Старые добрые сказки в помощь воспитателю

Лидия Калягина
Старые добрые сказки в помощь воспитателю

Наши малыши очень любят слушать разные истории из жизни и конечно, сказки, расширяющие их познание и кругозор, показывающие, что, помимо реального, существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращённые к сердцу ребёнка и не подверженные влиянию современной цивилизации с её приверженностью к целесообразности и выгоде, ребёнок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица кажутся неправдоподобными, истинные сказки всё же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для взрослого не является образной. Мысли ребёнка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения образность. В сказках это получается очень легко. Почему образ зла менее правдив, чем соответствующее необразное понятие? Наше понятие о добре предстаёт в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. В старинных сказках и историях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях, чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Но это только на первый взгляд. Например, махнула царевна, убегающая от злого волшебника, рукой, и выстроился воздушный мост через реку. Если бы говорилось, что царевна нарубила кучу дров, притащила груду кирпичей и работала месяц, чтобы построить себе путь для спасения, сказка бы лишь правдиво и научно описала внешние факты. «Таких мостов никогда не бывает!» - скажет взрослый. Но если вспомнить, что в сказке повествуется о внутренних переживаниях, можно понять её правдивое содержание буквально. Взрослым, например, знакомо состояние поиска выхода из затруднения, когда человек очень устаёт, но мучительно хочет решить проблему. Мысли напряжены, то прерываются, то вновь возникают, замкнутый круг не даёт возможности найти выход. Снова и снова мы возвращаемся к проблеме, но решение не даётся. Мысли врезаются в память, причиняют боль и вызывают негативные переживания, и перед человеком действительно возникает картина, подобная широкой непреодолимой реке. Советы друзей, основанные на собственных мыслях и доводах, ещё больше «расширят» реку. А если совет будет совершенно нереальный, фантастический, нелогичный, новый взгляд на проблему – возникает воздушный мост, и река будет преодолена, проблема решена.

Ребёнок, услышав и представив подобные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и в себе. Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпровождение, как приятное, доступное ребёнку занятие; напротив они – существенный механизм развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своём будущем. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребёнка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному, эгоистичному ребёнку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трёх жадных медвежатах»; пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Золотой ключик, и Приключения Буратино», капризному – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатых и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей, сказки «Волшебник изумрудного города» и «Приключинея Нилься с дикими гусями» воспитывают у детей нравственные качества (взаимовыручку, великодушие, стремление помочь товарищу в трудную минуту и т. д.

Необходимо понять эмоциональную проблему ребёнка: почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочинить сказку, где герои, их приключения и подвиги помогут решить ребёнку его существенную проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость и т. д.). Можно придумать фантастическое существо, слегка внешне (глазами, ушами, волосами) и характером (робкий, драчун и т. д.).похожее на ребёнка, у которого по сказочному сюжету появляются много возможностей для преодоления препятствий. Он сам почувствует помощь и найдёт выход из травмирующей его ситуации. Рассказывая ребёнку сказку, надо обязательно её закончить сразу, стараясь говорить своим обычным голосом и языком, доступным ему.

Понимая символический смысл сказок, мы выбираем их соответственно возрасту и эмоциональному состоянию ребёнка. Стараемся рассказывать ему добрые волшебные сказки с хорошим началом, смыслом и концом.

Наиболее ценные, «целебные» сказки те, что передавались из поколения в поколение. Существуют сюжеты, встречающиеся, практически у всех народов мира. Это вариации Золушки, Красной шапочки, Спящей красавицы. Живут в веках легенды о подвигах богатырей и доблестных рыцарей, о злых драконах и могучих волшебниках. Отбор временем прошли сказки, которые не только развлекали, но учили жизни и врачевали душу. Старенькая бабушка со своими сказками была для внучат одновременно участковым терапевтом, невропатологом и психологом. Поэтому, читая детям хорошие книги современных писателей, не стоит забывать и старые добрые сказки. Несмотря на детский интерес к человеку-пауку или к черепашкам-ниндзя, этих героев не назовёшь равноценной заменой семи богатырям.

Существует целое направление психотерапии, которое так и называется – «сказотерапия». Психолог сочиняет сказку, помогающую ребёнку избавиться от тревог и страхов, повысить уверенность в себе, научиться общаться, особенно эффективна в случаях детского упрямства, капризов, конфликтов со сверстниками и близкими…

Публикации по теме:

Адаптация детей к детскому саду «Помощь воспитателю» Воспитателю необходимо предупредить родителей об особенностях адаптации детей к новым условиям и попросить их обязательно рассказывать о.

Рекомендация воспитателю «Драматизация сказки в средней группе ДОУ» Под драматизацией понимают метод обучения, при котором в условиях приятной, интересной атмосферы педагог совместно с детьми создает собственную.

Консультация для родителей «Старые добрые игры нашего детства»Консультация для родителей «Старые добрые игры нашего детства» Уважаемые родители, вы замечаете, во что сейчас играют ваши дети? Не секрет, что дети всё чаще стали проводить много времени, сидя за.

Мастер-класс «Психологические игры в помощь воспитателю» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №2 «Колокольчик» с. Троицкое» Мастер класс «Психологические игры в помощь.

Презентация «Сказки — добрые друзья» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию по проведению кружковой работы во 2 младшей группе на тему "Сказки - добрые друзья".

Проект «Наши добрые сказки» Проект на тему: «Наши добрые сказки» I. Информационная карта проекта. Полное название проекта: «Наши добрые сказки». Автор проекта: Гребенкина.

Проект «Наши добрые сказки» ПРОЕКТ «НАШИ ДОБРЫЕ СКАЗКИ» на тему: «По страницам сказок Корнея Чуковского» Цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать.

«Старые сказки о главном» Сценарий выпускного вечера в детском саду Дети забегают в зал. Танец «Шалунишки» (фонограмма гр. "Непоседы" сл. и муз. Ж. Колмагорова) После танца остаются на местах. Заходят ведущие.

Сказкотерапия «в помощь воспитателю» Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология. Взаимосвязь сказко- и других терапий и ее функции Сказкотерапия тесно связана с Арт-терапией,.

Старые добрые открыткиСтарые добрые открытки Здравствуйте, дорогие Маамовцы! Поздравляю всех с Новым годом и с наступающим Рождеством! Хочу представить вашему вниманию коллекцию новогодних.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Старые добрые сказки в помощь воспитателю
Опубликовано: 4 апреля 2019 в 14:06
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 октября. День народных противовирусных средств на МААМ

В этом году время повышенной опасности гриппа, которое наступает поздней осенью, дополнительно усугублено разгулом пандемии коронавируса. Поэтому особенно важно научить детей заботиться о своём здоровье....

28 октября. День бабушек и дедушек в России

«Бабушки и дедушки самые родные, как хотим чтоб долго вы вместе жили-были!» — такое пожелание будет звучать сегодня за праздничным столом в честь Дня бабушек и дедушек. Воспользуйтесь нашей тематической...

Календарный план образовательной работы на неделю «Ярмарка. Дымковская игрушка» в...
План работы с 12 по 16 октября Тема: «Ярмарка. Дымковская игрушка» Задачи: - Формировать у детей представления о ярмарках в России, народных промыслах; -...
Осенняя фотозона в группе
Осень каждый раз приходит разная. То она яркая, праздничная, то светлая, тихая, спокойная. Это как бы прощание с летом, теплом, солнцем. Пора золотой осени...
Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные...
Проект в средней логопедической группе №4 «Юные исследователи» Руководители проекта: воспитатели Краковская Надежда Александровна, Шлейгер Елена Сергеевна....