Папки-передвижки

Создание условий для развития математических способностей у детей посредством решения проблемных задач и навыков самооценки

Лариса Томинова
Создание условий для развития математических способностей у детей посредством решения проблемных задач и навыков самооценки

Особую ценность сегодня приобретает развитие способности детей самостоятельно и творчески мыслить.

Представьте себе следующую картину. Все дети сосредоточенно решают предложенную задачу. Педагог уже третий раз повторяет ребенку одну и ту же фразу: «Думай, думай!». Ребенок поднимает глаза и спрашивает: «А как думать?». Очевидно, что научить ребенка думать можно лишь в ситуации, которая требует осмысления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики. Проблемная ситуация, ситуация, с которой начинается процесс размышления.

Публикация «Создание условий для развития математических способностей у детей посредством решения проблемных задач и навыков самооценки» размещена в разделах

Умозаключения детей основываются на особенном практическом опыте, а не на словах, следовательно, необходимо использовать практические методы.

Каждый современный человек должен обладать азами экономической культуры, чтобы правильно вести себя в социуме, и грамотно решать свои проблемы.

В процессе той или иной ситуации, в которую педагог ставит детей, они продолжают овладевать навыками самоконтроля и самооценки.

К концу обучения у детей должен быть сформирован определенный запас знаний и умений. Но самое главное, дети учатся думать, рассуждать, самостоятельно решать предложенные им задачи. Вживаясь в ситуацию, ребенок сам становится действующим лицом, повышается эффективность обучения. Самое главное, дети входят в мир цифр через увлекательные игры, а обучение не покажется трудным и скучным.

«Не подражать, открывать-вот, что такое образование», сказал Дж. Кришнамурти. Решая проблемную ситуацию, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и отличие. Так он открывает мир чисел и фигур. Анализируя маленькие проблемные ситуации, которые перед ним ставят, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую. Мы должны сделать путешествие ребенка в мир математики увлекательным и полезным.

В содержание математического развития детей к программе «Детство» В. И. Логиновой включена технология З. А. Михайловой. Программа нацелена на развитие познавательных способностей дошкольников, овладение логическими операциями. Психологами установлено, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем развитии ребенка. По мнению П. Я. Гальперина, выделять признаки, связи между предметами и явлениями, важное условие понимания ребенком окружающего мира. Ежегодно, начиная с младшего возраста, мы проводим диагностику. Я обратила внимание на то, что дети отличаются пытливым умом, с интересом откликаются на ситуации, вносят свои коррективы, быстро реагируют на вопросы, дают пояснения, с удовольствием играют в настольные игры: «Развивающее лото», «Ассоциации». Дети усидчивы, умеют играть по правилам, объяснять свои поступки, действия. Стало ясно, что для этих детей нужно вносить что-то новое, что вызовет больший интерес. Увидела, что с интересом дети восприняли символическую аналогию, так в умывальной комнате появились алгоритмы умывания.

С символистической аналогией мы часто сталкиваемся в жизни. Речь записывается буквами-символами звуков; количество-цифрами ; детям дают мозаику и предлагают составить символическое изображение предмета. Графической аналогией я подвела детей к умению выделять в образе самое главное. Ставила перед собой цель: выработать богатое воображение, способность к преобразованиям, развивать мышление нестандартным образом. Начала с самого простого; играли в игру «Что в круге?». Так дети научились условному изображению любых предметов, умению их классифицировать. Дети получили возможность высказывать свои идеи, появился большой простор для фантазии. Главная цель игры, показать детям, что разные предметы можно обозначать одинаковыми геометрическими фигурами, или не любой фигурой, а той формой, которая напоминает их, например; овощи- круг; мебель, книги похожи на квадрат; люди-треугольник. Так закрепились умения видеть абстрактный образ объекта.

Мною было выявлено, что 32% детей имеют высокий уровень познания материала, стойкий интерес к заданиям, 60% детей любознательны и имеют средний уровень, тянутся к более сложному материалу, 8% детей оказались слабыми (в основном это вновь поступившие в группу дети).Эта группа детей требовала особого внимания и усилий для того, чтобы поднять их к более высокому уровню, развить интерес, научить работать самостоятельно, мыслить и делать простейшие умозаключения. В связи с этими показателями и была построена дальнейшая работа с детьми.

Проводились с детьми сюжетно-дидактические игры математического содержания, отражающие бытовые явления («Магазин», «Детский сад», «Поликлиника», «Путешествие» и другие, общественные события и традиции («Встреча гостей», «Праздник пришел», «Поход в театр»). Дети становились участниками, получали от игр эмоциональное удовлетворение, имели возможность контролировать как свои действия, так и действия товарищей; решали ту, или иную проблемную ситуацию. Игровые задачи решались непосредственно на основе усвоения математических знаний и предлагались детям в виде несложных игровых правил. На занятиях и в самостоятельной деятельности детей проводились подвижные игры математического содержания («Медведь и пчелы», «Ручейки», «Найди свой домик», «В лес за елочками» и другие).

В практике работы имеет положительный опыт организации «педагог-дети». Я ставила перед детьми задачу, а дети, при выполнении заданий научились контролировать свои действия, анализировать их и оценивать. Взаимодействие детей друг с другом способствуют развитию познавательного интереса, преодолению страха перед неудачей, возникновению потребности обратиться за помощью, стремлению самому оказать помощь товарищу, осуществлению контроля своих действий, умению разрешать конфликты, а самое главное воспитанию чувства сопереживания и взаимоуважения.

Большой интерес вызвали у детей проблемно-игровые ситуации, которые предлагались как на занятиях, так и в повседневной жизни. Проигрывался целый ряд ситуаций; «Как Белоснежка считала Гномов?», «Который Гномик будет вратарем?», «Как лягушонок научился считать?». С помощью этих и других ситуаций дети знакомились с порядковым и количественным счетом, правилами счета и отсчета. В ситуациях «Сколько детей в группе, «Кого больше?», со счетом предметов парами. «О чем говорят числа»», «Как Том и Джерри играли в числа»,- помогли разобраться в образовании чисел, отношениями «больше»,«меньше». Ситуация «Паучки»,-помогла нам с геометрическими формами. Главное, детям было интересно, а все ситуации можно было проиграть, увидеть результат.

В своей работе я неоднократно обращалась к технологии ТРИЗ. Реализация творческих способностей основана на использовании человеком различных методов творческого мышления. Самый простой из них метод проб и ошибок («А что, если сделать так?»). Это древнейший метод поиска нового. Но без него не обойтись. На своей практике я поняла, что метод проб и ошибок для детей каждый раз открытие. Предложение подумать, догадаться, придумать свой вариант решения проблемы повышает интерес, стимулирует познавательную активность. Главным вопросом в педагогике стал вопрос о формировании творческой личности. Роль взрослого-роль «направляющего», задача которого дать ребенку реальную возможность овладеть разнообразными способами получения знаний, умений, необходимых для того, чтобы стать личностью развитой, мыслящей, способной адаптироваться к любым жизненным ситуациям, не пасующей перед неудачами, т. е. творческой личностью. ТРИЗ не дает универсальных рецептов, тем более готовых конспектов занятий и разработок, поэтому каждый ребенок проявляет здесь себя как индивидуальность,находит неожиданные решения проблем. На таких занятиях дети не устают, активны, потому, что им приходится заниматься поисковой деятельностью, не по принуждению, не сидя за столами. Возникает положительный эмоциональный настрой от процесса поиска. Дети чувствуют сотворчество взрослого и ребенка. Игры «Хорошо, плохо», «Системный оператор», подвели детей к выявлению противоречий, формулированию его решений с помощью алгоритмов. Дети чувствуют радость от сделанного открытия, видят продукт его творчества, зримый, ощущаемый. Они научились импровизировать, выдавать оригинальные решения.

На следующем этапе работы мы познакомились с логическими блоками Дьенеша и палочками Кьюизенера, которые нашли отражение в программе развития и воспитания детей «Детство».Сначала я дала детям самостоятельно ознакомиться с этими пособиями. Дети использовали их по-своему усмотрению в разных видах деятельности. Таким образом, дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Затем мы приступили к играм и упражнениям. Я была равноправным участником всех игр и упражнений, ошибалась вместе с детьми, не спешила указывать детям на ошибки, давала возможность найти их самим или с помощью товарищей, исправлять их. Игры и упражнения с блоками и палочками предлагала на занятиях, в свободные часы, дополняла другими развивающими играми и игровыми заданиями, насыщала новыми игровыми элементами (игровыми задачами, действиями, сюжетами, ролями, это помогает детям преодолеть интеллектуальные препятствия.

В нашей группе сложилась традиция: создавать такие ситуации, из которых дети совместно должны найти выход, дети настраиваются на самоанализ, совместный поиск правильного решения.

Развитие математических представлений есть средство умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Стремление познавать окружающий мир присуще каждому человеку, есть и в каждом ребенке. Познание-функция его личности. Оно невозможно без самостоятельности, уверенности в себе. Необходимо ощущение защищенности, поэтому от психологической атмосферы зависит насколько разовьется у каждого ребенка интерес к стремлению узнавать и учиться новому.

Результаты диагностики в подготовительной группе показали, что дети запаслись знаниями, умеют давать оценку своим действиям, контролировать ситуацию, размышлять, доказывать и отстаивать свою точку зрения, доводить начатое до конца, а самое главное дети научились всезнания применять в практической жизни, отбирать нужное для решения проблем в окружающем социуме. Это дает возможность лучше учиться в школе, жить в обществе и семье.

В дальнейшем, в своей работе, планирую продолжать работу по развитию математических способностей детей с помощью решения проблемных ситуаций, использовать часто «буксующий» в работе с детьми ТРИЗ; поднимать детей вверх по интеллектуальной лестнице с помощью блоков Дьенеша и палочек Кьизеньера; придумывать математические задачи, сказки, в которых дети становятся участниками действий,где, ошибаясь, находят верные выходы из проблемных ситуаций.

Публикации по теме:

Создание условий в семье для развития творческих способностей детей 3–4 лет Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она наполняет его жизнь глубоким смыслом и содержанием. Игра для ребенка не.

«Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности посредством использования методов ТРИЗ» Тема: «Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности посредством использования методов ТРИЗ» План.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для развития математических способностей у детей посредством решения проблемных задач и навыков самооценки
Опубликовано: 2 июня 2015 в 15:12
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД