Наталья Дубовикова
«Создание благополучной среды для развития ребенка всеми участниками образовательного процесса» Семинар-практикум
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
Организационная часть.
Уважаемые коллеги! Приглашаю Вас принять активное участие в семинаре - практикуме и мы рассмотрим с вами важную тему для нас: «Создание благополучной среды для развития ребенка всеми участниками образовательного процесса».
Педагоги сидят на стульях, Уважаемые коллеги, подойдите ко мне и образуйте круг. Возьмите снежинку из волшебного мешочка (синий, белый). Синий - внутренний круг, белые – внешний круг.
Публикация «„Создание благополучной среды для развития ребенка всеми участниками образовательного процесса“ Семинар-практикум» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Мы с вами давно работаем вместе. Но, многого не знаем друг о друге, и с помощью, Игрового упражнения «Мы с тобой похожи», будем двигаться по кругу и узнавать что – то новое про друг друга.
(Внутренний круг начинает двигаться по часовой стрелке, останавливаясь на против стоящего педагога и продолжает предложение: «Елена, Николаевна, мы с тобой похожи тем, что (в одежде, интересах, мнениях и т. д.)». Внешний круг стоит на месте.) Спасибо за участие.
Что позволила вам эта игра…
А теперь, прошу занять свои места за столами соответствующих цветов вашей снежинки. И так у нас примут участие 2 творческие группы. Попрошу придумать название своей творческой группы. 20 сек. Представление групп. Спасибо. Вот мы еще раз друг на друга посмотрим и соберем пазл в конвертах у вас на столах на время, узнаем кто быстрее. Спасибо за участие. И быстрее собрала творческая группа…
Основная часть.
Уважаемые коллеги! Обратите внимание на тему, которую мы обсудим: «Создание благополучной среды для развития ребенка всеми участниками образовательного процесса». Мы знаем, что педагоги, воспитанники, родители - это участники образовательного процесса. В наше время, одной из проблем в деятельности ДОУ является непонимание между семьей и детским садом – это всей тяжестью ложится на ребенка. Поэтому и тема для нашего мероприятия «Создание благополучной среды для развития ребенка всеми участниками образовательного процесса». Важно создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ.
Сегодня изменились нормативно-правовое поле и еще раз проговорим о них.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач дошкольного образования, «…создание благополучных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями…».
Основной для организации образовательного процесса являются:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ от 29.12.2012
Федеральный государственный образовательный Стандарт ДО приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155
"Комментарии к ФГОС дошкольного образования" Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249
Методические рекомендации «Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в условиях внедрения ФГОС»
СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций
Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения.
И так эти документы регламентируют и обеспечивают деятельность ДОУ.
Обратите внимание на тему: «Создание благополучной среды, для развития ребенка всеми участниками образовательного процесса». В рамках подготовки к методическому мероприятию мы писали с вами мини сочинение - размышление о том: «Какие условия благополучной среды обеспечивают развитие ребенка». Уважаемые коллеги, позвольте мне с некоторыми размышлениями познакомить вас.
Хотелось бы сделать вывод, что действительно эта тема очень актуальна для нас с вами.
Обратите внимание на слайд Вот так предоставляют понятия благополучная среда словари.
Благополучная среда – Протекающая без осложнений, неприятностей, потрясений. Сопровождаемая успехом, удачей. Не испытывающая неприятностей, тревог, неудач. Толковый словарь
Благополучная среда – специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг к другу. Педагогический словарь
Благополучная среда – спокойное и счастливое состояние. Среда закрепление эго, безопасность, счастье. Психологический словарь
Благополучная среда – понятие для обозначения положительной ценности; предмет или явление, удовлетворяющие определенную человеческую потребность, отвечающие интересам, целям и устремлениям людей. Философский словарь
Мы рассмотрели Благоприятную среду, но и не мало важный для нас термин взаимодействие. У вас на столах конверты с карточками надо подобрать слова к термину взаимодействие. 30 сек. Попрошу творческие группы озвучить и не повторяться. Спасибо за работу.
Карточка
Взаимодействие
процесс
общение
сотрудничество
взаимопонимание
поддержка в коллективе
влияние
развитие
партнер
роль
вместе
жизнедеятельность
авторитет
Вывод: Таким образом, в ДОУ благополучная среда рассматривается, как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровней активности.
Детский сад и семья рассматривается, как единство линий образования в современном развитии детей.
И так, участниками образовательного процесса являются дети, родители и педагоги, выполнив практическое задание, еще раз посмотрим какие функции образовательного процесса, выполняют дети, родители и педагоги.
Предлагаю командам вытянуть карточку, и написать функции педагогов и родителей в образовательном процессе. Функции детей представлены на слайде. Попрошу каждого представителя от творческих групп озвучить функции педагога и родителя 5 мин.
Спасибо.
Вывод: Таким образом, при взаимодействии всех участников образовательного процесса будет целостное развитие детей.
Для успешного взаимодействия с родителями каждый из нас придерживаться определенных принципов с семьей.
Уважаемые коллеги, у вас на столах лежат листы розового и желтого цвета. Попрошу Вас написать по 3 принципа для успешного взаимодействия с родителями. 3 мин.
Уважаемые, коллеги, обменяйтесь листочками и допиши свои принципы, которых там нет. 1 мин.
Уважаемые коллеги, предлагаю каждой группе прикрепить на мольберт ваши варианты и зачитать. Спасибо, коллеги.
Основные принципы сотрудничества педагогов с семьями воспитанников являются:
Понимание педагогами и родителями функций и роли друг друга в развитии ребенка дошкольного возраста.
Максимально полное, деликатное изучение семьи воспитанника и ее использование потенциала.
Согласованность педагога и родителей.
Уважаемые коллеги! Организующими компонентами для нас с вами в условиях организации благополучной среды и обеспечения комплексного подхода в вопросах образовательной деятельности являются формы партнерской деятельности. Предлагаю вам посмотреть видеосюжет и во время просмотра отметить положительные моменты педагога для создания благополучной среды. 30 сек. (сюжеты по очереди).
Как создаются условия для благополучной среды расскажет, воспитатель 2 младшей группы из опыта работы «Создание условий благополучной среды для детей младшего дошкольного возраста (3- 4 лет)» передаю слово для выступления. Спасибо. Передаю слово воспитателю средней группы – из опыта работы «Создание условий благополучной среды для детей младшего дошкольного возраста 4- 5 лет». Спасибо.
Коллеги мы познакомились с позициями педагогов о создании благополучных условий в образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста. Уважаемые, коллеги, давайте разработаем рекомендации для создания благополучной среды детей старшего дошкольного возраста. Представителей от творческой группы попрошу озвучить рекомендации для педагога для создания благополучной среды детей старшего дошкольного возраста, и не повторятся. 2 мин. Спасибо.
• включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время занятия (при соответствующей организации рабочего пространства);
• открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе);
• работа по образцам;
• работа с незавершенными продуктами;
• работа по графическим схемам;
• работа по словесному описанию цели условий;
• актуализация культурно смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы;
• обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;
• опытная проверка или предметно символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;
• предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.
Вывод: таким образом, партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному
комфорту.
В ситуации развития для нас важны, условия социальной ситуации развития детей ФГОС 3.2.5.
Уважаемые, коллеги, мы их знаем, у вас на столах лежать карточки с началом фразы предложениями вам надо ее закончить.
На выполнения задания 3 мин.
Карточки
1) обеспечение эмоционального благополучия через: …
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: …
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: …
4)построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка, через: …
В соответствии с ФГОС 3.2.5. условия социальной ситуации развития детей предполагают:
Слайд (после каждого ответа групп слайд)
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
непосредственное общение с каждым ребенком;
уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка, через:
создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
оценку индивидуального развития детей.
А правильный ответ прописан в документе с ФГОС 3.2.5. мы еще с ним поработаем.
Заключительная часть
Уважаемые коллеги! Мы сегодня посмотрели определение благополучной среды ДОУ, проработали функции педагогов, родителей и детей, как участников образовательного процесса, вспомнили документы, регулирующие образовательную деятельность ДОУ. И хотелось напомнить, что в начале нашего методического мероприятия вы брали снежинки и каждая из снежинок имеет определенное значение:
Синий - ожидаю успех на сегодняшнем семинаре.
Белый – желаю общаться.
Итогом нашего Семинара – практикума будет упражнение «Какие мы хорошие». У Вас на столах лежат снеговики, я предлагаю написать то положительное качество, которое помогает Вам взаимодействовать 1 творческая группа с детьми, вторая - с родителями. Попрошу вас приклеить снеговиков в наш теплый, уютный дом. Зачитываются все качества, которые применяют педагоги в своей работе.
Уважаемые, коллеги, хотелось бы узнать у вас какие изменения на перспективу, Вы планируете в своей группе для создания благополучной среды для развития ребенка.
Вывод: Таким образом, для обеспечения гармоничного развития ребёнка необходимо создать условия благополучной среды. И как было рассмотрено в определении Психологического словаря Благополучная среда – спокойное и счастливое состояние. Среда закрепление эго, безопасность, счастье.
Уважаемые коллеги, спасибо вам за активную работу. Надеюсь, кому-то оказались полезными материалы нашего семинара-практикума.