Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи

Майя Нюкканова
Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада. Новые подходы к взаимодействиюпедагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта. Важной составляющей диалогических отношений является конгруэнтность – способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства. При этом реализуется принцип позитивного безусловного принятия другого человека. Конфиденциальность (секретность, доверительность)предполагает:

• готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи воспитанников по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию;

• предотвращение от приватных связей с членами семьи.

Актуальной сегодня является ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей в знаниях. Что в хорошем смысле слова означает, что педагог «идет на поводу» у родителей. Так же это доверительность отношений между педагогами и родителями, личная заинтересованность, эмансипация последних, которая предполагает освобождение от старых взглядов, появление рефлексивного отношения к своей деятельности. Реализация этого принципа подразумевает отказ от критики собеседника, умение заинтересовать его, нацелить на анализ собственной воспитательной деятельности. Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы. Сотрудничество ДОУ с социальными институтами, его открытость влияниям микросоциума, т. е. «открытость детского сада наружу», также является сегодня одним из направлений деятельности дошкольного учреждения. Современный родитель нуждается в изучении как новых тем, так и старых в новом звучании. В течение ряда лет практика сотрудничества общественного и семейного воспитания, основная задача которых – сообщить знания, сформировать представления, убеждения, проконтролировать, исправить, и даже перевоспитать их. Педагогам было проще строить работу с родителями с целью сообщения знаний, используя разнообразные формы просвещения, без учета обратной связи. При этом сами родители порой сетовали на то, что знания им даются «слишком общие» и «не касаются именно их ребенка». Однако наряду с сообщением знаний важно формировать родителей как педагогов. Задача формирования у родителей одного из компонентов педагогической рефлексии – умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место воспитуемого, посмотреть на ситуацию его глазами. Это особенно актуально для молодых отца и матери, поскольку у них только начинает складывать родительская позиция. К новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи относится формирование родительской компетентности,которая предполагает интегрирование разных аспектов личного родительского опыта: когнитивного; эмоционального; сенсорного; коммуникативного; рефлексивного и др. Таким образом, в настоящее время существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей, многие из которых, не являясь по сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность. Одной из форм, проверенных временем, является подключение родителей к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми. Так, родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, художник и т. д.) приходят в гости к дошкольникам. Проводят с ними беседы. Например, папа пожарный, или папа полицейский, мама врач знакомит воспитанников с особенностями своей профессии. Они принимают участие в разных занятиях с детьми, снимают мероприятия на камеру, предоставляют транспорт и др. Также родители привлекаются к субботникам, участвуют в озеленении территории ДОУ, возят дошкольников на представления, экскурсии в выходные дни. Предложенную классификацию можно дополнить формами,направленными на формирование родительской позиции:рисование на тему: «Какая я мама?»; формулировка своей концепции воспитания; анализ собственных педагогических находок, неудач; обмен опытом в кругу единомышленников; создание книги о своем ребенке с его автопортретом на обложке. В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают зарисовки, фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов. Сейчас участники педагогического процесса активно используют мультимедиа, Интернет. Применяемые методы активизации предполагают возникновение интереса к предлагаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении. Методы активизации, или активные методы, уменьшают давление шаблонов и стереотипов. В качестве примера методов активизации родителей в процессе взаимодействия можно назвать: вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом; постановка дискуссионных вопросов; предложение для обсуждения двух различных точек зрения; приведение примеров; использование видеоматериалов, аудиозаписи детских высказываний. Благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку. К методам формирования педагогической рефлексии,то есть осознанного отношения к воспитанию относятся: анализ педагогических ситуаций; анализ собственной воспитательной деятельности; решение педагогических задач; метод домашних заданий; игровое моделирование поведения. Эти методы формируют родительскую позицию, повышают активность родителей, актуализируют полученные ими знания. Их можно использовать в процессе общения педагога с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения на групповых родительских собраниях, в ходе индивидуальных бесед и консультаций. Для анализа подбираются типичные ситуации,вопросы направлены на анализ педагогического явления: условия, причины, последствия, мотивы, на оценку явления. Можно использовать в работе с родителями метод игрового поведения. Например,можно дать задание проиграть ситуацию: «Успокойте плачущего ребенка», или «Найдите подход к ребенку, который не жалеет выполнить вашу просьбу» и др. В условной игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком, обнаруживают стереотипы в своем поведении, что может способствовать освобождению от них. Когда родители вступают в общение лишь на вербальном уровне, они, стараясь подать себя в лучшем свете, тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность, спонтанность своего поведения. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг,начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком: не только словесного, но и эмоционального. Многие в результате участия в игровых тренингах открывают для себя, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость по отношению к ребенку и одновременно быть счастливым родителем. Из «зрителей» и «наблюдателей» родители становятся активными участниками встреч, погружаются в исследование собственного поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентными в семейном воспитании. Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных. В процессе разных форм используются методы активизации родителей и методы формирования педагогической рефлексии.

Публикации по теме:

Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи Взаимодействие с семьями воспитанников – одно из основных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения. Но, как показывают.

Современные подходы к преемственности ДОУ и начальной школы Эпоха человеческого развития, именуемая «детством», считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. И не случайно.

Педсовет «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС» МДОУ «Детский сад №20 общеразвивающего вида» Педсовет на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи.

Педсовет «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ»Педсовет «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ» Педсовет "Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ" Задачи: 1. Обсудить пути повышения качества образования.

Родительское собрание в средней группе «Современные подходы по организации работы ДОУ и семьи»Родительское собрание в средней группе «Современные подходы по организации работы ДОУ и семьи» 26 сентября 2018 года в средней группе №6 «Солнышко» прошло родительское собрание на тему: «Современные подходы по организации работы ДОУ.

Семинар «Современные подходы к развитию воспитательного потенциала семьи» "Современные подходы к развитию воспитательного потенциала семьи» составила: Медведева Е. Н. воспитатель Цель. Расширить теоретические.

Современные подходы к организации работы с родителями в ДОУ Современные подходы к организации работы с родителями в ДОУ ___ Выполнила: Фролова О. Е. Воспитатель.

Современные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности детей старшего возраста в ДОУ .

Фотоотчет «Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи»Фотоотчет «Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи» В настоящее время важным является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут.

Современные принципы взаимодействия ДОУ и семьи Термин "взаимодействие" предполагает обмен мыслями, переживаниями, чувствами, общение. Взаимодействие воспитателя с родителями предполагает.

Библиотека изображений:
  • Мебель, интерьер
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи
Опубликовано: 17 декабря 2018 в 01:48
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы

«И вот пришел победный Май, великий, долгожданный» — очередной тематический день посвящен священному для нашей страны празднику, Дню Победы. Воспользуйтесь этой специальной подборкой игр и занятий, чтобы...

9 мая. День салюта Победы на МААМ

В этот майский день вся наша огромная страна с радостью отмечает праздник Победы. Один из главных его символов и многолетняя традиция – это праздничный салют. Ему мы и посвящаем наш очередной тематический...


Горячие темочки