Современный подход к созданию развивающей среды для двигательной активности детей старшей группы

Людмила Казанова
Современный подход к созданию развивающей среды для двигательной активности детей старшей группы

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, характер, отношение к себе и окружающим.Задачи физического воспитания в этом периоде сводятся к следующему:

- Обеспечить физическое развитие, охрану и укрепление здоровья ребенка.

- Постепенно закаливать организм и повышать его сопротивляемость к влияниям внешней среды.

- Формировать основные двигательные навыки (в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании, развивать ловкость, согласованность движений.

- Путем различных коллективных действий содействовать воспитанию активности, самостоятельности, интереса к спорту.

Двигательная активность – основное средство предупреждения развития нервно – психического утомления детей. Самостоятельная двигательная активность детей является прекрасным средством не только физического, но и общего развития ребенка. Поэтому, важно создать для детей оптимальные условия для её реализации.

Старший дошкольный возраст является сенситивным к развитию быстроты, силы и гибкости, выносливости у детей обоих полов и ловкости (у мальчиков, глазомера и координации движений.

Физкультурный уголок в старшей группе становится условием формирования интереса к занятиям физкультурой и спортом, тем зеркалом в котором отражается жизнь группы, её основные события.При его оформлении мы придерживались следующих требований:

- соответствие санитарным нормам;

- соответствие возрасту;

- соответствие требованиям безопасности;

- доступность для ежедневного пользования;

- разнообразие количества спортивных пособий;

- соответствие эстетике;

- наличие атрибутов для подвижных игр.

В физкультурном уголке помещаем вымпелы, кубки, грамоты и медали за спортивные достижения детей группы, рисунки о спорте, мини-коллекции значков, марок, открыток. С целью зарождения спортивных традиций, формирования интересов детей, в нашей группе имеются: настольные спортивные игры (шашки, шахматы) и настольные дидактические игры о спорте, пластмассовые «Городки», кегли, кольцеброс, «Дартс», ракетки и мячи для пинг-понга, скакалки, ленточки, обручи, установка для метания мячей, фитбольные мячи, гимнастические палки, резиновый эспандер, бубен, массажеры, мат для прыжков, бревнышко для развития ловкости и равновесия, маски – шапочки для подвижных игр… В предверии Олимпиады в Сочи знакомлю детей со знаменитыми спортсменами, видами спорта, спортивными сооружениями, оборудованием, достижениями российских спортсменов в области спорта.

Известно, что в 5 лет формируются интересы разнополых детей. Мальчиков больше привлекают упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, ловкости, меткости, девочек – на пластику, гибкость, выразительность движений. Поэтому перечень оборудования составлен с учетом предпочтений мальчиков и девочек. Основная задача - дать детям возможность самостоятельно оздоравливаться, используя выработанную двигательную потребность и любимые физические упражнения. Главное помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, природные способности.

Для развития и закрепления двигательных умений и навыков на участке также создана благоприятная среда: «Тропа здоровья», «Полоса препятствий», «Петушки» для лазания и метания. В теплое время года, принимая детей утром на свежем воздухе, предлагаю для игр мячи, скакалки, обручи. Очень нравится детям играть в «Классики». Лучшее средство для оптимизации двигательной активности, конечно, - прогулки. На них выносим те же атрибуты, а так же «Городки», кегли, «Бадминтон», мешочки для метания. Наиболее активные дети организуют со сверстниками подвижные игры. На вечерней прогулке ребята много и с удовольствием двигаются. Накопившийся двигательный опыт позволяет им содержательно проводить свое свободное время, самостоятельно использовать разнообразное оборудование. Особой популярностью пользуется «Полоса препятствий»: шины (врытые на 1/3) на расстоянии 1 метра друг от друга, столбики разной высоты, лесенка, горизонтальное бревно, спилы (расположенные в шахматном порядке). Стараюсь стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность. Ведь чем разнообразнее будут их движения, тем более подвижными, ловкими, смелыми и выносливыми они станут. Укрепится их мышечная система, повысится жизненный тонус. Родителям, которые приходят за детьми, предлагаю поиграть с ними в «Волейбол», «Футбол».

Если прогулка отменяется из – за неблагоприятной погоды, провожу её в физкультурном зале. Здесь достаточно много места и дети с желанием упражняются в беге, прыжках, метании. В их распоряжение предоставляю шведскую стенку, силовой тренажер, спортивный комплекс с веревочной лестницей, перекладиной. Напоминаю, что надо заботиться о своем здоровье, а для этого массажировать стопы ног на тренажерах – массажерах.

Зимой короткий световой день и дети больше времени проводят в помещении. Утром, до завтрака и вечером, после запланированных мероприятий, предлагаю позаниматься спортом.Мальчикам больше нравится упражняться в меткости: сбивать кегли мячом или забрасывать его в кольцо, метать дротики. Девочки «заботятся»о своей фигуре: вращают обручи, придумывают красивые движения с ленточками, прыгают на скакалках. Всем, без исключения детям, нравится скакать на фитбольных мячах. Совместно девочки и мальчики организуют игры – эстафеты, используя все имеющиеся атрибуты спортивного уголка, народные подвижные игры.

Зима предоставляет естественные условия для организации двигательной активности детей. Снежный покров вызывает у них интерес к таким движениям, как ходьба и бег след в след, ходьба широким шагом, подпрыгивание до ветки, спрыгивание с пеньков, перешагивание через снежный ком. Пребывание на морозном воздухе в ходе прогулок закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность и выносливость. У детей есть возможность покатать друг друга на санках, съехать на ледянке с горки, показать свою ловкость в скольжении по ледяным дорожкам – это очень хорошая зарядка, которая тренирует легкие, укрепляет мышцы рук и ног, воспитывает волю и упорство в достижении цели. Ребята с удовольствием строят крепости, лепят снежки и метают их на дальность и в цели, катаются на лыжах, играют в «Хоккей». Совместная двигательная деятельность развивает у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Дошкольный возраст это «золотое время», когда пластичность всех функций и систем детского организма создает основу для благоприятного развития физических качеств и двигательных навыков. Создание педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно – оздоровительной работы с ними. Без помощи родителей невозможно добиться хороших результатов по физическому развитию детей. С целью повышения грамотности родителей в этой области проводила индивидуальные беседы и консультации с подгруппами на темы: «Ребенок и спорт», «Игры с мячом», «Прогулки с пользой».,предложила ответить на вопросы анкеты: «Какое место занимает физическая культура в вашей семье».

Посещая семьи воспитанников на дому, с целью выявления условий для физического развития, рекомендовала создавать развивающую среду: предоставить в свободный доступ велосипед, санки, качели, подвесную сетку-мешок для метания мячей, фитбольный мяч, лыжи. Объясняла, как оборудовать место для самостоятельной двигательной активности детей, освободив участок комнаты и застелив его ковровым покрытием. Советовала приобретать мячи разных размеров, ведь именно мяч является ключевым предметом, способствующим развитию у детей координации движений, ловкости, быстроты реакции, тренировке их в меткости, умении действовать по сигналу и согласовывать свои действия с действиями других участников игры.

Оформила наглядную информацию: «Физическое воспитание ребенка в семье», «Простуду лечим гимнастикой», «Формирование интереса к двигательной деятельности», «Профилактика плокостопия», «Профилактика сколиоза», «Домашний стадион», буклет «Подвижные игры на свежем воздухе». Предложила родителям поделиться опытом физического развития и оздоровления детей в семье, принять участие в конкурсе газет «Здоровый образ жизни в нашей семье», в создании «Копилки семейной мудрости» - описать свою любимую игру детства, или любимую подвижную игру их семьи. Обратила внимание родителей на то, что в физкультурном уголке недостаточно оборудования, попросила помочь пополнить его, дала советы – какие пособия и как нужно изготовить.С помощью родителей были приобретены: обручи, фитбольные мячи, установка для метания мячей, шнур (10м) для подвижных игр;изготовлены: мат для прыжков, скамейка для ходьбы и лазания, ребристая доска и массажные дорожки для закаливания, мешочки с крупой (200г) для метания, ленточки.

Зимой усилиями родителей, педагогов и детей возвели снежные постройки (горку, лабиринт, валы, извилистую «Змею» - символ года, яркого «Крокодила» для развития моторики, пространственной ориентировки, быстроты, ловкости, внимания, меткости, равновесия. Для закрепления элементов спортивных игр расчистили и оформили хоккейную площадку, проложили лыжню. Сочетание активных движений с пребыванием детей на свежем воздухе благоприятно влияет на развитие физических качеств и физической подготовки.

Правильно организованная развивающая среда даёт детям возможность обогатить свой двигательный опыт, создаёт у них эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его вновь и вновь, а также способствует физическому развитию, что, согласитесь, немаловажно!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«В здоровом теле — здоровый дух». Фотоотчет о спортивном празднике «Папа, мама, я — спортивная семья»«В здоровом теле — здоровый дух». Фотоотчет о спортивном празднике «Папа, мама, я — спортивная семья» Здоровье – важный фактор в развитии ребенка. В нашей группе большое внимание уделяется физическому воспитанию детей. Ведь именно у детей.

Презентация предметно-развивающей среды по формированию основ здорового образа жизни в первой младшей группе Ивестно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Наша армия
  • Мебель, интерьер
Автор публикации:
Современный подход к созданию развивающей среды для двигательной активности детей старшей группы
Опубликовано: 20 апреля 2014 в 15:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 июня. День самомассажа на МААМ

Что такое самомассаж? Это совокупность поглаживаний, растираний, разминаний, которые человек выполняет сам. Любой самомассаж не способен принести никакого вреда, а только пользу для здоровья. Взрослый...

16 июня. День круговорота воды на МААМ

Очередной тематический день посвящен сложным процессам влагооборота на нашей планете. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о круговороте воды в природе и заняться...


Горячие темочки