Создание условий для обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста

Екатерина Краснова
Создание условий для обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель МБДОУ детский сад №99

Краснова Екатерина Александровна

Слово есть первый признак сознательной

разумной жизни. Слово есть воссоздание

внутри себя мира.

К. С. Аксаков

Зачем нужна развивающая предметно – пространственная среда дошкольнику?

• Для удовлетворения своих потребностей в определенный момент своего развития.

• Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявить любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображении. Познанного.

• Размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями детей.

Зачем нужна развивающая предметно – пространственная среда воспитателю?

• Она является эффективным вспомогательным средством для воспитателя при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка дошкольника.

• Развивающая среда строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.

• Служит для воспитателя специальным пространством организации деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.

Функция педагога заключается в том, чтобы, используя развивающую предметно – пространственную среду, помочь обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому при создании условий способствующих обогащению словаря учитывались возрастные, индивидуальные особенности, уровень развития воспитанников.

Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофукциональную развивающую предметно пространственную образовательную среду для обогащения словаря воспитанников на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

Задачи:

• Обеспечить эффективность использования созданных условий при обогащении словаря ребенка

Ожидаемый результат: обогащение активного словаря, владение речью, как средством общения и культуры.

Для обогащения словаря воспитанников мною были созданы следующие условия:

1. Библиотека: художественная литература подобрана по жанрам.

2. Картотека картин и иллюстраций мало знакомых детям по содержанию. Обогащение словаря воспитанников новыми понятиями, определениями:

«У пристани» (слова – пристань, палуба, мачта, судно, яхта и т. д.)

«Прибытие поезда» (перрон, вокзал, станция, рельсы и т. п.)

3. Картотека мультфильмов, видеороликов о разных природных зонах, природы родного края, историческое наследие России и т. д.

4. Книги создаваемые воспитателем совместно с детьми: «По страницам творчества детских авторов»: портрет писателя, краткая биография, зарисовки героев произведения, иллюстрации из произведений, кроссворды, ребусы, паззлы, раскраски. Формировать у детей знания об особенностях творчества автора произведения, обогащение и активизация словаря воспитанника в соответствии с программой и возрастом воспитанников.

5. Книжки – раскладушки: представлен автор (Михалков С. В., Корней Чуковский, С. Я. Маршак и др. и дети дополняют творческими работами)

6. Театр:

• пальчиковый (вязаный)- «Теремок», «Зимовье зверей», «Три поросёнка»;

• на фланелеграфе – «Царевна лягушка», «Хаврошечка», «Лиса и кувшин»;

• на коробках – «Сестрица Алёнушка и братец и Иванушка», «Каша из топора»;

• Театр – эмоций: вязаный «Чиполлино»(на вязанных фигурках героев – представлены различные эмоции характеризующие персонаж произведения);

7. Дидактические игры и упражнения:

«Расскажи-ка» - схемы –модели для составления рассказов;

«Мнемотаблицы» - силуэтные изображения - геометрические фигуры - планы и условные обозначения - контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

«Кто больше увидит и назовет?» «Кто больше назовёт предметов круглой (овальной, прямоугольной) формы?».

• Игры на подбор точных слов – синонимов «Скажи наоборот», антонимов, подбери глаголы, «Укрась слово» - подбор прилагательных - для выполнения данных заданий используются предметные и сюжетные картинки; «Кто что делает?» (повар – варит, жарит, печёт, прилагательных «Назови какой?» (дом – высокий, низкий, узкий, широкий, многоэтажный, зелёный). В этих играх ставим задачу детям подобрать быстро точное слово–ответ, ведущему.

• Игры на классификацию предметов (шкаф–мебель, пальто–одежда и т. п.).

• Игры на составление и сочинение рассказов: картинки «Что сначала, что потом», «Когда это бывает», «Небылицы», «Расскажи свою сказку»,

• Игра «Маленькое нужное слово» дети закрепляют в речи простые предлоги – используются окружающие ребенка предметы (игрушки, посуда, мебель, сюжетные картинки - ребенку предлагаются небольшие поручения, намеренно пропуская предлоги. Он должен по смыслу догадаться, какого маленького слова здесь не хватает. Например: «Положи ложку (в) чашку. Книга лежит (на) столе. Тапочки стоят (под) кроватью». По мере тренировки можно предложить ребенку составить предложения с маленьким словом по картинке и др.

8. «Мудрая шкатулка» - вместе с детьми мы складываем в красиво украшенную коробочку необычные слова, предложения, рассказы, сочинения, сказки (в виде: видео, аудио записей, записей со слов детей, зарисовок, выполненных заданий, решённых ребусов и кроссвордов, творческих работ).

Таким образом:

Созданные в группе условия способствуют обогащению словаря дошкольника;

• Стимулируют для дальнейшего творческого подхода в создании развивающей предметно – пространственной среды.

Публикации по теме:

Создание педагогических условий для развития у детей старшего дошкольного возраста представлений о создании хлеба Ведущая идея опыта – создание предметно-развивающей среды для формирования у детей представлений о процессе создания хлеба, пополнении методической.

Создание условий для формирования положительного самоощущения у детей старшего дошкольного возраста Дошкольное детство – время рождения личности. Осознавая свое "я", ребенок проявляет первые моменты самоутверждения - "я сам", стремится.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Создание условий для обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 июня 2015 в 14:10
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Конспект подвижной игры «Наседка и цыплята» для детей младшего возраста
Подвижная игра «Наседка и цыплята» Цель игры: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской,...
Общеразвивающие игры на мостике для детей 1,5–3 лет
«Общеразвивающие игр на мостике» для детей 1, 5 – 3 лет. Ребенок-дошкольник должен как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Теплое время года...
Детский мастер-класс по изготовлению объемного яблока
Программные задачи: Упражнять детей в изготовлении объемной поделки ( яблоко) ;складывать детали заготовки пополам, проглаживая линию сгиба. Продолжать...