Лучший педагог года

«Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями»

Оксана Кремлёва
«Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями»

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

Публикация «„Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями“» размещена в разделах

Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.

Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.

Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств или проблем.

Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Сегодня задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. Система инклюзивного образования позволяет в полной мере реализовать образовательные права детей с ограниченными возможностями здоровья.

Принципы дошкольного инклюзивного образования

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

• Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

• Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

• Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

• Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя, работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

• Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

• Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

• Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

Современный этап организации инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении

При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в образовательном учреждении должны быть учтены следующие условия :

• Наличие семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, готовых прийти в детские сады

• Психологическая готовность руководителя и коллектива ОУ (либо части его) к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними.

• Наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов) является важным условием при организации работы в группах компенсирующей направленности (в группе «Лучики» предусмотренным штатным расписанием закреплен учитель-дефектолог).

• Наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды.

Возможность повышения квалификации педагогов (все специалисты МБДОУ Црр -детский сад «Сказка» прошли курсы в МРИО.

Условия для коррекционной работы детей имеющих ограниченные возможности здоровья в д/с «Сказка» :

Детский сад оснащен всем необходимым для развития детей, в нем имеется и бассейн, изюминка нашей «Сказки» который нравится всем детям и воспитателям, здесь полы с подогревом, на табло высвечивается температура воды.

ДЕРЕВО ДОБРОТЫ В «Лучиках» появилось «Дерево доброты», на котором вешаются листочки за хорошие поступки. Чем больше листьев, тем красивее дерево.

РАЗВИВАЮЩИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

СЛАЙД ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ЗАЛ Оздоровительные мероприятия и физическая культура занимают одно из ведущих мест в воспитании детей. Спортзал оснащен современными тренажерами, «беговая дорожка», «велотренажер», батуты, гимнастическая стенка, гимнастические маты и многое другое.

СЛАЙД ГРУППОВОЕ ПРОСТРАНСТВО

Все групповое пространство распределено на зоны, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Всё находится в доступном удобном месте, дети могут самостоятельно выбирать вид деятельности. Мы старались создать детям комфортные условия для игр, для самостоятельной деятельности. Ребята в соответствии со своими интересами и желаниями свободно занимаются в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием.

СЛАЙД МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗАЛ

СЛАЙД НАЛИЧИЕ НЕОБХОДИМЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

СЛАЙД Дальнейшая организация инклюзивной практики в ОУ требует решения следующих задач:

Разработать образовательную программу, учитывающую государственные требования и особенности инклюзивного процесса.

Создать методическое обеспечение образовательного процесса.

• Повысить профессиональную квалификацию педагогов и специалистов (в государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования специалистов «Мордовский республиканский институт образования» по дополнительной профессиональной программе «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС в ДО»).

Создать предметно-развивающую среду

• Выстроить партнерские отношения со всеми участниками образовательного процесса.

Создать сетевое взаимодействие с организациями-партнерами

(взаимодействие с поликлиникой, с благотворительным фондом «Содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе «Клавдия»)

Заключение

Наша группа существует с сентября 2014года. Это уникальная для района группа которую посещают шесть «особенных» малышей в возрасте от трех до восьми лет включая четырех инвалидов. Малыши разделены на две подгруппы:1. Группа младшего дошкольного возраста (3-4 года); 2. старшая и подготовительная к школе группа (5-7 лет). Назвать все диагнозы, с которыми дети поступают в эту группу невозможно, но главный из них-это задержка психического развития. Хочу отметить, что родители с желанием включаются в работу, ведь теперь у них есть возможность не только общения с педагогами, но и общения друг с другом, они вышли из узкого семейного круга. Результатом доступной и полезной формы инклюзивного образования в нашей дошкольной организации, можно считать высказывание мамы, воспитанника группы: «Какое это счастье, когда здоровые дети замечают твоего ребенка и относятся к нему на равных…». Мы постараемся сделать все необходимое для того, что бы дети с ОВЗ могли расти и развиваться вместе с другими ребятами, получить качественное и доступное образование и смогли реализовать себя в дальнейшем…

Публикации по теме:

Статья «ФГОС дошкольного образования-детям с ограниченными возможностями здоровья» 1 слайд «ФГОС дошкольного образования – детям с ограниченными возможностями здоровья» Наше дошкольное учреждение вот уже много лет открывает.

Создание условий для обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста Воспитатель МБДОУ детский сад №99 Краснова Екатерина Александровна Слово есть первый признак сознательной разумной жизни. Слово есть воссоздание.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Коррекция трудностей адаптации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья Бесова Людмила Валентиновна – педагог-психолог; воспитатели группы раннего возраста –Пестовникова Галина Сергеевна, Шалашова Мария Михайловна.

Опыт работы «Создание психолого-педагогических условий для сенсорного развития детей раннего возраста» Зaкон «Об образовaнии в РФ» от 27 декабря 2012г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержaния образовaния в рaмкaх дошкольного.

Система работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях лекотеки в форме «Семейной гостиной» С целью эффективной организации работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях лекотеки нами была разработана.

Создание условий детям с ограниченными возможностями здоровья для формирования успешного жизненного пути 20 лет работы с незрячими детьми научили меня видеть их глазами, слышать и чувствовать их боль, понимать их психологию, особенности развития.

Создание условий для формирования познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством опыта Конспект опыта-эксперимента в средней группе группе Свойства магнита Программное содержание: 1. Знакомство с магнитом и его свойствами.

Создание условий для полноценного психического развития детей старшего дошкольного возраста Обеспечение своевременного и полноценного психического развития наряду с сохранением и укреплением здоровья – одна из центральных задач.

Создание условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста В жизни детей младшего возраста, вновь поступивших в детский сад, начинается достаточно непростой период, который называется адаптационным.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями»
Опубликовано: 13 октября 2015 в 14:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД