Связь двух ведущих дисциплин, сольфеджио и музыкальной литературы, в работе над музыкальными сказками

Елена Морозова
Связь двух ведущих дисциплин, сольфеджио и музыкальной литературы, в работе над музыкальными сказками

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа поселка Северного»

Методическая разработка

преподавателя теоретических дисциплин

МБУ ДО «ДМШ пос. Северного» г. Воркуты

Морозовой Елены Николаевны

на тему:

«Связь двух ведущих дисциплин

музыкально-теоретического цикла –

сольфеджио и музыкальной литературы

в работе над музыкальными сказками».

Воркута

2018

«Связь двух ведущих дисциплин

музыкально-теоретического цикла –

сольфеджио и музыкальной литературы

в работе над музыкальными сказками».

Одной из самых интересных форм совместной работы педагогов с детьми в музыкальной школе является постановка музыкальных сказок. Это очень интересный и увлекательный вид деятельности, способствующий развитию музыкальных и творческих навыков, самовыражению учащихся. В плане межпредметных связей музыкальная сказка представляет собой объединение в единое целое самых разных дисциплин. Так, вокальные партии выучиваются педагогами на уроках сольфеджио, музыкальные жанры, используемые композиторами в той или иной сказке, изучаются детьми в курсе музыкальной литературы. Добавим также основы сценического мастерства, придумывание вместе с детьми костюмов, декораций, грима, причёсок и т. д., — и мы выходим на связь с параллельными видами искусства и дисциплинами, напрямую в музыкальной школе не затрагиваемыми.

Цель данной работы – проследить связь двух ведущих дисциплин музыкально-теоретического цикла – сольфеджио и музыкальной литературы в работе над музыкальными сказками.

Музыкальные сказки позволяют ознакомить детей с особенностями музыкального языка и средствами выразительности на достаточно раннем этапе обучения. Весь материал сказок – песни, ансамбли, хоровые номера – разучиваются обычно на уроках сольфеджио. Знакомя учеников с музыкой спектакля, педагог обязательно останавливается на основных средствах музыкальной выразительности, связывая их использование с созданием определённого образа. Дети, принимающие участие в спектакле, обычно занимаются в разных группах по сольфеджио и музыкальной литературе и учатся в разных классах. Но это нисколько не мешает в работе. Хотя на определённые роли намечены определённые ученики, в разучивании вокальных партий, в процессе анализа средств выразительности принимает участие вся группа. В этой работе дети выучивают сольные партии, что обеспечивает в случае необходимости взаимозаменяемость.

Музыка спектаклей даёт материал достаточно разнообразный для использования на уроках сольфеджио. От довольно простых песен осуществляется переход к более сложным вокально-интонационным задачам. Сольные партии усложняются в основном за счёт ритма — пунктирный ритм, синкопы, сложные ритмические группы в размере 6/8 и т. п. обычно изучаются на уроках сольфеджио позже, чем прорабатываются в музыкальных сказках. Возникают задачи, связанные с работой над многоголосием. Так как в сказках есть хоровые номера, педагог получает возможность более полно задействовать группу учеников одного класса. В музыкальном спектакле ученики принимают участие с удовольствием, и работа над многоголосием в хорах из сказок оказывается для них не такой сложной, так как интерес к постановке играет для них большую роль.

Когда весь музыкальный материал спектакля выучен, начинаются сводные репетиции. Поскольку зачастую на каждую роль претендуют два-три человека, дух соперничества заставляет ребят проявлять фантазию, импровизировать движения, жесты, танцы, ярко выражать эмоции, одним словом, творить. На таких общих репетициях педагоги стараются проводить аналогии с большими оперными спектаклями, поскольку жанр оперы изучается в курсе музыкальной литературы первого года обучения. Конечно, изучить подробно строение и драматургию музыкального спектакля невозможно, но обязательно ведётся разговор о жанре, лежащем в основе какого-либо номера, об особенностях его воплощения. Отмечается и повторение тем, их изменение или преобразование в процессе развития сюжета. На этих примерах дети учатся понимать, что одна и та же музыкальная тема может изменять свой характер – менять размер, лад, жанровый облик и приобретать совершенно противоположные черты. Музыкальные номера в таких спектаклях часто носят изобразительный характер, и это даёт возможность вести разговор о программности и изобразительности в музыке.

Сказка «Кот в сапогах» С. Соснина содержит знакомые детям из курса музыкальной литературы жанры: песню, марш, польку, вальс, менуэт. Но на уроках дети знакомятся с классическими образцами этих жанров, слушают их, анализируют характерные черты, играют в классе специальности или общего фортепиано. В работе же над сказкой они возвращаются к знакомым жанрам на новом уровне, здесь всё иное – музыкальный язык, использование данного жанра в определённом контексте, то есть на новом уровне реализуется всем известный принцип «повторение – мать учения». Кроме того, здесь можно говорить и об опере в целом, так как этот спектакль очень точно выверен драматургически, и здесь есть все элементы, присущие настоящей опере – и лейтмотивы, и тематические арки, и преобразования тем, и ярко обозначенная кульминация.

«Хоровод сказок» Е. Жарковского - это более продолжительная по времени пьеса, требующая решения более сложных задач в работе с детьми. В «Хороводе сказок» представлен более широкий круг жанров и их многообразное воплощение. Так, например, вальс предстаёт перед нами в разных обликах – он и притворно-вкрадчивый, и весёлый, задорный, и фантастический, причудливый. Здесь и подражание русским народным песням, и пастораль, и разнообразные по замыслу и воплощению плачи-причитания. Интонационный и гармонический язык сказки сложнее, чем в предыдущем спектакле.

В музыкальной сказке В. Екимовского «Про Бабу Ягу, её сына Цыпу, Царевну-Матвевну и сундук с вениками» следует отметить ряд новых приёмов и в построении спектакля, и в музыкальном языке. В отличие от предыдущих пьес, все диалоги идут на фоне фортепианного сопровождения, которое характеризуется ярким и непривычным для детей гармоническим языком. Здесь и кварто- секундовые созвучия, и кластеры, и созвучия, использующие элементы расширенной ладовой системы с равноправием всех двенадцати тонов. Хотя всё это многообразие носит в основном изобразительный характер, оно позволяет познакомить детей с элементами современной гармонии, расширить их представления в этой области. Вокальные же номера выдержаны в привычном интонационном строе и вполне определённы по жанрам. Шутливым сюжетом, ироничным отношением автора к сказочным персонажам объясняются элементы стилизации. Цыганский романс, удалая пляска в русском стиле, эстрадный шлягер семидесятых годов – вот жанровые прототипы сольных номеров главных героев. Но, пожалуй, самая важная особенность – через весь спектакль проходит начальная тема из «Избушки на курьих ножках» М. П. Мусоргского. Она звучит в инструментальном вступлении, её интонации появляются в середине пьесы и в заключительном хоре в партии фортепиано. Связь с музыкальной литературой здесь оказывается самой непосредственной – не только через характеристику жанров, но и через конкретное произведение, изучаемое как в первый год обучения, в качестве примера программной музыки, так и в курсе русской музыкальной литературы.

Таким образом работа над музыкальным спектаклем позволяет решать самые разные задачи. В курсе сольфеджио это развитие вокально-интонационных и ритмических навыков, работа над многоголосием и развитием гармонического слуха, а также развитие творческих способностей учеников. Использование форм и средств жанра оперы, характерных для неё приёмов развития, выявление жанровых прообразов музыкальных номеров, их характера и средств музыкальной выразительности, применённых для создания определённого образа – всё это даёт учащимся возможность на практике освоить те знания, которые они получают на уроках музыкальной литературы.

Итак, работа над музыкальными сказками – это не только интересный и увлекательный вид совместного творчества учащихся и педагогов, но и достаточно эффективная форма учебной деятельности, позволяющая на новом, принципиально ином, практическом уровне реализовать связь ведущих дисциплин музыкально-теоретического цикла в детской музыкальной школе – сольфеджио и музыкальной литературы.

Публикации по теме:

Методические рекомендации по работе с удмуртскими сказками УДМУРТСКИЕ СКАЗКИ, ПОБАЙКИ, ЛЕГЕНДЫ Содержание 1. Старик со старухой и береза. 2. Заяц и лягушка 3. Кошка и белка 4. Ласточка.

Фотоотчет о работе над проектом «История поселка» ВидеоФотоотчет о работе над проектом «История поселка» Видео Когда я приехала в посёлок Правохеттинский в 2005 году, часто посещала поселковую библиотек и общалась с заведующей библиотекой Зубаревой.

Фотоотчёт о работе над лексической темой «Весна» из опыта работыФотоотчёт о работе над лексической темой «Весна» из опыта работы Цели. 1. Коррекционно – образовательные: - закреплять у детей представления о времени года – весне, её характерных признаках (изменения.

Фотоотчет о коллективной работе «Салют Победы над Невой»Фотоотчет о коллективной работе «Салют Победы над Невой» День Победы 9 мая – это светлый и радостный праздник. Люди поздравляют друг друга с тем, что нет больше войны на нашей Земле. Вспоминают.

Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы для работы над сказками» (подготовительная к школе группа)Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы для работы над сказками» (подготовительная к школе группа) Для обогащения развивающей среды группы (содержимого Речевого центра, содействия в реализации плана самообразования по теме «Развитие речи.

Отчет по работе над проектом «Насекомые нашего края»Отчет по работе над проектом «Насекомые нашего края» В конце апреля дети старшей группы компенсирующей направленности БДОУ ВМР "Детский сад "Гармония", закончили работу над проектом "Насекомые.

Отчет о работе над проектом «Овощи — наши друзья»Отчет о работе над проектом «Овощи — наши друзья» Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих.

Преемственная связь в коррекционно-педагогической работе специалистов в условиях дошкольного логопедического пункта В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и речевого развития. Большинство из них не имеют сложного речевого.

Фотоотчёт о работе над картиной «Очарование зимы»Фотоотчёт о работе над картиной «Очарование зимы» Рада всем, кто заглянул ко мне на страничку! Ежегодно среди дошкольных образовательных организаций Златоустовского городского округа проводится.

Методика работы над сказками А. С. Пушкина в процессе разнообразных форм работы со старшими дошкольниками Старший дошкольный возраст - существенный этап становления нравственного облика ребенка, когда совершается его вступление в мир общественных.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Связь двух ведущих дисциплин, сольфеджио и музыкальной литературы, в работе над музыкальными сказками
Опубликовано: 18 декабря 2018 в 22:02
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы

«И вот пришел победный Май, великий, долгожданный» — очередной тематический день посвящен священному для нашей страны празднику, Дню Победы. Воспользуйтесь этой специальной подборкой игр и занятий, чтобы...

9 мая. День салюта Победы на МААМ

В этот майский день вся наша огромная страна с радостью отмечает праздник Победы. Один из главных его символов и многолетняя традиция – это праздничный салют. Ему мы и посвящаем наш очередной тематический...


Горячие темочки