может быть маленькой капелькой, а может быть большой рекой или морем».Воспитатель капает капельку воды с пальца на ровную поверхность доски. Спрашивает у детей, что это. После ответов выставляет на магнитную доску изображение капельки. Предлагает детям сделать такую же на своих дощечках и рассмотреть капельку. Какая капелька? (Если воду пролили, воспитатель предлагает детям решить, как поступить)

После выяснения, что капелька маленькая, воспитатель предлагает собрать много капелек – капают в неглубокую ёмкость. Вопрос воспитателя: Что у нас получилось? А когда очень много воды, это что?

Капля с капелькой слилась

Вот и лужа налилась!

Воспитатель подводит детей к пониманию того, что и река и море, и океан состоят из множества капелек. Воспитатель предлагает сделать речку из капелек на магнитной доске.

Опыт второй – «Вода может быть холодной и горячей». Воспитатель предлагает потрогать воду в тазиках и сказать одинаковая ли вода в этих тазах. Чем отличается вода в тазах? Предлагает детям еще потрогать, чтобы выяснить, в чем разница, старается, чтобы дети сами сформулировали вывод и проговорили его в речи.

Опираясь на имеющийся бытовой опыт детей, предлагает вспомнить, что делают, чтобы вода была горячая. Проговаривает это с детьми, уточняет, чем опасна горячая вода, можно ли греть воду без родителей. Предлагает кому-то из детей выставить изображение огня и изображение красной капельки над огнем. Далее воспитатель спрашивает, что нужно делать, чтобы вода стала холодной? Выслушивает предложения детей и предлагает их проверить. Если дети предложили несколько вариантов, желательно проверить их все. Если дети предложили вынести воду на улицу, то вынести воду на улицу после занятия. Ставит задачу: в тазу воду нести неудобно, как можно вынести воду на улицу, в чем? Подводит к выводу о пластиковой бутылке. Снова проблема, требующая решения – как налить воду в бутылку? Здесь нужно учитывать размеры таза и бутылки, ведь дети могут просто предложить опустить бутылку в таз и набрать воду. Воспитатель подводит детей к выводу об использовании воронки и стаканчика (кстати, отсутствие воронки можно использовать для другого занятия «Чем заменить воронку?»). Обращает внимание детей, какая на улице погода – холодная или теплая?

Итог: Воспитатель предлагает вспомнить, что дети сегодня узнали о воде, опираясь на графические изображения – вода может быть маленькой капелькой, а может быть большой рекой или морем, вода может быть холодной и горячей. Напоминает, что опыт ещё не закончен. Что должны сделать дети? (вынести воду на улицу). Для чего? (чтобы узнать, можно ли так сделать воду холодной).

«Совместная экспериментально-исследовательская деятельность в средней группе по теме» Знакомая незнакомка — «Вода».
Публикации по теме:

Циклограмма деятельности на 2012–2013 уч. г. инструктора по физической культуре Муниципальное автономное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Циклограмма деятельности на 2012.

Экспериментальная деятельность детей в ДОУ В настоящее время мы становимся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный вид деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Совместная экспериментально-исследовательская деятельность в средней группе по теме» Знакомая незнакомка — «Вода».
Опубликовано: 14 февраля 2015 в 21:04
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД