Александра Депутатова
Программа дополнительного кружка для детей 5–6 лет «Страна оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы.
Одним из приоритетных направлений работы детского сада является познавательное развитие.
Конструирование из бумаги является не только увлекательным способом проведения досуга, но совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка и способствует подготовке его к школе. Психологами и педагогами доказано, что техника оригами способствует развитию у детей целого комплекса навыков. Занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способствуют повышению активности, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требуют одновременного контроля над движениями обеих рук, повышаются навыки мелких и точных движений пальцев обеих рук, активизируется творческое мышление, увеличивается его скорость и гибкость, развиваются пространственное воображение, глазомер.
Публикация «Программа дополнительного кружка для детей 5–6 лет „Страна оригами“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Изостудия, кружок ИЗО
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Дети проявляют большой интерес к оригами. Удовлетворить детские познавательные интересы, совершенствовать мастерство конструирования из бумаги возможно в рамках кружковой работы. Освоение детьми различных базовых форм оригами позволит детям почувствовать себя, смелее, непосредственнее, даст полную свободу для самовыражения.
Практическая значимость данного кружка велика. Работами детей можно украсить группу, площадку. Ребята могут подарить свои поделки сотрудникам, детям, родителям. Из лучших работ можно организовать выставки.
Занятия в кружке «Страна оригами» - это работа, основанная, в первую очередь, на наблюдении и освоении детьми окружающей действительности, ее личностного отражения и формирования собственного отношения к ней, активный творческий поиск. Используемая как средство дополнительного образования, эта программа поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без ножниц и клея, сотворения настоящих шедевров своими руками.
Новизна программы заключается в том, что данная программа направлена на формирование общей культуры детей, на их духовно-нравственное, социальное, личностное, интеллектуальное развитие, на создание основ для самостоятельной реализации ими творческой деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.
Актуальность программы. Состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать устным инструкциям учителя и удерживать внимание на предмете работы в течении длительного времени.
Занятия дают способность работать руками, приучают к точным движениям пальцев под контролем сознания, развивают творческие способности детей, устную речь ребёнка, стремятся сделать её красивой и грамотной, учат ребят свободному общению, знакомят с основным геометрическим материалом.
Отличительная особенность программы "Страна оригами" является расширение блока деятельности по освоению технологии оригами, комбинирование разных приемов работы с бумагой, что активизирует творческое мышление, открывает перспективу творческого развития обучающихся. Оригами – это увлекательное и одновременно сложное занятие, требующее выдержки, упорства, изобретательности и мастерства. Оригами развивает мышление, пространственное воображение, память, мелкую моторику, а следовательно, и речь - поэтому занятие оригами очень полезны детям. Кроме того, работа с бумагой требует сосредоточенности, внимания, усидчивости. То есть таких качеств, которые помогут ребенку успешно учиться в школе. Особенностью программы является еще и то, что даже не обладая очень высокими способностями изобразительной деятельности, получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь, получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. Ребенок растет уверенным, спокойным, а значит счастливым, а это одна из важнейших задач каждого педагога.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием не только интеллектуальных и творческих способностей, но и воспитываются замечательные качества личности. Во-первых, оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг весело, интересно, обретают добрый эмоциональный настрой. Во-вторых деятельная дружеская атмосфера в коллективе помогает пробудить у них чувство радости от общения друг с другом, интерес к жизни других людей. В-третьих, большое трудолюбие и терпение, т. к. занятие бисероплетением требует много усилий.
Программа работы кружка составлена с учетом возрастных, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишают детей радости открытия и «убивает» интерес к творчеству. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
Цель программы : Создание условий для развития детей путем их вовлечения в творческую деятельность в процессе занятий оригами
Задачи:
Обучающие:
1. Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
2. Формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы. 3. Обучение различным приемам работы с бумагой.
Развивающие: 1. Развитие мелкой моторики рук и глазомера. 2. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии ребенка.
Воспитывающие:
1. Привить интерес к искусству оригами. 2. Расширить коммуникативные способности детей.
Возраст дошкольников, которым адресована программа : Программа адресована воспитанникам 5-6 лет.
Формы занятий. Тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Объем программы «Страна оригами» составляет 27 часов, 30 минут.
Срок реализации программы - 33 недели. 1 год.
Режим занятий
Занятия организуются 2 раза в неделю. Продолжительность занятий соответствует санитарным нормам и правилам и составляют: для детей 5-6 лет – 25 минут.
Занятия проводятся во второй половине дня в форме совместной игровой деятельности педагога с детьми.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В конце года обучения дети должны знать:
• Что такое оригами;
• Историю возникновения оригами;
• Основные приемы складывания;
• Основные базовые формы;
• Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов;
• Простейшие модули;
• Правила техники безопасности.
Уметь:
• Подбирать бумагу нужного цвета;
• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
• Выполнять разметку листа бумаги;
• Различать и складывать базовые формы;
• Выполнять на основе базовых форм различные модели;
• Пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
• Собирать игрушки – «оригамушки»;
• Анализировать образец, анализировать свою работу;
• Составлять композицию из готовых поделок.
• Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.
Владеть:
• основными приемами работы в технике оригами;
• основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в конструировании из бумаги в технике оригами;
• мелкой моторикой руки;
• воображением, которое реализуется в конструировании из бумаги;
Диагностика освоения программы проводится в начале и в конце учебного года и осуществляется с помощью мониторинга, основными методами которого являются беседа, наблюдение, исследовательские методы Урунтаевой Г. А., Афонькиной Ю. А, Дьяченко О. М., содержащие инструментарий измерения результатов и показывающие уровень развития воображения, восприятия и моторики руки.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
1. Проведение выставок детских работ.
2. Проведение открытого мероприятия.
3. Проведение мастер-класса среди педагогов.
4. Проектная деятельность.
5. Вручение диплома.
Знакомство с понятием «базовые формы». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.
Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций. Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы. Попробовать самостоятельно с детьми изготовить базовые формы.
«На лесной полянке» Изготовление деревьев. Создать эмоционально творческую обстановку. Научить детей сгибать маленькие и большие углы, создавая образ листика, красиво располагать на листе. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать чувство коллективизма.
Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций. Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы.
«На лесной полянке» Зайчик Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба. Познакомить с правилами безопасного пользования ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку – зайчика.
Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций. Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы., цветные карандаши.
«На лесной полянке» Лисичка Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба. Познакомить с правилами безопасного пользования ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку – зайчика.
Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций. Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы., цветные карандаши.
«На лесной полянке» Ежик Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба. Познакомить с правилами безопасного пользования ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку – зайчика.
Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций. Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы., цветные карандаши.
«На лесной полянке» медвежонок Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба. Познакомить с правилами безопасного пользования ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку – зайчика. Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций. Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы, цветные карандаши.
«На лесной полянке» составить полную композицию. Работа по изготовлению изделия по показу воспитателя. Повторение изученных
базовых форм. Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций. Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы, цветные карандаши.
Ноябрь «Знакомимся со свойствами бумаги» Продолжить знакомить детей с техникой оригами,развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия. Развитие мелкой моторики рук, внимания, усидчивости. Аккуратность в работе. Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций.
Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы, цветные карандаши. Приобрести книгу по оригами «от азов к мастерству».
«Воздушный змей» Познакомить с приемом складывания квадрата пополам по прямой. Вызвать желание оформить свою поделку.
Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций.
Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы, цветные карандаши.
«Бабочка» Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры; закреплять умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера; познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»); упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность.
Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций.
Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы, цветные карандаши.
«Лягушка» Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них; продолжить знакомить с историей искусства оригами. Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций.
Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы, цветные карандаши.
«Попугай Кеша» Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, используя пооперационные карты; познакомить с одним из способов соединения деталей – склеиванием; заинтересовать детей изготовлением пригласительных билетов на театрализованное представление для родителей; помогать каждому ребёнку добиваться желаемого результата; воспитывать самостоятельность, аккуратность. Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций.
Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы, цветные карандаши.
«Кот Матроскин» Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры; закреплять умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера; познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»); упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность.
Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций.
Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы, цветные карандаши.
«Собачка» Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, используя пооперационные карты; познакомить с одним из способов соединения деталей – склеиванием; заинтересовать детей изготовлением пригласительных билетов на театрализованное представление для родителей; помогать каждому ребёнку добиваться желаемого результата; воспитывать самостоятельность, аккуратность. Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций.
Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы, цветные карандаши.
Декабрь Новогодний калейдоскоп. Елочка Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей; познакомить с последовательностью изготовления поделок в технике оригами, используя схему; учить чётко выполнять инструкции воспитателя; совершенствовать умение детей работать в мини-группе, добиваться достижения цели, согласуя свои действия с действиями товарищей; воспитывать стремление помогать другим.
Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций.
Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы, цветные карандаши. Консультация для родителей «С пальчиками играем, стихи повторяем»
Аквариумные рыбки Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; научить мастерить по пооперационной карте; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; упражнять в свободном выборе цвета; развивать объяснительную речь. Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций.
Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы, цветные карандаши.
Аквариумные рыбки Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; научить мастерить по пооперационной карте; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; упражнять в свободном выборе цвета; развивать объяснительную речь. Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций.
Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы, цветные карандаши.
Ветка рябины Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры; закреплять умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера; познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»); упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность.
Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций.
Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы, цветные карандаши. .
цы, цветные карандаши.
Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы, цветные карандаши.
Игольчатая астра Продолжить учить детей изготовлению цветов в технике оригами; помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата; развивать творческое воображение, фантазию; развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук. Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций.
Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы, цветные карандаши.
Продолжить учить детей изготовлению цветов в технике оригами; помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата; развивать творческое воображение, фантазию; развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук. Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций.
Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы, цветные карандаши.
Апрель День Космонавтики» Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры; закреплять умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера; познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»); упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность.
Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций.
Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы, цветные карандаши.
День Космонавтики» Продолжать учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую, используя пооперационные карты; закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую; учить детей работать в парах; воспитывать аккуратность; развивать творческое воображение, фантазию детей. Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций.
Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы, цветные карандаши.
«Львенок» Повышать интерес к работе с бумагой через игру, сказку; вызывать желание приходить на помощь тем, кто в этом нуждается; закрепить умение пользоваться пооперационными картами и схемами при изготовлении поделок в технике оригами; уточнить знания детей о свойствах бумаги; развивать внимание, воображение, мышление, сообразительность. Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций.
Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы, цветные карандаши.
«Мышка» Повышать интерес к работе с бумагой через игру, сказку; вызывать желание приходить на помощь тем, кто в этом нуждается; закрепить умение пользоваться пооперационными картами и схемами при изготовлении поделок в технике оригами; уточнить знания детей о свойствах бумаги; развивать внимание, воображение, мышление, сообразительность. Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций.
Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы, цветные карандаши.
Лисичка» Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую; воспитывать самостоятельность, аккуратность; развивать речь детей, вызывать хорошее настроение от участия в театрализованной деятельности. Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций.
Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы, цветные карандаши.
Цыпленок» Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую; воспитывать самостоятельность, аккуратность; развивать речь детей, вызывать хорошее настроение от участия в театрализованной деятельности. Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций.
Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы, цветные карандаши.
Май Итоговая работа «Сказочное лето» Закрепление умения
самостоятельно читать схему-карту, понимать условные знаки. С помощью
аппликации смастерить стрекозу (симметричное вырезывание, дополнить
сюжет волнами (отрывная аппликация, солнцем облаками. Беседа, художественное слово, показ воспитателя, рассматривание иллюстраций.
показ образцов педагога, рассматривание
Итоговая работа «Сказочное лето» Закрепление умения
самостоятельно читать схему-карту, понимать условные знаки. С помощью
аппликации смастерить стрекозу (симметричное вырезывание, дополнить
сюжет волнами (отрывная аппликация, солнцем облаками. Беседа, художественное слово, показ воспитателя, рассматривание иллюстраций.
показ образцов педагога, рассматривание готовые картинки,
Выполнение отдельных элементов цветов. Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, белая бумага ножницы., цветные карандаши, фломастеры. Консультацию по теме «Как оригами на развитие мелкой моторики руки детей дошкольного возраста».