Светлана Михайлова
Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей.
Публикация «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении» размещена в разделах
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.
Используя в своей практике разные формы взаимодействия с родителями я сделала вывод, что их интересуют активные формы взаимодействия, где в непринужденной обстановке можно обсудить свои проблемы воспитания ребенка, поделиться опытом с другими.
Поэтому, в 2022 году, набрав группу малышей, я начала вырабатывать систему по взаимодействию детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ».
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала выстраивать работу поэтапно.
1. «Знакомство». На этом этапе родители знакомятся с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы.
Много времени было уделено индивидуальному общению с родителями, была предложена анкета «Давайте познакомимся».
Важным звеном является посещение семьи. Оно позволяет нам увидеть те условия, в которых живет ребенок, общую атмосферу в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, советы. Такие посещения дают возможность общаться не только с мамой и папой, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками т. д.). В первую очередь посетили семьи вновь прибывших детей.
Собранные данные помогли лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Я проанализировала особенности родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Следующий этап – «Давайте подружимся!» («Детский сад + семья»). Цель: активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Используем рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «Обратите внимание». Где помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
В группе оформляются мобильные информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, помещаются фотографии, продукты коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические.
Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Одной из самых эффективных форм работы с семьей остается родительское собрание. Где родители не только знакомятся с особенностями воспитательно-образовательного процесса в саду, такие встречи должны способствовать психолого-педагогическому просвещению родителей, привлечению их к совместной деятельности с детьми.
Однако традиционное взаимодействие педагога и родителей на собрании сводится к такой формуле : один говорит – все слушают. Чаще всего мероприятие сводится к докладу, которое очень редко перерастает в обсуждение или дискуссию. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге.
Данный подход требует более тщательной и длительной подготовки, но и результат будет другой. Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам, изготовление памяток, оформление благодарностей.
Тему следующего родительского собрания подсказали беседы с родителями и наблюдения за формированием навыков художественно-эстетического развития у детей. По результатам анкетирования «Любит ли ваш ребёнок рисовать и лепить» решили провести собрание – практикум, в ходе которого были показаны методы и приёмы по обучению детей художественному творчеству и родители могли применить полученную информацию на практике.
К специфике общения с родителями детей младшего дошкольного возраста относится и то, что педагог не проводит с родителями открытые просмотры видов деятельности как, например, в старших возрастных группах. Дети могут сорвать мероприятие, эмоционально реагируя на появление родителей. Но открытые просмотры родители очень любят, поэтому их могут заменить современные технические возможности, например, использование фотоальбомов, стенгазет, записи занятий с детьми или других видов деятельности на видео. Это хорошая "память" для родителей, кроме того, на собраниях с родителями в дошкольном учреждении видеозапись (показ слайдов) поможет убедительно подкрепить рассказ.
На каждом собрании выражаем благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Приятно видеть счастливые глаза родителей.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным и полезным. Любое совместное мероприятие позволяет устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогу проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
В группе проведены праздники: «Здравствуй, Осень», «Встреча Нового года», «8 марта», выпуск семейных газет «Моя семья», «Моя мама самая красивая».
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.
Такая работа позволяет нам устанавливать партнёрские отношения с родителями детей, объединять усилия для развития и воспитания детей, создавать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, общности интересов.
Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. Возможность самим стать участниками воспитательного процесса, организаторами, а не наблюдателями.
Проводимая работа по повышению педагогической компетентности родителей в данной группе показала свою эффективность: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой.
Родители проявляют интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 80% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечения.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.