Средства активизации и приемы обогащения театрализованной деятельности детей 4–5 лет

Анна Гончарова
Средства активизации и приемы обогащения театрализованной деятельности детей 4–5 лет

В качестве ведущего вида деятельности на дошкольном этапе возрастного развития педагогика и психология определяет творческую игру. При этом в системе творческих игр особое место отводится театрализованной игровой деятельности, которая, предполагая художественное моделирование эмоций, выступает источником развития чувств, учит ребенка понимать окружающих, ставить себя на место других в различных ситуациях, находить адекватные способы взаимодействия. Наряду с этим, в процессе такой игры происходит и развитие творческих способностей дошкольников, их желания фантазировать и реализовывать желаемое в действительности

Театрализованная деятельность ребенка – это технологичный процесс, который начинается с ознакомления с литературной основой будущего спектакля, с подготовки детского восприятия, сопровождается подробным анализом сюжета и поступков героев, обсуждением стратегий их поведения, продолжается в пробах себя в избранной роли и роли понравившегося персонажа воспринимаемого спектакля, в осмыслении и разучивании роли, самостоятельном воплощении образа героя и замысла спектакля.

Специфические средства на каждом из этапов педагогической технологии, имеющиеся в распоряжении театрализованной деятельности имеют увлекательное содержание, являются близкими и понятными детям, что позволяет активизировать и обогащать личный опыт детей и способствовать развитию их личности.

Театрализованная деятельность основана не только на восприятии ярких зрительных образов, подкрепленных интересным содержанием, но и на самостоятельной детской деятельности, что позволяет ребенку проявить свою внутреннюю позиции, свое отношение к происходящему, мысли и чувства. Происходит самореализация, самовыражение и саморазвитие личности ребенка. Каждый этап разворачивающейся театрализованной деятельности сопровождается адекватными педагогическими приемами, помогающими детям целостно воспринимать спектакль или быть его полноценными участниками.

Таким образом,ритмические игры и этюды как средство активизации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста помогают ребенку развивать творческие способности. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческих переживаний и воплощений. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Кроме того, ритмические игры и этюды, освобождают человека от негативных эмоций, мыслей, снимают нервное напряжение, приводят человека к состоянию покоя и радости, а также способствуют укреплению физического здоровья дошкольников

Изучение проблемы активизации театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию с высоким культурным уровнем развития. Театрализованная деятельность ориентирована, на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций. Таким образом, театральная деятельность с детьми не только развивает психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

Цель работы – активизация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста 4-5 лет посредством ритмических игр и этюдов.

В работе по театрализованной деятельностидошкольников определяютсяследующие основные задачи:

- формирование умения передавать движением, мимикой, позой, жестом, театральными куклами основные эмоции ритмических импровизаций, игр и этюдов;

- развитие творческой самостоятельности детей и умение владеть своим телом;

- воспитание устойчивого интереса к театрально - игровой деятельности, желание принимать активное участие в досугах, праздниках, развлечениях, используя импровизационные умения.

Определяются так же основные принципы,которые легли в основу работы:

- Принцип целенаправленности.

- Принцип систематичности и последовательности.

- Принцип доступности.

- Принцип воспитывающего и развивающего обучения.

- Принцип прочности.

Все выше перечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания являются стержневой основой работы воспитателя.

Для того чтобы выполнить поставленные задачи элементы театрализации, воспитатель использует во всех видах организованной деятельности детей: в непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной работе, в свободной деятельности детей, играх, развлечениях, праздниках. Ритмические игры и этюды являются естественным продолжением линии обучения детей языку импровизации, овладению возможностями своего тела, способностью самостоятельно придумывать, творить, тем самым они активизируют театрализованную деятельность дошкольников.

С детьми 4-5 лет начинается работа с того, что дается возможность детям присмотреться к своему телу, почувствовать его возможности. Например, игры – превращения. Дети с удовольствием повторяют и исполняют различные задания,например: в игре - превращении «Мельница», которая используется в непосредственно образовательной деятельности по социальному воспитанию «Я – человек», в качестве физкультурной минутки, ребята с интересом выполняют выразительные движения рук, небольшие волнообразные движения дополняют упражнение, превращают его в своеобразный танец. Игра – превращение «Деревянные и тряпичные куклы», способствует раскрепощению детей, они с удовольствием повторяют ее в самостоятельной деятельности. Игры – превращения «Лесник», «Запрещенное движение» и другие, в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «В гостях у друзей из Цветочного города», «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись», используются в качестве театрализации. Ритмические игры – превращения помогают детям 4-5 лет раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, импровизировать под музыку. С помощью этих игр у детей развивается ритмическая активность, творческое воображение.Эти игры хорошо использовать на физкультурных минутках: прыжки, бег, различные виды танцевальных движений, ритмические движений, в сочетании с музыкальным сопровождением. Игры-превращения разделяются на легкие и более сложные в исполнении. Неточное исполнение игр – превращений отрицательно влияет на раскрытие образов. Поэтому в индивидуальной работе, нужно обращать внимание на то, как дети в движении передают тот или иной образ. Например, в игре – превращении «Летящий лепесток» нацеливайте детей на импровизацию, проявление собственной фантазии. Дети импровизируют частично, то, что у них получается. Если усложнять игру превращение, тогда нужно подсказывать детям, вместе отрабатывать образ «летящих лепестков», а затем дети самостоятельно с использованием музыкального сопровождения импровизируют. Главное не спешить, не ждать быстрых изменений.

Очень интересно вместе с детьми обыгрывать в свободной деятельности, музыкально – ритмические композиции с элементами театрализации. Дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используют разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляют при этом выдумку и фантазию. Образные движения связаны с элементами подражательства, поэтому их часто называют имитационными. Движения, которые, используются при показе, могут соответствовать театральному образу, подчеркивать его характер и средства музыкальной выразительности.

Детям легко перевоплощаться в различные образы, изображать повадки животных, птиц, явления природы, трудовые действия людей, подражать сказочным героям. Поэтому, лучше поддерживать и развивать творческую инициативу, это способствует прочному усвоению детьми разнообразных этюдов, включающих различные виды ритмических движений.

Для активизации театрализованной деятельности дошкольников можно использовать с детьми всех возрастов этюдные тренажи, которые стимулируют в дальнейшем работу над образами; позволяют определить уровень знаний осознанной импровизации.

В вечернее время или любое другое можно проводить с детьми театральные игры, которые помогают детям, благодаря игровой ситуации перевоплотиться в образы сказочных героев, раскрепощают ребенка, проверяют прочность приобретенных знаний, детскую самостоятельность и их творческие возможности. Удовольствие и радость, связанные с игрой, скрадывают однообразие повторений. Все это лишний раз говорит о том, что дети особенно охотно обыгрывают разные образы в театрализованной деятельности, находясь в игровой ситуации.

В свободной деятельности, на прогулке, в качестве физкультурной минутки также можно проводить с детьми ритмические игры – импровизации, которые активизируют творчество детей в танцевальных импровизациях, помогают овладеть языком пластики, в сочетании ритмики и театрального образа. Такие игры дают возможность почувствовать свое тело, создают яркий запоминающийся образ.

Так же в работе с детьми, еще используют театрализованные спектакли по мотивам сказок, на которых дети закрепляют полученные знания в непосредственно образовательной деятельности, в свободной деятельности, в индивидуальной работе. А все изученные ранее ритмические игры и этюды помогают активизировать театрализованную деятельность, детям легко перейти к спектаклям, инсценировкам. В процессе показа театрализованного спектакля у детей совершенствуется умение перевоплощаться в образы различных персонажей. Здесь, доля театрализованной деятельности, по возможности увеличивается, а доля прямых обучающих моментов – уменьшается.

Работая с детьми над театральным образом, не у всех получается обыгрывание импровизации какого-либо сюжета. Поэтому необходима индивидуальная работа с дошкольниками. Для этого подбираются различные этюды и ритмические игры вместе с детьми, учитывается их заинтересованность. Дети вместе с воспитателем могутзаниматься собирательством различных образов, сочинительством, импровизацией. Индивидуальная работа развивает не только общие, но и специальные углубленные театральные способности на основе природных задатков; поднимает на более высокий уровень развития творческого процесса, все это способствует активизации театрализованной деятельности у детей. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию. Также нужно обращать внимание на самостоятельную театрализованную деятельность детей. В свободной деятельности детям можно предложить поиграть в знакомые ритмические игры и этюды, тем самым закрепляя, а дети применяют полученные навыки перевоплощения в различные образы. Побуждаю использовать музыкальное сопровождение; короткие театрализованные сценки; игрушки – заменители, ростовые куклы; театральный грим, все это помогает ребенку передать эмоциональное состояние, образ при исполнении театрализованных игр, спектаклей, инсценировок.

Публикации по теме:

«Выразительные средства театрализованной деятельности» Характерные особенности театрализованных игр: • литературная или фольклорная основа их содержания; • наличие зрителей Две основные группы.

Формирование экологической культуры старших дошкольников посредством активизации мыслительно-поисковой деятельности Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами.

Кружок по театрализованной деятельности «В гостях у сказки» для детей 4–5 летКружок по театрализованной деятельности «В гостях у сказки» для детей 4–5 лет Цель: Развитие творческих способностей, эстетического вкуса в передаче образа. Воспитание любви к театру и театрализованной деятельности.

Мастер-класс «Технологии активизации исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек»Мастер-класс «Технологии активизации исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек» Тема «Технологии активизации поисково – исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек» Образовательная.

Православное воспитание детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Цель: развитие духовно - нравственных качеств в личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Человеческий.

Консультация для воспитателей «Приемы активизации познавательной деятельности дошкольников»Консультация для воспитателей «Приемы активизации познавательной деятельности дошкольников» .

Проект «Сказка в театрализованной деятельности детей»Проект «Сказка в театрализованной деятельности детей» АКТУАЛЬНОСТЬ Занятия театрализованной деятельностью помогают детям адаптироваться в окружающем мире и решить многие актуальные проблемы.

Проект «Эмоциональное развитие детей посредством театрализованной деятельности» Театрализованную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников.

Рекомендации по организации работы с родителями по театрализованной деятельности детей «Трезвым, осторожным рутинерам принадлежит настоящее, а тем, кто фантазирует – будущее» К. И. Чуковский Театр – один из самых демократичных.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детейВлияние театрализованной деятельности на развитие речи детей Одной из важнейших проблем в последнее время становится проблема развития речи детей, все больше детей нуждаются в помощи логопедов и других.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Средства активизации и приемы обогащения театрализованной деятельности детей 4–5 лет
Опубликовано: 17 марта 2016 в 21:37
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 июля. День цветика-семицветика на МААМ

Добрая и поучительная сказка Валентина Катаева «Цветик-семицветик», созданная в 1940 году, заслуженно вошла в «золотой фонд» литературных произведений для детей. А образ чудесного цветка используется...

12 июля. День кошек на МААМ

Ах, эти удивительные кошечки, они привлекают не только своей красотой, но и самодостаточным нравом. Хоть кошки и давно живут рядом с нами, постичь их натуру до конца не удается. Давайте посвятим целый...

Мастер-класс по конструированию из бумажной тарелки «Лисичка, рыжая плутовка»
Почти ни одна русская народная сказка не обходится без хитрой лисы. Рыжая плутовка может обхитрить любого персонажа сказки. Мы играли в викторину по...
Детский мастер класс по изготовлению поделки из бумаги «Черная кошка»
Представляю вашему вниманию детский мастер класс по изготовлению поделки из цветной бумаги "Черная кошка". Такую поделку можно выполнить совместно с детьми...