Папки-передвижки

«Сталинградская битва» воспитательский час по патриотическому воспитанию в школе — интернате для детей с ОВЗ

Валентина Штарлакова
«Сталинградская битва» воспитательский час по патриотическому воспитанию в школе — интернате для детей с ОВЗ

Сталинградская битва

Цель: Углубление знаний учащихся о ходе Сталинградской битвы, в частности подчёркивание её исторического значения в Великой Отечественной войне и во Второй мировой войне.

Задачи: Развитие чувства гордости и сопричастности к прошлому своего народа, своей страны; воспитание патриотических чувств учащихся.

Видеоролик «С чего начинается Родина?»

Ты тоже родился в России –

Краю полевом и лесном.

У нас в каждой песне – березка,

Публикация «„Сталинградская битва“ воспитательский час по патриотическому воспитанию в школе — интернате для детей с ОВЗ» размещена в разделах

Береза под каждым окном.

На каждой весенней поляне

Их белый живой хоровод.

Но есть в Волгограде березка –

Увидишь, и сердце замрет.

Ее привезли из далека

В края, где шумят ковыли.

Как трудно она привыкала

К огню волгоградской земли!

Как долго она тосковала

О светлых лесах на Руси!

Лежат под березкой ребята –

Об этом у них расспроси.

Вот уже более 70 лет отделяют нас от окончания Второй мировой войны, однако из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления фашистских захватчиков. Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили миллионы людей.

Слайд 3 Видеоролик «Начало войны»

В ранний предрассветный час 22 июня 1941 года ночные наряды и дозоры пограничников, которые охраняли западный рубеж Советской страны, заметили странное небесное явление. Там, впереди, за пограничной чертой, над захваченной гитлеровцами землей Польши, вдруг появились какие-то новые, невиданные звезды. Непривычно яркие и разноцветные, как огни фейерверка- то красные, то зеленые, - они не стояли неподвижно, они медленно и безостановочно плыли сюда, к востоку, прокладывая свой путь среди гаснущих ночных звезд. Они усеяли собой весь горизонт, сколько видел глаз, и вместе с их появлением оттуда, с запада, донесся рокот множества моторов.

Этот рокот быстро нарастал, заполняя собою все вокруг, и, наконец, разноцветные огоньки проплыли в небе над головой дозорных, пересекая невидимую линию воздушной границы. Сотни германских самолетов с зажженными бортовыми огнями стремительно вторглись в воздушное пространство Советского Союза.

И, прежде чем пограничники, охваченные внезапной зловещей тревогой, успели осознать смысл этого непонятного и дерзкого вторжения, предрассветная полумгла на западе озарилась мгновенно взблеснувшей зарницей, яростные вспышки взрывов, вздымающие к небу черные столбы земли, забушевали на первых метрах пограничной советской территории, и все потонуло в тяжком оглушительном грохоте, далеко сотрясающем землю. Тысячи германских орудий и минометов, скрыто сосредоточенных в последние дни у границы, открыли огонь по нашей пограничной полосе. Всегда настороженно тихая линия государственного рубежа сразу превратилась в ревущую, огненную линию фронта.

Так началось предательское нападение гитлеровской Германии на Советский Союз, так началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

Трудно, наверное, найти место на Земле, где бы не слышали о героическом городе на Волге. А осенью 1942 года слова «Сталинград», «Сталинградская битва» не сходили с уст народов всей планеты.

Сталинград! Здесь, в величайшей битве второй мировой войны, решалась не только судьба нашего государства, но и решалась судьба всего человечества. Двести суток продолжалась Сталинградская битва.

Благодарим защитников Сталинграда, которые дрались там, где драться было уже невозможно, и погибали за то, чтобы их дети, их народ, чтобы все народы мира не знали бы больше ужасов войны.

В память о павших, во имя живущих вспомним дни великого сражения на Волге.

На Сталинград были брошены отборные фашистские войска. Советские воины дали клятву: «Стоять насмерть!»

Каждая улица, каждый дом стали крепостью.

В течении трех месяцев в городе рвались бомбы, снаряды, мины, строчили пулеметы, автоматы. Зарево пожарищ и клубы черного дыма поднимались над городом.

Видеоролик «Бои в городе»

В истории войн всегда было так: если враг взял центральную часть и господствующие высоты, город считался побежденным. В Сталинграде бои шли за каждую улицу, за каждый дом. Так, здание железнодорожного вокзала несколько раз переходило из рук в руки. Сталинград стал городом массового героизма.

Самолеты противника, господствующие тогда в воздухе, беспрерывно бомбили город. Завязались бои за Мамаев курган. Вершина кургана и его западные склоны были заняты врагом. Необходимо было выбить врага с кургана и удерживать его. Солдаты называли курган «красным» : земля здесь была пропитана кровью.

Земля гудела и стонала,

Смешались вместе ночь и день,

Железо даже уставало,

Везде витала смерти тень.

Бой, тяжелый бой под Сталинградом,

Враг перемалывал полки…

Как он спешил! Ведь Волга рядом!

Победа мнилась у реки.

Видеоролик «Мамаев Курган»

Более четырех месяцев с невиданным упорством шла ожесточенная война за Мамаев курган. Гитлеровцы встретили ожесточенное и упорное сопротивление.

«Мы атакуем каждый день –писал домой в Германию один из солдат - если нам удается утром занять 20 метров, то вечером русские отбрасывают нас обратно.»

Внимание всего мира было приковано к этой битве. Ведь в битве на Волге решалась судьба войны.

Из дневника гитлеровского солдата:

«Наши войска взяли завод «Баррикады», но до Волги так и не дошли, хотя до нее осталось не более 100 шагов… Русские не похожи на людей, они сделаны из железа, они не знают усталости, не ведают страха, не боятся огня…

Мы изнемогаем. Каждый солдат считает, что следующим погибнет он сам. Быть раненым и вернуться в тыл – единственная надежда»

Из письма немецкого офицера, так и не отправленного в Германию: «Нам остался километр до Волги, но мы не можем его пройти. Мы ведем борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию!»

Мамаев курган. Высота 102 метра. 135 дней и ночей был главной высотой России. 135 дней и ночей не затихал здесь бой. Выжженная и взрытая огнем авиации и артиллерии земля Мамаева кургана покрылась панцирем осколков от мин, снарядов и бомб. Не раз бои раздавались на вершине кургана и не раз она переходила из рук в руки, но врагу так и не удалось овладеть курганом.

О тяжелых боях на Мамаевом кургане говорит такой факт: после Сталинградской битвы на одном квадратном метре земли можно было насчитать от 500 до 1250 осколков. Весной 1943 года на Мамаевом кургане не поднялась даже трава.

Защитникам Сталинграда, живым и мертвым, полководцам и рядовым, воздвигнут мемориальный комплекс на Мамаевом кургане.

Песня «Поклонимся великим тем годам»

Героические подвиги совершали все защитники Сталинграда : бойцы и офицеры, девушки-санитарки, врачи, работники штаба, связисты и др. Даже когда линия фронта подошла к заводу, рабочие не прекращали трудиться на оборону. Танки, которые ремонтировал тракторный завод, прямо из цехов шли в бой.

В жестоком сражении люди проявляли личный и коллективный героизм. Массовый героизм приводил врага в замешательство. Немцам были не понятны его причины, его корни, истоки. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувство страха. Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их самоотверженности, силе воли, мужеству. Что руководило их поступками? Любовь к Родине, стремление к светлому будущему, чувство долга, пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу?

На одной из улиц Волгограда стоит знаменитый «дом Павлова». В дни сражений в городе противнику удалось захватить наполовину разрушенное обстрелами здание.

Видеоролик «Дом Павлова»

Сержант Яков Павлов с тремя бойцами был послан в разведку. В подъезде дома разведчики столкнулись с фашистами. Завязался бой. Враги бежали, а Павлов с бойцами закрепился в отбитом доме. Позиция оказалась очень удобной: можно было держать под обстрелом всю площадь. Павлову послали подкрепление. Фашисты любой ценой решили вернуть потерянную позицию. Несколько недель Павлов и его бойцы выдерживали атаки вражеской пехоты, танков, самолетов. Но «дом Павлова» оказался неприступным. Его защитники отважно сражались. Среди них были русские и украинцы, белорусы, грузины, казахи – бойцы многих национальностей СССР.

Пулеметчик Воронов получил 25 ран, осколком была перебита рука, остались только гранаты. Зубами Воронов выдергивал предохранитель гранаты и здоровой рукой бросал их в наступающих врагов.

Бойцы выдержали все атаки. Фашисты так и не смогли взять «дом Павлова».

В это время советские руководители приняли решение о подготовке наступления в районе Сталинграда. Генералы Жуков, Воронов, Василевский подумывали как разгромить врага.

Наметили одновременными ударами с севера и с юга окружить противника, зажать в клещи и уничтожить. Проведение этой операции назначили на 9 ноября. Но этот срок пришлось перенести на 10 дней, потому что из-за нехватки машин не успели вовремя подвезти оружие, боеприпасы, горючее, теплую одежду для солдат.

Каждый день отсрочки грозил опасностью: враг мог узнать о нашем наступлении и помешать ему. Эту тайну хранили всеми способами. Советские войска собирались не в месте наступления, а в 40-50 километрах от него. Продвигаясь только в ночное время, не зажигая фар, в полной темноте. Днем же прятались по оврагам, редким лесочкам, в деревнях и поселках. По ночам прибывали знаменитые танки Т-34, новые самолеты, орудия и снаряды к ним. Эти меры предосторожности не дали фашистам обнаружить подготовку к наступлению и установить место, где будет прорыв.

Видеоролик «Наступление»

Утро 19 ноября 1942 года выдалось туманное. Молочная дымка покрыла степь, запомнила овраги. В такую погоду не могли действовать авиация. И вот на рассвете загремели орудия, ударили «катюши». затем в бой двинулись танки. Под прикрытием тумана советские воины с криками «Ура!» поднимались из окопов и стремительно бежали вперед. На врага обрушился уничтожающий артиллерийский огонь. Не успели замолчать орудия и минометы, как в атаку пошли стрелковые дивизии и танки. Прорвав оборону, танки устремились в тыл к фашистам. Через четыре дня кольцо окружения замкнулось. 330 тысяч немецко-фашистских солдат и офицеров оказались в этом кольце. Гитлеровское командование бросило им на помощь свежие силы. Фашисты делали отчаянные попытки прорвать кольцо советских войск. Но это им не удалось. После ожесточенных сражений 2 февраля 1943 года остатки окруженной фашистской армии сдались в плен. Хотя окруженная армия Паулюса получала от Гитлера радиограммы держаться до последнего солдата. Но держаться становилось все труднее. Кончилось продовольствие, были съедены все лошади кавалерийской дивизии. Хлеба стали давать по 50 грамм в день, к нему полагался стакан морковного чая и пустой суп. Чтобы не умереть с голода, гитлеровцы охотились на собак. Кошек, ловили ворон. Но и их скоро не стало. Пришлось снимать с себя ремни и варить из них бульон. Советское командование предложило попавшим в окружение сдаться. Но Гитлер запретил даже думать об этом.

И отдал приказ начать разгром окруженных фашистов. Почти час била артиллерия по месту расположения немецких войск.

Штаб окруженной армии во главе с Паулюсом находился в одном из глубоких подвалов. Последняя радиограмма, отправленная Гитлеру, была короткой: «У дверей русский…». И вскоре Паулюсу пришлось сдаться в плен. Из 330 тысяч солдат и офицеров армии Паулюса в живых осталась 91 тысяча. Ни в одной битве фашисты не потеряли столько войск, как под Сталинградом. Это была великая победа советского народа. Сталинградская битва стала поворотным событием, за которым последовал полный разгром сил фашизма не только в нашей стране, но и во всем мире.

История еще не знала такой войны, как Великая Отечественная. Не только потому, что она была самой разрушительной, что в ней погибли миллионы людей. Но прежде всего потому, что никогда раньше не было такого количества героев и таких геройских подвигов, как в этой войне против фашистских захватчиков.

Победа в город на Волге пришла 2 февраля 1943 года.

Всех героев не назвать, но их помнят. В честь их называют дома, улицы, в их честь зажигают вечный огонь. Есть вечный огонь и в Волгограде. Вечный огонь на площади Павших борцов зажжен 1 февраля 1963 года в канун 20- летия победы в Сталинградской битве. Еще один огонь горит в Пантионе славы на Мамаевом кургане

Видеоролик «Журавли» (не до конца)

Стих «Мать»

Я как – то на кургане видел гостью:

Сняв с головы темнеющий платок,

С бугра взяла она земли две горсти

И завязала землю в узелок.

Светлей над ней июньский небосвод,

Когда походкой тихой и не статной,

Она прошла мимо березок, статуй

И замерла у входа в Пантеон.

Ей мальчик помогал, наверно, внук,

Когда она искала имя сына

В том списке долгом, небывало длинном.

И узелок вдруг выскользнул из рук…

Не вскрикнула она, не разрыдалась

И даже не сказала ничего –

Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,

Как будто к лбу сыночка своего…

Потом цветы на мрамор положила,

Еще взглянула и еще прочла,

Кулек конфет мальчишкам раздала,

Стояла долго, голову склоняя, и к выходу, усталая пошла.

И с болью той привычной, постоянной,

Став ниже ростом и слабей,

Еще минуту тихо постояла

У памятника Матери, себе…

Битва закончилась, город разрушен до основания, но жизнь в нем не остановилась. И мы, наследники тех, кто не дрогнул, победил смерть на волжском берегу, должны сохранить память о героическом прошлом нашей страны.

Помните!

Через века, через года

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда, -

Помните!

А сейчас я попрошу всех встать и минутой молчания почтить память тех, кто погиб или умер от ран.

Минута молчания.

Героев наградили орденами, медалями, званиями, в их честь названы улицы, площади, корабли… Нужно ли это мертвым? Нет! Это нужно живым. Чтобы не забывали.

Видеоролик «Журавли» (продолжение).

Публикации по теме:

Конспект ООД в подготовительной к школе группе «Сталинградская битва» 2 февраля. День воинской славы России — Победа в Сталинградской битве Цель: расширить знания детей об истории города-героя Волгограда-Сталинграда.

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию «Символика родного города» для детей подготовительной к школе группыДидактическая игра по патриотическому воспитанию «Символика родного города» для детей подготовительной к школе группы Цель: учить детей находить изображение флага и герба города Севастополя среди других изображений, определять на слух гимн города среди.

Досуговая деятельность в школе-интернате 1 слайд: Досуг является благоприятной почвой для удовлетворения фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо.

Фотоотчёт «1 сентября в Землянской школе-интернате»Фотоотчёт «1 сентября в Землянской школе-интернате» Промчалось лето красное, весёлое и вольное. настало время классное, дворовое и школьное. Немножечко дождливое, холодное и стужное, но всё-таки.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Дружная наша семья» для детей 3–4 летКонспект НОД по патриотическому воспитанию «Дружная наша семья» для детей 3–4 лет Конспект НОД по патриотическому воспитанию "Дружная наша семья"Образовательные области:"Познавательное развитие" "Социально-коммуникативное.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Сталинградская битва» .

Конспект самоподготовки для детей с ОВЗ в школе-интернате 6 группа. Цель: Формировать навыки самостоятельности при выполнении самостоятельной работы. Задачи: - Учить самостоятельному выполнению.

Конспект воспитательного часа в 4 классе на тему «Семейные реликвии» в школе-интернате для слабовидящих детейКонспект воспитательного часа в 4 классе на тему «Семейные реликвии» в школе-интернате для слабовидящих детей Подготовила и провела: воспитатель Огурцова И. В. Цель: воспитать уважительное отношение к своей семье; пробудить у детей желание к ведению.

Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России»Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России» Долгосрочный проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему"Я частичка России" Актуальность.

Тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию для 9 группы детей с ОВЗТематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию для 9 группы детей с ОВЗ Раздел I. Введение – 2 часа. 1Тема: Вводное занятие «Я - человек, патриот, гражданин» Цель:Актуализация имеющихся знаний. 2Тема:Диагностика.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Сталинградская битва» воспитательский час по патриотическому воспитанию в школе — интернате для детей с ОВЗ
Опубликовано: 14 ноября 2020 в 00:39
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД