Людмила Емельянова
Создание предметно-развивающей среды в ДОУ. Речевой уголок «Говоруша»
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание предметно-развивающей среды в ДОУ.
Речевого уголок «Говоруша»
Цель речевого уголок «Говоруша» средней группы - обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности.
Публикация «Создание предметно-развивающей среды в ДОУ, Речевой уголок „Говоруша“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой уголок. Уголок по развитию речи
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» август 2016
Воспитанников встречает хозяин уголка «Заяц-говоруша». Он многофункционален. Мы с детьми его одушевляем и от его имени задаем вопросы или отвечаем на них, загадываем загадки, придумываем интересные истории, приглашаем в гости друзей, преподносим неожиданные сюрпризы. Заяц-говоруша вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности.
Дидактическое оснащение нашего уголка соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. При оснащении речевого уголка ориентировались на обеспечение богатства сенсорных ощущений, на полифункциональность.
Основная задача педагога в данной возрастной группе, чтобы ребенок захотел говорить и выражать свои мысли, поэтому уделили большое внимание театрализованной деятельности. Театральная деятельность является основой самостоятельного творчества каждого ребенка его эстетического чувства, развития артистических способностей. В ходе театрализованной деятельности ребенок развивает игровое поведение, умение творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми.
Немаловажную роль театрализованная деятельность играет в развитие артикуляционной гимнастики, речевой интонационной выразительности и мимики.
В театрализованной деятельности с детьми используем разные виды театра: настольный, кукольный, пальчиковый, перчаточный, а также изготовленный своими руками: театр на силиконовых лопатках, театр на пластиковых яйцах, театр из вязаных рукавичек. Для каждого театра нужны актеры. И тогда было решено сделать не обычных кукол, которые выполнены из картона с отверстиями для ног. Наши куколки ходят,сидят и пляшут. Такие куклы развивают фантазию и моторику воспитанников. В нашем сказочном домике каждую неделю в окошечках появляются новые персонажи, исходя из темы недели.
При подборе дидактического материала в основу наполняемости речевого уголка было положено комплексно-тематическое планирование по лексическим темам.
Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий :
• пособия для артикуляционной моторики (артикуляционные часики, веер, картотека артикуляционной гимнастики в картинках);
• Дидактический материал способствующий, формированию воздушной струи, правильного речевого дыхания («Бабочки», «Сдуй снежинку в варежки», «Ветряки», «Прожорливые фрукты», «Таинственный песок», «Чудеса в бутылке» «Что заовощ, что за фрукт» «Огород есть у нас») изготовленный руками взрослых;
• Любимыми пособиями наших детей являются игры для развития мелкой моторики: «Разноцветные камушки», «Шнуровки», «Умные прищепки», «Сухой бассейн», «Массажные мячики» т. д. Особенно нравятся нашим детям друзья «Зайца – говоруши»
«Забавные зверушки - прихватки»
• Для эффективности коррекционной работы с детьми изготовили «Фланелеграф» из бросового материала, возле которого дети могут играть в дидактические игры, заниматься в паре, вести диалог по сказке.
• Опираясь на индивидуальные особенности детей нашей группы, изготовили пособие «Веселые звуковички»для формирования и развития фонематических процессов, а игра «Звуковая ромашка» направлена на формирование звуковой культуры речи, умение чётко и правильно произносить определённый звук в словах, различать на слух твёрдые и мягкие звуки. Из спичечных коробков изготовили пеналы для составления схемы слова, которые используем в вечернее время.
• Тематические альбомы и игры для обогащения словарного запаса, игры и пособия для формирования грамматического строя, а также связной речи, дидактический материал для развития фонематического слуха и восприятия.
• Подборка настольно-печатных игр способствующие развитию речи. По многим направлениям деятельности создали картотеку. Это облегчает планирование и помогает в работе воспитанниками.
Рядом с речевым уголком расположена детская библиотека.
Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена познавательная литература, тематические энциклопедии в соответствии с возрастом детей. Работа в детском саду в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы : это обогащение словарного запаса, дети учатся правильно строить высказывания, пересказывать текст, оставлять описательные рассказы.
Материал, содержащийся в уголке, имеет многофункциональный характер. Игры в уголке подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в речевом уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы.