Получи документы

Создание предметно-развивающей среды для воспитанников раннего дошкольного возраста в ДОУ (из опыта работы)

Наталья Отпущенникова
Создание предметно-развивающей среды для воспитанников раннего дошкольного возраста в ДОУ (из опыта работы)

На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка, или стимулировать его развитие. Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она и не тормозит и не стимулирует развитие ребенка. Все это необходимо учитывать при создании обстановки в детском дошкольном учреждении.

Публикация «Создание предметно-развивающей среды для воспитанников раннего дошкольного возраста в ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах

В последнее время появилось понятие «предметно-развивающая среда». А что это?

«Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка»

(С. Л. Новоселова).

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает :

• Реализация различных образовательных программ

• Условия для инклюзивного образования

• Учёт национально-культурных и климатических условий

• Учёт возрастных особенностей детей

Требования ФГОС к предметно - развивающей среде :

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом.

Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность:

• развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели;

предметы для опытно-поисковой работы - магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее;

• большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

II. Анализ состояния предметно-развивающей среды в ДОУ.

Проведя анализ, я сделала следующие выводы:

1. Педагоги уделяют много внимания созданию развивающей предметно - пространственной среды, соответствующей возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, а также в соответствии с основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В таких условиях детям комфортно, уютно, каждый ребенок может найти для себя любимое занятие. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры; дети прекрасно знают, где взять бумагу и краски, но не все костюмы и атрибуты для с/р игры, инсценировки любимой сказки находятся в доступном месте и ребёнок может самостоятельно взять их.

2. В достаточном количестве имеются дидактические игры по развитию речи, по формированию элементарных математических представлений, как изготовленные собственноручно, так и приобретенные, настольно –печатные игры. Есть атрибуты для проведения сюжетно – ролевых игр, но в основном с преобладанием игр для девочек: «Парикмахерская», «Дочки - матери», «Почта», «Магазин», «Больница», «Аптека». Отсутствует разнообразие сюжетно – ролевых игр для мальчиков как правило это игра «Шофёры».

3. Развитие сенсомоторного навыка представлены материалами для развития конструктивных навыков детей, развития пространственного мышления в младших группах и группах раннего возраста – это матрёшки с вкладышами, всевозможные вкладыши разной формы, набор палочек разных цветов, панно с кнопками, мозаика, пирамиды разных размеров. Во всех группах строительный материал состоит в основном из деревянных и пластмассовых настольных конструкторов, имеющих основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины). Отсутствуют игры на совершенствования навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу.

4. Оборудованы в соответствии с возрастными особенностями познавательные центры в группах старшего и подготовительного дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: развивающая предметно-пространственная среда не в полной мере соответствует современным требованиям к организации образовательного процесса и принципам построения. Не хватает, игрушек, игровых модулей, материала для экспериментирования, речевого центра, центра математики и т. д. Необходимо переходить на новые педагогические технологии, которые способствуют развитию творческого потенциала дошкольников, самовыражению и раскрытию дошкольников, ориентируют педагога на профессионально – личностное развитие и повышение его профессиональной компетенции.

III. Инновационный подход к созданию развивающей среды в дошкольной организации для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет

Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок его жизни. Именно в этот период интенсивно развиваются центральная нервная система, анализаторы, с помощью которых ребенок получает разнообразную информацию из окружающего мира.

Одним из важнейших этапов в работе с детьми раннего возраста является развитие их познавательной сферы.

Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления, а также для развития самостоятельности и инициативности особое значение имеет правильно организованная предметно-пространственная среда.

Анализируя особенности детей раннего возраста, размышляя о том, каким должен быть дидактический и игровой материал, мы постарались создать для детей ППР среду с учётом их возрастных особенностей, а именно, больше уделить внимания развитию и накоплению опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности и сенсорных навыков.

ППР среда в группе раннего возраста организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность одновременно с познанием окружающей действительности заняться любимым делом. Для этого пространство группы было преобразовано в разнообразные «уголки» и «центры». Развивающие уголки расположены так, чтобы каждый ребенок мог свободно подойти, найти себе занятие по душе. В обстановку группы, кроме предметов, предназначенных для воспитанников смешанной общеразвивающей группы раннего возраста от 1,5 до 3 лет, включены некоторые игры и атрибуты, ориентированные для детей постарше.

Так называемая «зона ближайшего развития».

В перспективе на будущее, по своей группе, я наметила…

В смешанной группе раннего возраста от 1,5 до 3 лет, много игровых пособий сделано своими руками. Из нетипичного оборудования, в перспективе на будущее, полным ходом, идет изготовление развивающей доски «Бизиборд».

«Бизиборд – развивающая доска по методике М. Монтессори», которая способствует формированию сенсорных способностей у детей, а также обеспечивает ребенку продолжительный и увлекающий процесс познания и манипуляций с предметами, которые могут быть опасны в быту. При этом малыши не только действуют, но и думают. В ходе соотносящих действий совершенствуется мелкая и крупная моторика, восприятие, внимание, память и мышление ребенка.

В нашей группе много игровых пособий сделано своими руками. Исследуя новые предметы и игрушки, экспериментируя с водой, песком и другими материалами, пытаясь открыть различные емкости, коробочки, дверцы с замочками, малыши решают самые настоящие мыслительные задачи. Решение этих задач неотделимо от практических действий и требует значительных умственных усилий, настойчивости и целеустремленности. Настойчивость в достижении цели, стремление к самостоятельности, нацеленность на результат являются важнейшими показателями сформированности познавательной активности ребенка.

Вывод:

- создавая развивающую предметно – пространственную среду в своей группе, педагоги старались сделать ее информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

- содержание предметно-развивающей среды должно отражать гендерный подход, соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменятся, постоянно обогащаться с ориентацией на поддержание интереса детей, на зону ближайшего развития, на информативность и индивидуальные возможности детей.

Список используемой литературы:

1. Павлова Л. Н. Раннее детство : предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста. Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л. Е. – М. : Центр «Школьная книга», 2004

2. Сотникова В. М., Ильина Т. Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005

Публикации по теме:

Организация предметно-развивающей среды в группах раннего возраста по ФГОС и Сан ПиН Важной частью предметно-пространственной среды в помещении группы является книжный уголок. Этот тематический «центр книг» осуществляет роль.

Создание развивающей среды на летнем участке детского сада в соответствии с ФГОС (из опыта работы)Создание развивающей среды на летнем участке детского сада в соответствии с ФГОС (из опыта работы) У наших родителей золотые руки! Нашим родителям не до скуки: В цветнике красоту наводили, Красивые цветы посадили. Прохожих работой своей.

Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г Санкт-Петербург, Белоусова л. Е. Образовательная область: Физическое.

Создание предметно-развивающей среды педагога-психологаСоздание предметно-развивающей среды педагога-психолога Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим еще совсем небольшим опытом работы педагога-психолога. Два года назад, закончила ВУЗ и устроилась.

Создание предметно-развивающей среды в ДО Развивающая предметно – пространственная среда в группе, созданная мною, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение.

Создание предметно-развивающей среды в группе детского садаСоздание предметно-развивающей среды в группе детского сада Организация раздевалок В раздевалке находится: - Стенд детских работ и выставка детского творчества - Стенд НОД; - «Информация для родителей».

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возрастаСоздание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возраста В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и.

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подходаВовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание предметно-развивающей среды для воспитанников раннего дошкольного возраста в ДОУ (из опыта работы)
Опубликовано: 30 ноября 2020 в 13:48
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД