Наталия Маринова
Суть художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Публикация «Суть художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетического осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность.
Актуальность исследования.
Формировать личность и художественно-эстетическую культуру, особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Цель художественно-эстетического воспитания :
1. Развитие способности активного эстетического отношения к произведениям искусства.
2. Подготовка ребенка к активной художественно-эстетической жизнедеятельности.
3. Воспитание целостной гармонически развитой личности.
Задачи:
1. Формирование личности ребенка
2. Овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры.
3. Развитие способности к художественно-эстетическому творчеству.
4. Развитие эстетических психологических качеств ребенка.
Дошкольный возраст – это период первоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного и школьного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом.
Родители должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Художественно-эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Они закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.
Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив – детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы художественно-эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. В дошкольном и младшем школьном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы.
Но для того, чтобы произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей. Наиболее приоритетными средствами формирования художественно-эстетического воспитания являются :
• ознакомление детей с окружающим миром;
• доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности;
• активная педагогическая деятельность.
Можно выделить несколько основных направления психического развития детей дошкольного возраста :
1. Формирование личности.
ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать;
обогащается содержание эмоций ребенка, формируются высшие чувства;
2. Расширение сферы деятельности ребенка.
происходит осваивание целей и мотивов различных видов своей деятельности;
формируются определенные навыки, умения, способности; 3. Познавательное развитие.
совершенствуется восприятие цвета, формы, величины;
развивается память, внимание, воображение.
Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.
Влияние на художественно-эстетическое воспитание ребенка служат :
- знакомство с произведениями народного творчества («Хохлома», «Палех», Дымковская игрушка» и др.);
-знакомство с народным русским и чувашскими костюмами;
- народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки,
- поделки, сделанные вручную.
Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса.
Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.
На этапе от 2,5 до 3-4, 5 лет происходят следующие изменения:
овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры (однако это не только узнавание, но и развитие чувства цвета, формы, поскольку созданы условия выбора, сравнения, предпочтения);
обогащение содержания творческой деятельности;
овладение «языком» творчества;
Ребенок самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. В это время для детей главное – выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.
В возрасте от 4,5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; проявляются предпочтения к живописи или графике, пластике или дизайну. К концу этого возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется игрушкой, поделкой. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: «Как красиво!» Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «какая красивая поделка», «как нарядно одета кукла» и так далее.
Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.
Вывод.
Своеобразное понимание сущности художественно-эстетического воспитания обусловливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач художественно-эстетического воспитания требует особого внимания. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно-эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию мышления, воображении, воли, организованности, дисциплинированности. Поэтому, при отборе методов, форм и приемов следует учитывать такие критерии, как:
• комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;
• целостное развитие личности ребенка;
• разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;
• игровая организация обучения, способствующая двигательной активности детей;
• актерские способности воспитателя, способствующие превращению детей в действующих лиц.
Художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в художественно-эстетическом воспитании играют семья и детский сад, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественного вкуса.
Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого.