Специфика работы социального педагога в доме ребёнка

Котова Ирина Сергеевна
Специфика работы социального педагога в доме ребёнка

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях используются два понятия: сирота и социальный сирота. Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет у которых умерли родители. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, которые не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берут на себя общество и государство и важная роль в реализации поставленных воспитательных задач падает на социального педагога. Все чаще «социальной сиротой» становится ребенок при живых родителях – это дети, от которых отказываются, бросают сразу после их рождения, или дети из социально неблагополучных семей. В самом словосочетании «ребенок-сирота» скрыты и человеческое несчастье, и горечь за целое поколение, и серьезная проблема существования и выживания в современном жестоком мире «отказных» детей. По отношению к данной категории детей все чаще применяется термин «дети, лишенные попечения родителей».

Правила приёма в Дом ребёнка. Задачи и функции.

Дом ребенка является самостоятельной медицинской организацией, созданной для круглосуточного содержания, воспитания, оказания медицинской и социальной помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, защиты прав и законных интересов детей с рождения до четырехлетнего возраста включительно, оставшихся без попечения родителей, а также детей, имеющих родителей (законных представителей) и временно помещенных в дом ребенка в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дети с органическими поражениями центральной нервной системы с нарушением психики, дефектами умственного и физического развития с рождения до четырехлетнего возраста включительно (до достижении четырехлетнего возраста - по решению медико-психолого-педагогической комиссии) содержатся в специализированных группах дома ребенка.

Задача и функции Дома ребенка.

• содержание детей на основе полного государственного обеспечения

• ;обеспечение защиты прав детей в период их пребывания в доме ребенка;

• создание детям благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

• обеспечение охраны и укрепления здоровья детей, медико-социальной помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, их социальной адаптации;

• поддержание и сохранение контактов с родителями (законными представителями, родственниками детей и иными гражданами.

В развитии детей-сирот важными функциями домов ребёнка всех типов детских домов кроме развития, образования и воспитания является – коррекция, реабилитация адаптация и социализация воспитанников.

Адаптивная функция призвана помочь ребенку приспособиться к новым для него условиям жизни в Доме ребёнка при отрыве от семьи переходе из дома ребенка в Дом ребёнка.

Реабилитационная функция Дома ребёнка заключается в создании реабилитационного пространства вокруг ребенка воспитывающегося вне семьи в восстановлении с помощью средств «педагогической реабилитации» частично утраченных или ослабленных свойств и функций организма личности ребенка отдельных ее сторон в целях максимально полного развития его индивидуальных возможностей. Реабилитация при этом осуществляется как целевая программа оказания помощи и поддержки ребенку в разрешении проблем его личностного развития путем целенаправленного применения психолого-педагогических средств и приемов с использованием прикладных медицинских знаний.

Таким образом, функция социализации, реализуемая социальными педагогом учреждения, направлена на оказание детям помощи в преодолении трудностей социального становления и реализуется через создание благоприятных условий для их включения в систему социальных отношений принятия социальных ценностей и постинтернатной интеграции в общество. На первом этапе пребывания ребенка в детском Доме ребёнка для него наиболее значимы являются адаптивная, реабилитационная, коррекционная, компенсаторная функции.

Дом ребенка осуществляет следующие функции:

• прием детей, динамическое медицинское наблюдение за состоянием их здоровья, физическим и нервно-психическим развитием;

• уход за детьми и их воспитание, в том числе физическое воспитание, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие детей;

• организация и проведение мероприятий по охране здоровья детей, в том числе по комплексной оценке состояния здоровья детей, осуществление профилактических, диагностических, лечебных и оздоровительных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и рецидивов детских болезней, инвалидизации;

• проведение мероприятий по профилактике алиментарных расстройств, анемии и рахита;

• организация и проведение профилактических осмотров воспитанников с привлечением специалистов в соответствии с номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. N 210н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2009 г., регистрационный N 14032) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. N 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2011 г. N 20144);

• оказание медицинской помощи детям, включая диагностику и лечение заболеваний, не требующих стационарной помощи;

• диспансерное наблюдение детей, страдающих хроническими заболеваниями;

• проведение восстановительного лечения, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации (абилитации) детей, их социальной адаптации;

• реализация индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;

• проведение иммунопрофилактики детей;

• при наличии медицинских показаний направление детей в медицинские организации для оказания специализированной медицинской помощи, восстановительного лечения, медицинской реабилитации, санаторно-курортного лечения с информированием родителей (усыновителей) детей;

• направление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, на медико-социальную экспертизу для оформления инвалидности;

• направление детей с нарушениями слуха, выявленными в акушерских стационарах, детских поликлиниках на первом этапе аудиологического скрининга, в центры реабилитации слуха для углубленной диагностики (второй этап аудиологического скрининга);

• взаимодействие с центрами реабилитации слуха в работе по направлению детей с нарушениями слуха (двусторонней сенсорной глухотой) в медицинские организации для оказания им высокотехнологичной медицинской помощи - операции "кохлеарная имплантация";

• направление детей с перинатальным контактом ВИЧ-инфекции, детей с ВИЧ-инфекцией на обследование и лечение в центры по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями в период диспансерного наблюдения;

• осуществление мероприятий по компенсации и (или) коррекции недостатков физического и (или) психического развития детей, отклонений в их поведении;

разработка и проведение мероприятий по повышению качества медицинской помощи, оказываемой детям, и воспитательного процесса;

• организация, обеспечение и оптимизация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, режима дня, рационального питания и двигательного режима детей;

• ведение медицинской документации в установленном порядке;

• взаимодействие с медицинскими организациями по вопросам медицинского обеспечения детей;

• установление и осуществление опеки в целях защиты прав и интересов детей в отношениях с любыми лицами;

• взаимодействие с органами опеки и попечительства по вопросам соблюдения прав и законных интересов детей, в том числе семейного устройства детей;

• взаимодействие с родителями (законными представителями) детей и иными гражданами в целях восстановления и (или) сохранения родственных связей детей, временной передачи детей в семьи граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации;

• оказание консультативной и методической помощи законным представителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей;

• защита личных и имущественных прав и законных интересов детей;

• повышение профессиональной квалификации медицинских, педагогических и иных работников дома ребенка.

Специфика работы социального педагога в Доме ребёнка.

В своей практике социальный педагог Дома ребёнка выполняет различные социальный роли. Прежде всего, он – посредник в контексте: «человек – семья – общество», связующее звено между ребенком и государственно-социальными слоями, призванными заботиться о ребенке. Одновременно социальный педагог – защитник интересов ребенка, защитник его прав.

Социальному педагогу отводится место судьи, который не должен судить, но должен что-то предпринимать для разрешения этих конфликтных ситуаций: «Своевременно выявить возникающие проблемы в сфере ближайшего окружения ребенка; понять и устранить причины, порождающие их; обеспечить профилактику различных негативных явлений, могущих выявиться в микросреде ребенка». При этом социальный педагог в этически допустимой форме он сам «выходит на контакт» с ребёнком и его семьей.

Социальный педагог Дома ребёнка осуществляет:

• Сбор и анализ информации о воспитанниках;

• Диагностику микросреды;

• Прогноз дальнейшего развития и социализации воспитанника как личности;

• Профилактику и социальную терапию негативных явлений окружающей среды;

• Охранно-правовую защиту;

• Решает образовательно-воспитательные задачи;

• Составляет и ведет документацию;

Работает с педагогическим коллективом.

Социальный педагог занимается плановой, консультативной и управленческой деятельностью, используя специальные профессиональные методы и реализует следующие функции:

• Образовательно-воспитательную – обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует образовательной и воспитательной работе;

• Диагностическую – ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности ребёнка, вникает в мир его интересов, круг общения, условия его жизни, выявляет позитивные или негативные влияния, проблемы;

• Организаторскую – организует ту или иную общественно ценную деятельность детей и взрослых, в адаптации, обеспечивает реализацию планов, проектов и программ;

• Прогностическую – участвует в разработке планов, программ и прогнозов социального развития микросоциума, разрабатывает социально- педагогическую программу развития личности конкретного ребенка, схемы и алгоритмы решения конкретных социально- педагогических задач;

• Профилактическую и социально-терапевтическую – специалист участвует и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организует социально-терапевтическую помощь нуждающимся, обеспечивает защиту прав воспитанника в обществе;

• Организационно-коммуникативную – способствует включению добровольных помощников, учащихся и студентов в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личные контакты, сосредоточивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе по интересам воспитанников;

• Охранно-защитную – использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов детей, содействует применению мер социального принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия;

• Посредническую – осуществляет связи между семьей, учреждениями, ближайшим окружением, официальными инстанциями в интересах ребенка.

Социальный педагог – ключевая фигура в Доме ребёнка, объединяющая усилия коллектива, семьи, общественности для оказания помощи и защиты своим воспитанникам.

Можно выделить следующие направления социально- педагогической работы в Доме ребёнка:

o Помощь семье в решении проблем, связанных со здоровьем, воспитанием, присмотром за ребенком;

o Помощь ребенку в устранении причин, негативного влияния на его адаптацию в Доме ребёнка;

o Привлечение учащихся, студентов, родителей, общественности к организации и проведению социально- педагогических мероприятий, праздников и развлечений;

o Диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

o Индивидуальное и групповое консультирование родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и тому подобное;

o Помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в воспитательно-воспитательной работе и определение мер по их преодолению;

o Проектирование, разработка планов и программ по различным направлениям деятельности Дома ребёнка;

o Пропаганда и разъяснения прав детей, родителей, педагогов;

o Решение практических вопросов обеспечения воспитательной работы в свободное время.

Работа социального педагога в Доме ребёнка разнообразна. Вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности несовершеннолетнего воспитанника, обеспечению охраны жизни и здоровья ребенка, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

Для успешного взаимодействия социальный педагог должен обладать следующими качествами: веселый характером, умение помочь, дружелюбием, вежливостью, справедливостью.

Деятельность социального педагога направлена на создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального); оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем; защиту ребенка в его жизненном пространстве.

Социально- педагогическая деятельность начинается с постановки целей и задач, которые необходимо решить специалисту: - сформировать у ребенка навыки общения, которые по какой- либо причине у него отсутствуют; - помочь ребенку адаптироваться в новой среде; - помочь воспитателю и ребенку (ребенку и родителям, родителям и педагогам) понять друг друга.

Цель, в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации (индивидуальная, групповая, коллективная, которые взаимосвязаны между собой. Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства социального педагога начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение. Социально- педагогическая деятельность Особенностью деятельности социального педагога является то, что несовершеннолетние воспитанники не могут сформулировать свою проблему и объяснить из-за чего она возникла, поэтому задача социального педагога заключается в том, чтобы самому выяснить обстоятельства возникшей ситуации и «поставить социальный диагноз».

В работе социального педагога важна подлинная вера в то, что каждый ребёнок имеет право и в дальнейшем способен сам и с помощью родителей или замещающих родителей достаточно успешно строить свою жизнь во всем многообразии ее проявлений.

Формы устройства детей в условиях Дома ребёнка.

Право ребёнка иметь семью призвано в России неотъемлемой на всех уровнях – от бытового до нормативно-законодательного. Утрата несовершеннолетними родительского попечения наступает в следующих случаях: смерть родителей; лишение родителей родительских прав; ограничение родителей в родительских правах; отобрание детей у родителей; длительная болезнь родителей; признание родителей умершими по суду; признание родителей судом недееспособными; признание родителей судом безвестно отсутствующими; длительное пребывание родителей в командировке (более шести месяцев); отбывание родителями срока наказания или нахождение под стражей в период следствия; оставление ребёнка на длительное время без присмотра взрослых; заявление от родителей о согласии на усыновление другими гражданами.

Существующие в Доме ребёнка формы их устройства можно разделить на четыре категории: семейные - (опека, усыновление); - возвращение в биологическую семью; - государственные (детские дома, школы-интернаты различного типа). Специфика психолого- педагогической помощи детям-сиротам, прежде всего, заключается в ее комплексности, коррекционно-развивающей направленности, разработке и реализации индивидуальных программ, скорректированных с учетом возможностей ребенка, рекомендаций психологов и врачей, в целенаправленной работе педагогов.

Как бы хорошо ни было воспитанникам в Доме ребёнка, каждый из них мечтает, желает обрести семью, иметь маму и папу. Социальная служба дома ребёнка ведет работу по семейному жизнеустройству воспитанников. В первую очередь ведется работа с кровными семьями, попавшими в трудную ситуацию, по восстановлению их в родительских правах. Анализируется сложившаяся внутрисемейная ситуация, оказывается психологическая, юридическая, моральная поддержка. В случаях, когда возвращение в родную семью невозможно, ведется работа с потенциальными родителями или опекунами.

Работа по передаче детей на воспитание в семью является одним из важных направлений деятельности социального педагога и заключается:

• в занесении воспитанников в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и своевременной коррекции информации о них;

• в консультировании потенциальных опекунов и усыновителей;

• в подготовке документации для процесса оформления опеки или усыновления.

Главной задачей Дома ребёнка является возвращения детей в семью после проведения медико-психолого-педагогической реабилитации. За период работы ОКУЗ СДР с 01.01.13г. по 31.12.2017 года в областное казенное учреждение здравоохранения «Областной специализированный Дом ребёнка» комитета здравоохранения Курской области поступил 451 ребенок, выбыл – 491 ребёнок, из них 184 ребёнка-инвалида.

Возвращено в биологическую семью – 224 детей из них 64 ребёнка-инвалида.

2013 год 2014 год 2015 год 2016г. 2017г.

53 из них 9 инв. 39 из них 18 инв. 66 из них 18 инв. 30 из них 9 инв. 36 из них 10инв

Приоритетной формой устройства ребёнка на воспитание в замещающие семьи является – усыновление. За последние годы из Дома ребенка (с 2013 – по 2017 г.) было установлено усыновление над 34 детьми, из них 4 ребёнка- инвалида.

2013 год 2014 год 2015 год 2016г. 2017г.

11 из них 1 инв. 10 из них 2 инв. 7 5 из них 1 инв. 1

Другой формой устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является опека и попечительство. В Доме ребёнка сложилась следующая статистика передачи детей под опеку. За эти годы переедено под опеку 185 детей из них 73 категории ребёнок-инвалид.

2013 год 2014 год 2015 год 2016г. 2017г.

43 из них 9 инв. 44 из них 22 инв. 26 из них 13 инв. 32 из них 15 инв. 40 из них 14 инв

Государственная форма устройства детей, достигших предельного возраста нахождения в доме ребенка, после заключения ПМПК Курской области является перевод воспитанников в другие интернатные учреждения Курской области. Из Дома ребёнка в учреждения образования было переведено - 22 ребёнка из них 19 инвалидов:

2013 год 2014 год 2015 год 2016г. 2017.

7 из них 7 инв. 3 из них 2 инв. 6 из них 4 инв. 4 из них 4 инв. 2из них 2инв.

В учреждения социальной защиты - 15 детей и все категории ребёнок-инвалид:

2013 год 2014 год 2015 год 2016г. 2017г.

4 из них 4 инв. - 9 из них 9 инв. 1 из них 1 инв. 1 из них 1 инв.

Ребенок - это личность с самого рождения, а детство - часть жизни, которая должна оставить самые лучшие и яркие воспоминания. В наших силах сделать все для счастья ребенка. Для этого нужно лишь любить его всем сердцем. Лучшее для ребёнка – его любящая семья.

Общение между педагогами, социальными педагогами и воспитанниками Дома ребёнка имеет исключительное значение для ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации и особенно для ребёнка-сироты. Ребенок, имеющий семью, взаимодействует с большим количеством людей. В этом взаимодействии он овладевает различными социальными ролями. В Доме ребёнка знаковой фигурой для воспитанника является социальный педагог, который находится с ним в непрерывном взаимодействии, направляет его развитие. В связи с этим исключительное значение приобретают личность социального педагога и отношения в Доме ребёнка в целом: все дети должны чувствовать себя, безусловно принятыми и любимыми всеми сотрудниками Дома ребёнка. Без такого отношения к ребенку его развитие будет существенно затруднено, так как вне рамок учреждения ему негде компенсировать недостаток или отсутствие любви. Создание отношений, основанных на любви и взаимоуважении членов сообщества являясь важным условием успешного развития детей-сирот, становится главной задачей социального педагога. Педагогической основой этих отношений является принятие и освоение педагогом личностного подхода в воспитании, развитии, «способности работать не только на организационно-педагогическом, но и на психолого-педагогическом уровне». Деятельность, в процессе которой осуществляется принятие ребенком ценностей в Доме ребёнка, должна отличаться большим разнообразием, чтобы ребенок все процессе смог овладеть различными навыками, социальными ролями осознать и получить знания о социальных ценностях. Среда Дома ребёнка должна предоставлять ребенку комфортные условия, создать для него эмоционально- положительные условия, способствовать раскрытию его индивидуальных особенностей.

Эффективным является введение просветительской работы по разъяснению прав, закрепленных Конвенцией ООН о правах ребенка, рекомендаций, как себя вести, чтобы не попасть в ситуацию риска. Основополагающим принципом работы социального педагога по защите прав ребенка является тесный контакт с ближайшим окружением близких родственников, семьей. Успешному осуществлению реабилитационной работы способствует тесный контакт со специалистами: медицинскими работниками, дефектологом, психологом, педагогами, воспитателями, которые оказывают социальному педагогу психологическую поддержку и консультируют по практическим вопросам.

Социальный педагог решает комплексные задачи по социализации воспитанников, сотрудничая со многими государственными и негосударственными учреждениями города и области, реализуя защиту прав и законных интересов воспитанников.

Основное направление в работе социального педагога – помочь ребёнку вернуться в свою семью или найти любящих его, неравнодушных людей, способных создать для него прекрасную семью. Все дети должны жить и воспитываться в семье!

Список литературы:

1. ФЗ № 159 от 21.12.96 "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2012г. № 344н «Об утверждении Тирового положения о доме ребёнка».

3. Л. В. Мардахаев. Социальная педагогика. / Москва. 2005.

4. И. З. Гликман. Теория и методика воспитания. / Москва. 2002.

5. Технологии социальной работы. // Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М. 2001.

6. М. В. Шакурова. Методика и технология работы социального педагога. / Москва 2004.

7. Р. В. Овчарова. Справочная книга социального педагога. / Москва 2001.

8. Т. А. Шишковец. Справочная книга социального педагога. / Москва 2005.

9. Мухина В. С. Особенности развития личности детей воспитывающихся в интернатных учреждениях / И. А. Мухина // Воспитание и развитие детей в детском доме. - М. 2001.

10. Павленок. П. Д. Методлогия и теория социальной работы. /Москва. 2008.

Публикации по теме:

«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.

Циклограмма работы социального педагога детского сада Понедельник 7.30 – 9.00 Наблюдение за детьми и стилем педагогов взаимодействия с ними в группах (реж. моменты – ранний возраст) 9.00 –.

Музыкально-ритмические занятия — основа успешного социального воспитания ребёнка с особыми образовательными потребностями Музыкально-ритмические занятия – основа успешного социального воспитания ребёнка с особыми образовательными потребностями Е. А. Романенко,.

Презентация «Оформление кабинета социального педагога в ДОО» Социальный педагог ДОО – это специалист, целью работы которого является создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка,.

Памятка для родителей «Список самых опасных для ребёнка предметов в доме» Памятка для родителей. Список самых опасных для ребёнка предметов в доме. 1. Розетки! 2. Батареи, особенно в отопительный сезон (малыш.

План работы социального педагога МДОУ на 2017–2018 год «Детский сад комбинированного вида №114» Цели работы: 1. Создание условий для укрепления физического, психического и социального здоровья.

Советы социального педагога родителям Советы социального педагога родителям 1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. 2. Будьте честными.

Эссе «Специфика и методы моей работы с детьми, имеющими речевые нарушения»Эссе «Специфика и методы моей работы с детьми, имеющими речевые нарушения» В последние годы, когда возросло количество детей с речевыми нарушениями, я в своей практике начала искать и активно применять различные.

Специфика работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования 1 слайд СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ –ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2 слайд Инклюзивное образование в России все активнее занимает.

Эссе социального педагога Эссе социального педагога Шохалевич Ольги Витальевны МБДОУ"ДС"Елочка" Главная цель моей работы: воспитание здоровой, духовно-нравственной.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Домашние животные
  • Домашние животные
Автор публикации:
Специфика работы социального педагога в доме ребёнка
Опубликовано: 28 августа 2018 в 09:46
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 сентября. День лука на МААМ

Полезные и вкусовые свойства этой овощной культуры известны во всем мире. Почти в каждой национальной кухне можно встретить блюда из лука. «Лук от семи недуг» – говорили наши предки, которые не только ели...

19 сентября. Выставка работ в технике айрис фолдинг

Айрис фолдинг – это модная и самобытная техника рукоделия с необыкновенными эффектами. Работы получаются сложенными, словно диафрагма фотоаппарата «Смена» или раковина улитки. Творчество в стиле айрис...

Конспект занятия по аппликации «Выносливый дуб»
Программные задачи: Учить детей вырезать симметричный предмет из бумаги, сложенной вдвое. Продолжать знакомить с техникой изготовления фрески (...
Проект «Познакомьтесь — это я!» старшей группы компенсирующей направленности
1. Проект «Познакомьтесь - это Я! » старшей гр. компенсирующей направленности. 2. Проблемное поле проекта: К...
Фотоотчет «Ремонт в детском саду»
Ремонт детского сада дело не простое. Педагогам часто приходится обращаться за помощью к родителям воспитанников. Реакция на такие просьбы у всех разная: кто...