Средства активизации и приемы обогащения театрализованной деятельности детей 4–5 лет

Анна Гончарова
Средства активизации и приемы обогащения театрализованной деятельности детей 4–5 лет

В качестве ведущего вида деятельности на дошкольном этапе возрастного развития педагогика и психология определяет творческую игру. При этом в системе творческих игр особое место отводится театрализованной игровой деятельности, которая, предполагая художественное моделирование эмоций, выступает источником развития чувств, учит ребенка понимать окружающих, ставить себя на место других в различных ситуациях, находить адекватные способы взаимодействия. Наряду с этим, в процессе такой игры происходит и развитие творческих способностей дошкольников, их желания фантазировать и реализовывать желаемое в действительности

Театрализованная деятельность ребенка – это технологичный процесс, который начинается с ознакомления с литературной основой будущего спектакля, с подготовки детского восприятия, сопровождается подробным анализом сюжета и поступков героев, обсуждением стратегий их поведения, продолжается в пробах себя в избранной роли и роли понравившегося персонажа воспринимаемого спектакля, в осмыслении и разучивании роли, самостоятельном воплощении образа героя и замысла спектакля.

Специфические средства на каждом из этапов педагогической технологии, имеющиеся в распоряжении театрализованной деятельности имеют увлекательное содержание, являются близкими и понятными детям, что позволяет активизировать и обогащать личный опыт детей и способствовать развитию их личности.

Театрализованная деятельность основана не только на восприятии ярких зрительных образов, подкрепленных интересным содержанием, но и на самостоятельной детской деятельности, что позволяет ребенку проявить свою внутреннюю позиции, свое отношение к происходящему, мысли и чувства. Происходит самореализация, самовыражение и саморазвитие личности ребенка. Каждый этап разворачивающейся театрализованной деятельности сопровождается адекватными педагогическими приемами, помогающими детям целостно воспринимать спектакль или быть его полноценными участниками.

Таким образом,ритмические игры и этюды как средство активизации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста помогают ребенку развивать творческие способности. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческих переживаний и воплощений. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Кроме того, ритмические игры и этюды, освобождают человека от негативных эмоций, мыслей, снимают нервное напряжение, приводят человека к состоянию покоя и радости, а также способствуют укреплению физического здоровья дошкольников

Изучение проблемы активизации театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию с высоким культурным уровнем развития. Театрализованная деятельность ориентирована, на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций. Таким образом, театральная деятельность с детьми не только развивает психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

Цель работы – активизация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста 4-5 лет посредством ритмических игр и этюдов.

В работе по театрализованной деятельности дошкольников определяютсяследующие основные задачи:

- формирование умения передавать движением, мимикой, позой, жестом, театральными куклами основные эмоции ритмических импровизаций, игр и этюдов;

- развитие творческой самостоятельности детей и умение владеть своим телом;

- воспитание устойчивого интереса к театрально - игровой деятельности, желание принимать активное участие в досугах, праздниках, развлечениях, используя импровизационные умения.

Определяются так же основные принципы, которые легли в основу работы:

- Принцип целенаправленности.

- Принцип систематичности и последовательности.

- Принцип доступности.

- Принцип воспитывающего и развивающего обучения.

- Принцип прочности.

Все выше перечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания являются стержневой основой работы воспитателя.

Для того чтобы выполнить поставленные задачи элементы театрализации, воспитатель использует во всех видах организованной деятельности детей: в непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной работе, в свободной деятельности детей, играх, развлечениях, праздниках. Ритмические игры и этюды являются естественным продолжением линии обучения детей языку импровизации, овладению возможностями своего тела, способностью самостоятельно придумывать, творить, тем самым они активизируют театрализованную деятельность дошкольников.

С детьми 4-5 лет начинается работа с того, что дается возможность детям присмотреться к своему телу, почувствовать его возможности. Например, игры – превращения. Дети с удовольствием повторяют и исполняют различные задания, например: в игре - превращении «Мельница», которая используется в непосредственно образовательной деятельности по социальному воспитанию «Я – человек», в качестве физкультурной минутки, ребята с интересом выполняют выразительные движения рук, небольшие волнообразные движения дополняют упражнение, превращают его в своеобразный танец. Игра – превращение «Деревянные и тряпичные куклы», способствует раскрепощению детей, они с удовольствием повторяют ее в самостоятельной деятельности. Игры – превращения «Лесник», «Запрещенное движение» и другие, в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «В гостях у друзей из Цветочного города», «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись», используются в качестве театрализации. Ритмические игры – превращения помогают детям 4-5 лет раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, импровизировать под музыку. С помощью этих игр у детей развивается ритмическая активность, творческое воображение. Эти игры хорошо использовать на физкультурных минутках: прыжки, бег, различные виды танцевальных движений, ритмические движений, в сочетании с музыкальным сопровождением. Игры-превращения разделяются на легкие и более сложные в исполнении. Неточное исполнение игр – превращений отрицательно влияет на раскрытие образов. Поэтому в индивидуальной работе, нужно обращать внимание на то, как дети в движении передают тот или иной образ. Например, в игре – превращении «Летящий лепесток» нацеливайте детей на импровизацию, проявление собственной фантазии. Дети импровизируют частично, то, что у них получается. Если усложнять игру превращение, тогда нужно подсказывать детям, вместе отрабатывать образ «летящих лепестков», а затем дети самостоятельно с использованием музыкального сопровождения импровизируют. Главное не спешить, не ждать быстрых изменений.

Очень интересно вместе с детьми обыгрывать в свободной деятельности, музыкально – ритмические композиции с элементами театрализации. Дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используют разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляют при этом выдумку и фантазию. Образные движения связаны с элементами подражательства, поэтому их часто называют имитационными. Движения, которые, используются при показе, могут соответствовать театральному образу, подчеркивать его характер и средства музыкальной выразительности.

Детям легко перевоплощаться в различные образы, изображать повадки животных, птиц, явления природы, трудовые действия людей, подражать сказочным героям. Поэтому, лучше поддерживать и развивать творческую инициативу, это способствует прочному усвоению детьми разнообразных этюдов, включающих различные виды ритмических движений.

Для активизации театрализованной деятельности дошкольников можно использовать с детьми всех возрастов этюдные тренажи, которые стимулируют в дальнейшем работу над образами; позволяют определить уровень знаний осознанной импровизации.

В вечернее время или любое другое можно проводить с детьми театральные игры, которые помогают детям, благодаря игровой ситуации перевоплотиться в образы сказочных героев, раскрепощают ребенка, проверяют прочность приобретенных знаний, детскую самостоятельность и их творческие возможности. Удовольствие и радость, связанные с игрой, скрадывают однообразие повторений. Все это лишний раз говорит о том, что дети особенно охотно обыгрывают разные образы в театрализованной деятельности, находясь в игровой ситуации.

В свободной деятельности, на прогулке, в качестве физкультурной минутки также можно проводить с детьми ритмические игры – импровизации, которые активизируют творчество детей в танцевальных импровизациях, помогают овладеть языком пластики, в сочетании ритмики и театрального образа. Такие игры дают возможность почувствовать свое тело, создают яркий запоминающийся образ.

Так же в работе с детьми, еще используют театрализованные спектакли по мотивам сказок, на которых дети закрепляют полученные знания в непосредственно образовательной деятельности, в свободной деятельности, в индивидуальной работе. А все изученные ранее ритмические игры и этюды помогают активизировать театрализованную деятельность, детям легко перейти к спектаклям, инсценировкам. В процессе показа театрализованного спектакля у детей совершенствуется умение перевоплощаться в образы различных персонажей. Здесь, доля театрализованной деятельности, по возможности увеличивается, а доля прямых обучающих моментов – уменьшается.

Работая с детьми над театральным образом, не у всех получается обыгрывание импровизации какого-либо сюжета. Поэтому необходима индивидуальная работа с дошкольниками. Для этого подбираются различные этюды и ритмические игры вместе с детьми, учитывается их заинтересованность. Дети вместе с воспитателем могутзаниматься собирательством различных образов, сочинительством, импровизацией. Индивидуальная работа развивает не только общие, но и специальные углубленные театральные способности на основе природных задатков; поднимает на более высокий уровень развития творческого процесса, все это способствует активизации театрализованной деятельности у детей. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию. Также нужно обращать внимание на самостоятельную театрализованную деятельность детей. В свободной деятельности детям можно предложить поиграть в знакомые ритмические игры и этюды, тем самым закрепляя, а дети применяют полученные навыки перевоплощения в различные образы. Побуждаю использовать музыкальное сопровождение; короткие театрализованные сценки; игрушки – заменители, ростовые куклы; театральный грим, все это помогает ребенку передать эмоциональное состояние, образ при исполнении театрализованных игр, спектаклей, инсценировок.

Публикации по теме:

«Выразительные средства театрализованной деятельности» Характерные особенности театрализованных игр: • литературная или фольклорная основа их содержания; • наличие зрителей Две основные группы.

Формирование экологической культуры старших дошкольников посредством активизации мыслительно-поисковой деятельности Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами.

Кружок по театрализованной деятельности «В гостях у сказки» для детей 4–5 летКружок по театрализованной деятельности «В гостях у сказки» для детей 4–5 лет Цель: Развитие творческих способностей, эстетического вкуса в передаче образа. Воспитание любви к театру и театрализованной деятельности.

Мастер-класс «Технологии активизации исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек»Мастер-класс «Технологии активизации исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек» Тема «Технологии активизации поисково – исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек» Образовательная.

Православное воспитание детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Цель: развитие духовно - нравственных качеств в личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Человеческий.

Консультация для воспитателей «Приемы активизации познавательной деятельности дошкольников»Консультация для воспитателей «Приемы активизации познавательной деятельности дошкольников» .

Проект «Сказка в театрализованной деятельности детей»Проект «Сказка в театрализованной деятельности детей» АКТУАЛЬНОСТЬ Занятия театрализованной деятельностью помогают детям адаптироваться в окружающем мире и решить многие актуальные проблемы.

Проект «Эмоциональное развитие детей посредством театрализованной деятельности» Театрализованную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников.

Рекомендации по организации работы с родителями по театрализованной деятельности детей «Трезвым, осторожным рутинерам принадлежит настоящее, а тем, кто фантазирует – будущее» К. И. Чуковский Театр – один из самых демократичных.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детейВлияние театрализованной деятельности на развитие речи детей Одной из важнейших проблем в последнее время становится проблема развития речи детей, все больше детей нуждаются в помощи логопедов и других.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Средства активизации и приемы обогащения театрализованной деятельности детей 4–5 лет
Опубликовано: 17 марта 2016 в 21:37
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фото-отчет о встрече с поэтессой Л. П. Сухоставец
Фотоотчет о встрече с писательницей Л. П. Сухоставец. В нашем д/с есть добрая традиция – встречи с интересными людьми в стенах библиотеки им. А....
План-конспект урока математики в 1 классе «Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Числа 1, 2, 3, 4, 5. Цифра 5. 1. ФИО ( полностью) : Пименова Вера Александровна 2. Место работы: ГБОУ СОШ с. Мусорка ( Кирилловский...
Квест «От детской мечты — до будущей профессии» (подготовительная к школе группа)
Фотоотчет -Форум «Большая перемена» Образовательный квест «От детской мечты – до будущей профессии»подготовительная к школе группа «Капелька» город Тобольск...
Мастер-класс «Открытка маме» знакомство со скрапбукингом для старших дошкольников
Мастер класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Такую открытку с удовольствием смастерили на 8 марта мои ребята из старшей группы....
Проект «Корзины Осени» для детей старшего дошкольного возраста
Хочу поделиться содержанием проекта "Осенние корзины". Ранее я публиковала сценарий праздника "Корзины Осени", как итог этого проекта. Так выглядит...