Ирина Рогожкина
Создание условий для формирования экологической культуры детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одним из важных направлений дошкольной педагогики является экологическое образование подрастающего поколения.
Что предполагает экологическое образование?
«Экологическое образование дошкольников – непрерывный процесс воспитания, обучения и развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных ориентаций».
Публикация «Создание условий для формирования экологической культуры детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Изучая опыт работы и исследования педагогов по вопросам экологического образования, пришла к выводу, что сущность экологического образования заключается в совокупности трё х составляющих: экологические знания, экологическое сознание, экологическое поведение. Или экологические знания + экологическая культура. Получается, что воспитатель должен построить образовательную деятельность так, чтобы ребёнок получал не только определённые знания об объектах природы, но и приобрёл навыки осознанного экологического поведения. В настоящий момент разница между занятиями по экологии и занятиями по ознакомлению с природой невелика. А вопрос воспитателя о том, что мы, ребята, с вами можем сделать для того или иного объекта природы, остаётся всего лишь вопросом в рамках образовательной деятельности. Вспомним, как ученики после уроков природоведения, забросив свои портфели, качаются на ветвях деревьев. Как дети, чтобы порадовать родителей, собирают охапки кувшинок в реке, так и не дойдя с ними до дома. Что это? Незнание, неправильное поведение или недостаточно сформированное сознание подрастающего поколения? Ответьте откровенно себе на вопрос, сможете ли вы сделать замечание прохожему, бросившему автобусный билет на асфальт?. А сами никогда так не поступали?.
Всё это заставляет задуматься о том, что в нашем современном обществе можно говорить не только о потребительском отношении к природе, но и низком уровне экологической культуры в целом. Как сделать так, чтобы наши реки стали чище, чтобы людям нравилось отдыхать в наших лесах и парках, чтобы приятно было пройтись вечером по улицам города? Наверное, надо начать с себя в первую очередь и стремиться донести основы экологической культуры своим детям.
Формирование экологической культуры, развитие экологических знаний – вот главные направления моей работы, которую я начала с создания условий для реализации системы экологического образования в ДОУ. Возможно, опыт моей работы покажется не совсем новым, но он будет точно актуальным. А чтобы идти в ногу со временем, стараюсь сделать так, чтобы система моей работы по экологическому образованию была интересна не только мне, но и моим коллегам, детям, родителям.
Важнейшее условие реализации системы экологического образования в ДОУ - правильная организация экологически развивающей среды, которая способствует:
• познавательному развитию ребёнка;
• физическому развитию;
• эколого – эстетическому развитию.
Экологический паспорт.
Территория нашего ДОУ расположена на окраине города, рядом с лесопарковой зоной. Такое расположение - огромный плюс для экологического образования детей. На территории не только представлены различные жизненные формы растений, но из лесопарковой зоны прилетает подкормиться множество птиц. Мы с ребятами нередко наблюдаем ежей и белок, которые становятся совсем ручными во время зимней подкормки.
Экологическое образование дошкольников начинается со знакомства с объектами живой и неживой природы ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Но вместе с этим, современные дети затрудняются не только рассказать, но и назвать природные объекты ближайшего окружения. Поэтому мной была исследована территория ДОУ, выделен ряд природных объектов для наблюдений, составлен экологический паспорт ДОУ. В экологическом паспорте также собрана краткая информация об изучаемых объектах на территории ДОУ, их фотография. На основе паспорта разработана экологическая тропа с указанием маршрута для наблюдений за природными объектами.
Собраны и дополнены собственными разработками материалы для наблюдений на экологической тропе. Материал распределён по возрастам. Отрадно, что мои материалы используют в своей работе коллеги. В стороне не остались и родители ДОУ. Вместе с руководителем детского сада было решено посадить туи и 2 вида можжевельника. Так появился перспективный материал для создания тропы хвойных растений.
Экологическая библиотека.
Ещё один элемент эколого - развивающей среды – экологическая библиотека. Она несёт познавательную функцию. В библиотеке собраны не только книги о природе, но и энциклопедии о животном, растительном мире и о неживой природе. В библиотеке находятся тематические альбомы о природе: «Весна», «Животные Крайнего Севера», «Садовые цветы», «Полевые цветы», «Растения водоёмов», «Животные жарких стран» и др.
Как результат совместного творчества детей и взрослых – альбом «Сочиняем сами». В него входят сказки о природе, составленные детьми; семейные сказки о природе, о бережном к ней отношении, групповые сказки и рассказы.
Видеотека.
Ни для кого не секрет, что у дошкольников повышается интерес к рассказу, если он подкреплён иллюстрациями. Поэтому в своей работе использую не только иллюстративный материал, но и презентации. Пробую написать познавательные сказки с экологическим содержанием и создавать по ним фильмы, которые использую во время занятий. Так появилась экологическая видеотека.
Центр природы.
В центрах природы мы с детьми не только наблюдаем, ухаживаем, но ещё и сами выращиваем растения. Именно при работе с природными объектами реализуется принцип эмоционально-чувственного восприятия детьми окружающего мира. У ребят меняется взгляд и отношение к объектам природы, если они не только сами посадили, но и дали имя, вырастили своё растение. В центре осуществляется опытно-экспериментальная деятельность, ведутся наблюдения за живыми и неживыми объектами природы.
Очень нравится ребятам работа с экологической шкатулкой. Она включает в себя несколько разделов: экологические задачи, ситуации, экологические загадки, игры, интересные вопросы. Ей можно пользоваться во время занятий, при организации викторин, КВН, в свободной деятельности, во время наблюдений на улице. Экологическую шкатулку пополняют сами дети, приносят интересные факты, вопросы и родители. Разрешение экологических задач и ситуаций предполагает наличие знаний у детей о природе, о правилах поведения.
Экологический музей.
Мини - музей, где собраны различные экспонаты экологического содержания, несёт образовательную, развивающую, воспитательную функции. Это особая форма работы с детьми, когда усвоение информации идёт через использование собранных дидактических материалов, повышающих интерес к изучению окружающего мира и природных объектов. Рассматривая тот или иной объект природы, дети получают осмысленную о нём информацию. Появляется возможность прикоснуться к объектам природы, подробнее рассмотреть их, получить эмоциональное впечатление от изучения нового. Каждый элемент - это материал для исследования, познания, экспериментов. В нашем музее находятся коллекции насекомых, коллекции насекомых-вредителей, коллекции ракушек, макеты, различные объекты живой и неживой природы.
Для интеграции экологического содержания со всеми образовательными областями совместно с родителями проводим не только экологические праздники и развлечения, но и осуществляем экологические проекты : «Наши друзья – птицы», «Витаминный марафон», «Дорога в зелёный мир природы» и т. д. В рамках проектов проводим экологические акции, где активными участниками становятся семьи наших воспитанников. Акция по сбору корма для птиц, по изготовлению и размещению кормушек, по очистке родника и т. п. Каждый проект заканчивается праздником или экологическим развлечением.
7. Результативность.
Об эффективности проведённой работы можно судить по результатам диагностики, которая проводится два раза в год.
Диагностика направлена на:
• выявление уровня представлений ребёнка об окружающем мире;
• изучение особенностей понимания ребёнком ценности природных объектов;
• выявление характера отношения ребёнка к животным и растениям в естественных условиях;
• выявление умения ребёнком осуществлять уход за растениями;
• выявление особенностей отношения ребёнка к живым объектам в ситуации
Диагностика показала достаточно высокий уровень экологических знаний детей старшего дошкольного возраста. Прослеживается выраженная положительная направленность по отношению к природным объектам, чёткая ориентировка в правилах поведения в природе, стремление совершать добрые поступки, подмечать отрицательное поведение, эмоционально выражая своё отношение. Важным показателем результативности системы работы является самостоятельность, желание детей участвовать в экологически направленной деятельности. Дети проявляют интерес к природным объектам, стараются контролировать своё поведение так, чтобы не принести вреда окружающей среде.
8. Вывод.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира. Ребёнок получает эмоциональное впечатление о природе, элементарные знания, учится применять эти знания на практике. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, экологического сознания, культуры. В своей работе с детьми по экологическому образованию и воспитанию я использую интегративный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской, поисковой, игровой и других видов деятельности. Образовательная деятельность строится с учётом наглядно-образного, наглядно-действенного восприятия ребёнком окружающего мира и направлена на формирование экологических знаний и экологической культуры детей – дошкольников. Существует ряд условий, которыми руководствуюсь при отборе содержания, построения образовательной деятельности - это моделирование проблемных ситуаций, поисковая деятельность, организация исследований. Это поиск и использование таких приёмов, которые заставляют детей прочувствовать, осознать значимость и необходимость любого природного объекта. Попробуйте разрушить то, что вы сделали своими руками, бросить того, кто вам дорог, не помочь тому, кто помог вам. Поставив детей перед необходимостью такого выбора на своих занятиях, я добиваюсь желаемого результата. В ближайшей перспективе – создание совместных фильмов о природе, о бережном к ней отношении, с привлечением семей своих воспитанников; поиск и применение на практике новых современных форм и приёмов работы по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста.