МААМ-картинки

Консультация «Создание ситуации успеха на занятиях в условиях дополнительного образования»

Ольга Дранишникова
Консультация «Создание ситуации успеха на занятиях в условиях дополнительного образования»

«Создание ситуации успеха на занятиях

в условиях дополнительного образования».

Кемеровская область, город Берёзовский, МБУ ДО «Центр развития детей и юношества», методист Дранишникова Ольга Олеговна

«Учиться надо весело. Чтобы переваривать знания,

надо поглощать их с аппетитом».

Анатоль Франс

«Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать»

Франсуа де Ларошфуко

Публикация «Консультация „Создание ситуации успеха на занятиях в условиях дополнительного образования“» размещена в разделах

К сожалению, сегодня в дополнительном образовательном процессе присутствуют негативные тенденции: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, нежелание довести начатое дело до конца. И главной задачей перед педагогом стоит организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта, успеха учащихся на занятии. Создавая ситуацию успеха, мы даем возможность ученику пережить состояние радости, удовлетворения от результатов его деятельности, осознать свои способности, поверить в себя.

Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания освоения программы и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у учащихся является показателем серьезных недостатков в организации обучения.

Основными факторами в обучении являются мотивация учащихся и их интерес. Проблема повышения мотивации обучения требует от педагога новых подходов. Важно помнить, что в процессе обучения значимы не только знания, но и впечатления, с которыми ребёнок уходит с занятия.

Любое занятие состоит из определённых этапов и частей. Необходимо, чтобы одним из этапов урока стала так называемая «изюминка». Занятие должно нести не только определённые знания, но доставлять удовольствие каждому ученику.

Многие педагогические деятели изучали этот вопрос:

К. Д. Ушинский отметил: «Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что - то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает личное отношение к тому, что ему удается и не удается». В этой работе К. Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание интерес учиться. Первой заповедью воспитания К. Д. Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.

Один из известных американских ученых, психолог, психотерапевт и педагог, разрабатывающий методы педагогического общения с детьми, У. Глассер так же убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Он стремиться глубже исследовать проблему удовлетворения глубинных психологических запросов ребенка в условиях учебной среды. У. Глессер убежден, что если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни.

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А. С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения. Избежать этого помогут рекомендации данные в книге А. С. Белкина «Ситуация успеха. Как ее создать

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

С педагогической точки зрения успех – это достижение значительных результатов в деятельности, как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Обучение должно быть трудным, но посильным. Чем чаще проверяются и оцениваются работы школьника, тем интереснее ему работать. Яркость, эмоциональность материала, заинтересованность самого педагога с огромной силой воздействует на учащегося, на его отношение к занятию.

Чтобы на занятии ситуация успеха стала нормой, нужно придерживаться следующих правил:

-Не наказывать отрицательной отметкой, грубой критикой в адрес ученика.

-Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.

-Своевременно отметить успехи и достижения учеников во всех видах деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.

Проявляя доброе, уважительное отношение к учащимся, мы формируем у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению через самопознание.

«Как сделать занятия интересными для ребят, как построить свое занятие так, чтобы дать возможность ученикам развивать свои индивидуальные возможности?» Надо верить в каждого ребёнка, верить и любить его такого, каков он есть, стремиться сохранить и вырастить в нём его индивидуальность, непохожесть на других.

Использование психологических приемов способствуют повышению самооценки, уверенности.

Формирование положительной "Я"-концепции у школьников. Положительная "Я"-концепция (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) способствует успеху, отрицательная (я не нравлюсь, не способен) - мешает успеху, ухудшает результаты, приводит к изменению личности в отрицательную сторону. Что, по вашему мнению, нужно для формирования положительной "Я"- концепции? Ответ. Для того чтобы формировать положительную "Я"- концепцию у школьника, необходимо: видеть в каждом уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее (все дети талантливы); создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость; понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, "Я"-концепции ребенка (ребенок хорош, плох его поступок); помогать детям в реализации себя в деятельности (в каждом ребенке - чудо, ожидай его).

Прием авансирования. Расскажите более подробно о том, в чем состоит авансирование, особенно для неуверенных, сомневающихся в себе детей. Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль. Ответ. Смысл авансирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т. п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе ученикам такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

"Холодный душ". На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда ухудшается. Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи, оценки переживают бурно. Как правило, они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников - быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в себе в самоуверенность. Чем может быть полезен для таких учеников прием "Холодный душ"? Как его можно использовать?

"Эврика". Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, стимулирующий познание. Как учитель может поддержать ребенка, поставив перед ним новые, более серьезные задачи?

"Эмоциональное поглаживание". Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит "молодец", тридцать раз - "умница" и раз десять: "Ребятки, я горжусь вами!". Не грозит ли это девальвацией похвалы? Дети привыкнут к такому потоку ласкающих слух эпитетов и перестанут их замечать. Какие виды таких " поглаживаний" вы можете привести?

Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью. Ребёнку необходимо чувствовать себя значимым и успешным. Уровень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающему миру. Учитель должен видеть результаты каждого ребёнка в учении и по достоинству их оценивать. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения. Если ребёнок видит, что его работа достойно оценивается, то в последующем он будет ещё больше активен и успешен. Ребёнок – не доска и не воск, он самое простое удивительное чудо из всех чудес, дарящее педагогу возможность превратиться в волшебника. Овладев тонким умением находить точки соприкосновения с детской душой ребёнка, педагог сможет раскрыть множество многообразных и многоцветных задатков, способностей, скрытых в его внутреннем мире.

Ссылки на источники

1. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? М. :"Просвещение", 1991

2. Быныкина С. Конфликты в школе можно ли их избежать? // Воспитание школьников, 19973. Глассер У. Школы без неудачников. М. : "Просвещение", 1991

4. Коротаева Е. В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Екатеринбург, 2004.

5. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М. : "Владос", 1995

6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М. : "Народное образование", 19987. Панова Е. И. Взаимоотношения "учитель – ученик". // Педагогика, 1998№68. Хохлов С. Как удержать внимание детей. // Воспитание школьников, 1997№2, с. 42

Публикации по теме:

Преемственность дошкольного образования и начального общего образования в условиях введения ФГОС: теория и практика «Преемственность дошкольного образования и начального общего образования в условиях введения ФГОС теория и практика» В нашем мире постоянно.

Консультация для педагогов. Создание ситуации успеха Создание ситуации успеха Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность могут помочь.

Консультация для воспитателей «Основные формы занятий в системе дополнительного образования» Формы занятий в дополнительном образовании играют важную роль, так как от них зависит интерес ребенка к тому или иному увлечению. Преподаватель.

Консультация «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС» Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные.

Обучение чтению дошкольников по методикам Н. Зайцева в условиях дополнительного образования в центре раннего развития Сегодня всё чаще и чаще можно услышать такие слова как ранее развитие ребёнка. Обилие книг и информации в Интернете может напугать любых.

Конспект открытого занятия «Создание ситуации успеха на занятии фортепианного ансамбля» для 1-го и 3-го годов обучения Следуя традиционному принципу учреждений дополнительного образования – принципу доступности, массовости обучения, коллектив педагогов Дома.

Применение личностно-ориентированной технологии «Создание ситуации успеха» в целях активизации двигательной активности «Применение личностно-ориентированной технологии «Создание ситуации успеха» в целях активизации двигательной активности и самостоятельной.

Программа дополнительного образования «Здоровейка» На 2017 – 2018 учебный год направление: физкультурно - оздоровительное срок реализации: 1 год возраст: дети дошкольного возраста 5-6 лет.

Становление духовно-нравственных ценностей и патриотизма у учащихся в условиях учреждения дополнительного образования Проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания находится сегодня в поле зрения не только общеобразовательных учреждений, но.

Технология «Ситуации успеха» Белкин А. С.» Ситуация успеха и ее типы. Выяснив, чем успех является для ребенка, перейдем к рассмотрению типов ситуаций успеха и их алгоритмам. Неожиданная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Создание ситуации успеха на занятиях в условиях дополнительного образования»
Опубликовано: 24 декабря 2018 в 07:42
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД