Приложение МААМ

Современный подход к созданию развивающей среды для двигательной активности детей старшей группы

Людмила Казанова
Современный подход к созданию развивающей среды для двигательной активности детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Современный подход к созданию развивающей среды для двигательной активности детей старшей группы

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, характер, отношение к себе и окружающим. Задачи физического воспитания в этом периоде сводятся к следующему:

- Обеспечить физическое развитие, охрану и укрепление здоровья ребенка.

Публикация «Современный подход к созданию развивающей среды для двигательной активности детей старшей группы» размещена в разделах

- Постепенно закаливать организм и повышать его сопротивляемость к влияниям внешней среды.

- Формировать основные двигательные навыки (в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании, развивать ловкость, согласованность движений.

- Путем различных коллективных действий содействовать воспитанию активности, самостоятельности, интереса к спорту.

Двигательная активность – основное средство предупреждения развития нервно – психического утомления детей. Самостоятельная двигательная активность детей является прекрасным средством не только физического, но и общего развития ребенка. Поэтому, важно создать для детей оптимальные условия для её реализации.

Старший дошкольный возраст является сенситивным к развитию быстроты, силы и гибкости, выносливости у детей обоих полов и ловкости (у мальчиков, глазомера и координации движений.

Физкультурный уголок в старшей группе становится условием формирования интереса к занятиям физкультурой и спортом, тем зеркалом в котором отражается жизнь группы, её основные события. При его оформлении мы придерживались следующих требований:

- соответствие санитарным нормам;

- соответствие возрасту;

- соответствие требованиям безопасности;

- доступность для ежедневного пользования;

- разнообразие количества спортивных пособий;

- соответствие эстетике;

- наличие атрибутов для подвижных игр.

В физкультурном уголке помещаем вымпелы, кубки, грамоты и медали за спортивные достижения детей группы, рисунки о спорте, мини-коллекции значков, марок, открыток. С целью зарождения спортивных традиций, формирования интересов детей, в нашей группе имеются : настольные спортивные игры (шашки, шахматы) и настольные дидактические игры о спорте, пластмассовые «Городки», кегли, кольцеброс, «Дартс», ракетки и мячи для пинг-понга, скакалки, ленточки, обручи, установка для метания мячей, фитбольные мячи, гимнастические палки, резиновый эспандер, бубен, массажеры, мат для прыжков, бревнышко для развития ловкости и равновесия, маски – шапочки для подвижных игр… В предверии Олимпиады в Сочи знакомлю детей со знаменитыми спортсменами, видами спорта, спортивными сооружениями, оборудованием, достижениями российских спортсменов в области спорта.

Известно, что в 5 лет формируются интересы разнополых детей. Мальчиков больше привлекают упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, ловкости, меткости, девочек – на пластику, гибкость, выразительность движений. Поэтому перечень оборудования составлен с учетом предпочтений мальчиков и девочек. Основная задача - дать детям возможность самостоятельно оздоравливаться, используя выработанную двигательную потребность и любимые физические упражнения. Главное помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, природные способности.

Для развития и закрепления двигательных умений и навыков на участке также создана благоприятная среда : «Тропа здоровья», «Полоса препятствий», «Петушки» для лазания и метания. В теплое время года, принимая детей утром на свежем воздухе, предлагаю для игр мячи, скакалки, обручи. Очень нравится детям играть в «Классики». Лучшее средство для оптимизации двигательной активности, конечно, - прогулки. На них выносим те же атрибуты, а так же «Городки», кегли, «Бадминтон», мешочки для метания. Наиболее активные дети организуют со сверстниками подвижные игры. На вечерней прогулке ребята много и с удовольствием двигаются. Накопившийся двигательный опыт позволяет им содержательно проводить свое свободное время, самостоятельно использовать разнообразное оборудование. Особой популярностью пользуется «Полоса препятствий» : шины (врытые на 1/3) на расстоянии 1 метра друг от друга, столбики разной высоты, лесенка, горизонтальное бревно, спилы (расположенные в шахматном порядке). Стараюсь стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность. Ведь чем разнообразнее будут их движения, тем более подвижными, ловкими, смелыми и выносливыми они станут. Укрепится их мышечная система, повысится жизненный тонус. Родителям, которые приходят за детьми, предлагаю поиграть с ними в «Волейбол», «Футбол».

Если прогулка отменяется из – за неблагоприятной погоды, провожу её в физкультурном зале. Здесь достаточно много места и дети с желанием упражняются в беге, прыжках, метании. В их распоряжение предоставляю шведскую стенку, силовой тренажер, спортивный комплекс с веревочной лестницей, перекладиной. Напоминаю, что надо заботиться о своем здоровье, а для этого массажировать стопы ног на тренажерах – массажерах.

Зимой короткий световой день и дети больше времени проводят в помещении. Утром, до завтрака и вечером, после запланированных мероприятий, предлагаю позаниматься спортом. Мальчикам больше нравится упражняться в меткости: сбивать кегли мячом или забрасывать его в кольцо, метать дротики. Девочки «заботятся» о своей фигуре: вращают обручи, придумывают красивые движения с ленточками, прыгают на скакалках. Всем, без исключения детям, нравится скакать на фитбольных мячах. Совместно девочки и мальчики организуют игры – эстафеты, используя все имеющиеся атрибуты спортивного уголка, народные подвижные игры.

Зима предоставляет естественные условия для организации двигательной активности детей. Снежный покров вызывает у них интерес к таким движениям, как ходьба и бег след в след, ходьба широким шагом, подпрыгивание до ветки, спрыгивание с пеньков, перешагивание через снежный ком. Пребывание на морозном воздухе в ходе прогулок закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность и выносливость. У детей есть возможность покатать друг друга на санках, съехать на ледянке с горки, показать свою ловкость в скольжении по ледяным дорожкам – это очень хорошая зарядка, которая тренирует легкие, укрепляет мышцы рук и ног, воспитывает волю и упорство в достижении цели. Ребята с удовольствием строят крепости, лепят снежки и метают их на дальность и в цели, катаются на лыжах, играют в «Хоккей». Совместная двигательная деятельность развивает у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Дошкольный возраст это «золотое время», когда пластичность всех функций и систем детского организма создает основу для благоприятного развития физических качеств и двигательных навыков. Создание педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно – оздоровительной работы с ними. Без помощи родителей невозможно добиться хороших результатов по физическому развитию детей. С целью повышения грамотности родителей в этой области проводила индивидуальные беседы и консультации с подгруппами на темы : «Ребенок и спорт», «Игры с мячом», «Прогулки с пользой»., предложила ответить на вопросы анкеты: «Какое место занимает физическая культура в вашей семье».

Посещая семьи воспитанников на дому, с целью выявления условий для физического развития, рекомендовала создавать развивающую среду : предоставить в свободный доступ велосипед, санки, качели, подвесную сетку-мешок для метания мячей, фитбольный мяч, лыжи. Объясняла, как оборудовать место для самостоятельной двигательной активности детей, освободив участок комнаты и застелив его ковровым покрытием. Советовала приобретать мячи разных размеров, ведь именно мяч является ключевым предметом, способствующим развитию у детей координации движений, ловкости, быстроты реакции, тренировке их в меткости, умении действовать по сигналу и согласовывать свои действия с действиями других участников игры.

Оформила наглядную информацию: «Физическое воспитание ребенка в семье», «Простуду лечим гимнастикой», «Формирование интереса к двигательной деятельности», «Профилактика плокостопия», «Профилактика сколиоза», «Домашний стадион», буклет «Подвижные игры на свежем воздухе». Предложила родителям поделиться опытом физического развития и оздоровления детей в семье, принять участие в конкурсе газет «Здоровый образ жизни в нашей семье», в создании «Копилки семейной мудрости» - описать свою любимую игру детства, или любимую подвижную игру их семьи. Обратила внимание родителей на то, что в физкультурном уголке недостаточно оборудования, попросила помочь пополнить его, дала советы – какие пособия и как нужно изготовить. С помощью родителей были приобретены: обручи, фитбольные мячи, установка для метания мячей, шнур (10м) для подвижных игр; изготовлены: мат для прыжков, скамейка для ходьбы и лазания, ребристая доска и массажные дорожки для закаливания, мешочки с крупой (200г) для метания, ленточки.

Зимой усилиями родителей, педагогов и детей возвели снежные постройки (горку, лабиринт, валы, извилистую «Змею» - символ года, яркого «Крокодила» для развития моторики, пространственной ориентировки, быстроты, ловкости, внимания, меткости, равновесия. Для закрепления элементов спортивных игр расчистили и оформили хоккейную площадку, проложили лыжню. Сочетание активных движений с пребыванием детей на свежем воздухе благоприятно влияет на развитие физических качеств и физической подготовки.

Правильно организованная развивающая среда даёт детям возможность обогатить свой двигательный опыт, создаёт у них эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его вновь и вновь, а также способствует физическому развитию, что, согласитесь, немаловажно!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«В здоровом теле — здоровый дух». Фотоотчет о спортивном празднике «Папа, мама, я — спортивная семья»«В здоровом теле — здоровый дух». Фотоотчет о спортивном празднике «Папа, мама, я — спортивная семья» Здоровье – важный фактор в развитии ребенка. В нашей группе большое внимание уделяется физическому воспитанию детей. Ведь именно у детей.

Презентация предметно-развивающей среды по формированию основ здорового образа жизни в первой младшей группе Ивестно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современный подход к созданию развивающей среды для двигательной активности детей старшей группы
Опубликовано: 20 апреля 2014 в 15:07
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современный подход к созданию развивающей среды для двигательной активности детей старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Казанова (УИ 54431) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД