Создание условий для социального самоопределения и творческой реализации личности

Оксана Красильникова
Создание условий для социального самоопределения и творческой реализации личности

ФГОС дошкольного образования выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально- коммуникативному развитию.

Социально коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

В нашей группе созданы благоприятные условия для освоения детьми первоначальными представлениями социального характера и включения детей в систему социальных отношений. Решение этой задачи осуществляется, в частности, через развитие игровой деятельности детей. В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом и с взрослыми. Повышаются коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной компетентности.

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании социального поведения ребенка. Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая принятым в обществе нормам, правилам, способам поведения людей в различных ситуациях. Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. В процессе игры раскрывается социальная польза выбранной роли.

Благодаря такой игре малыши моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При этом на первом плане у детей — отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам. Например, дети часто играют в больницу. Они берут на себя роли больного и врача. Игра в больницу закрепляет отношения взаимного уважения доктора и пациента, выполнения его рекомендаций и назначений. Ребёнок получает представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми.

Мы стремимся поддерживать коммуникативную инициативу детей, учим их договариваться друг с другом при распределении действий, пособий. В коллективных играх успешно соблюдаются правила, поскольку сверстники следят за тем, как партнеры их выполняют. Дети самостоятельно выбирают сюжет, распределяют роли, контролируют ролевое поведение партнера, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков.

При восприятии произведений художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства мы стараемся вызывать у детей чувство сострадания к тем героям, которые нуждаются в помощи или испытывают тревогу, волнение, физическую боль, огорчение, обиду; формируем представление о добре и зле. На материале сказок, рассказов или драматизаций дети учатся оценивать характеры героев, их поступки, понимать, “что такое хорошо и что такое плохо”.

В группе созданы условия для формирования нравственной основы патриотических чувств. Во время НОД дети получают первоначальные представления о стране, в которой они живут; о названии государства, о его символике, о его территории и расположении; о его многонациональном населении, о том, что государственный язык России – русский, о столице России – Москве.

Также мы знакомим детей с принятыми правилами культурного поведения в общественном месте; с правилами вежливости с правилами приличия. Дети получают навыки самообслуживания, учатся проявлять самостоятельность. Кроме того, у них воспитывается осознание необходимости помогать взрослым и младшим.

Большое внимание уделяется организации совместной трудовой деятельности детей со сверстниками и с взрослыми. Это способствует формированию у наших детей, таких важных социальных умений, как умение определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнеров, оценивать результат и характер взаимоотношений

Систематическая работа по развитию социально- личностного развития в разных видах деятельности способствуют улучшению социального статуса ребенка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.

В современном российском обществе возрастает потребность к людям неординарно мыслящим, творческим, активным, способным нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью образования и воспитания.

Творчество детей — естественный компонент их развития. В дошкольном возрасте ребёнок обнаруживает и раскрывает много возможностей для творчества.

У каждого ребенка есть потребность в творческой деятельности: ребенок ищет возможность реализовать свой потенциал, через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность.

Творчество для ребенка – это больше процесс, нежели результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе.

Деятельность старших дошкольников характеризуется большей творческой активностью и самостоятельностью.

Существует множество методов и средств по развитию творческой активности и самостоятельности:

Одна из основных «Познавательное развитие», которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности через познавательно-исследовательскую деятельность, тем самым, подчеркивая значимость этой деятельности для дошкольников.

Наиболее эффективным средством достижения развития творческой активности и самостоятельности являются все виды изобразительной деятельности детей.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Согласно требованиям ФГОС одним из условий развития творческой активности и самостоятельности – это возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; поддержка инициативы и самостоятельности детей.

Поэтому мы включаем в свою работу разнообразные занятия художественной, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. Где каждый ребенок наиболее полно проявляет себя, без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

В соответствии с ФГОС специфическая деятельность для детей дошкольного возраста – это прежде всего игра.

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития - в детстве - она приобретает особое значение для развития творческой личности.

Очень важна роль родителей в развитии творческой личности детей. В группе проводятся разнообразные творческие выставки рисунков и поделок. Так родители приняли активное участие в организации выставки: «Осенний вернисаж», в творческом конкурсе: «Золотая рыбка». Приняли активное участие во всероссийском конкурсе: «Звездочка в ладошке», где были представлены замечательные работы, выполненные из макаронных изделий.

Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь"

Прикреплённые файлы:

prezentacija_avknj.pptx | 10396,53 Кб | Скачан: 11
 
Публикации по теме:

Родительское собрание «Совместная работа по созданию условий для обогащения социального опыта дошкольников». Ход собрания: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас. Давайте сегодня поговорим о совместной работе по созданию условий.

Создание благоприятных условий для формирования физической культуры личности 1. Введение В ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию Организации с родителями. В условиях реализации Федерального государственного.

Создание условий для патриотического воспитания детейСоздание условий для патриотического воспитания детей Создание условий для патриотического воспитания детей Как формируется патриотизм у дошкольников? Первые чувства гражданственности и патриотизма.

Создание условий для полноценной речевой деятельности Создание условий для полноценной речевой деятельности • Требования к развивающей предметно - пространственой среде (ФГОС дошкольного образования).

Консультация для педагогов «Создание условий для реализации потребностей в двигательной активности детей» Консультация для педагогов «Создание условий для реализации потребностей в двигательной активности детей» Ст. воспитатель Казаринова-Докучаева.

Консультация «Создание условий для реализации здоровьесберегающих технологий в условиях дома ребенка» Здоровье – необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Известный русский писатель и врач В. Вересаев особенно точно.

Создание условий для сенсорного развития детейСоздание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.

Создание условий для выявления и развития способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности Для создания оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого моего воспитанника составляю и реализую индивидуальные.

Создание условий для реализации обучения дошкольников правилам дорожного движения (слайд) "Создание условий для реализации обучения дошкольников правилам дорожного движения"(слайд) Уважаемые коллеги, я представляю детский.

Выступление с межвузовской конференции «Проблемы социо-культурного развития самоопределения личности» Самоопределение личности - созидательный акт, сознательный выбор и утверждение личностью своих позиций в разнообразных жизненных ситуациях,.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Создание условий для социального самоопределения и творческой реализации личности
Опубликовано: 12 марта 2018 в 14:19
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Фотоотчет занятия в старшей группе «Удалой Городец», приуроченный к Дню Городецкой...
Фотоотчет занятия в старшей группе «Удалой ГОРОДЕЦ», приуроченный к дню Городецкой росписи на МААМ 22 октября. Цель: Уметь украшать шаблоны по мотивам...
Лексико-грамматическое занятие в старшей группе для детей с ОВЗ «Кому зимой холодно?»...
Цель: Формирование представлений о жизни диких животных в осенне-зимний период. Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять представления...
Проект совместной деятельности «Море»
ТИП ПРОЕКТА: Познавательно -творческий ПО СОДЕРЖАНИЮ: «Ребенок и природа» РЕБЁНОК-субъект проектирования ВНУТРИ одной возрастной группы, при участии детей и...