Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства бумаги»

Татьяна Щепина
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства бумаги»

Конспект НОД

по познавательно-исследовательской деятельности

Тема: «Свойства бумаги»

Для детей подготовительной группы.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность,

аккуратность при работе с водой.

Развивающие задачи:

Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-

следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой.

Развивать у детей внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.

Продолжать развивать умение самостоятельно делать выводы на основе

практического опыта.

Обучающие задачи:

Систематизировать знания о свойствах бумаги, её видах и назначении,

процессе изготовления.

Помочь детям с помощью разнообразных приёмов определить свойства бумаги

Научить детей делать опыты с бумагой.

Учить анализировать, делать простейшие умозаключения.

Предварительная работа: знакомство с основными свойствами бумаги в

процессе опытно-экспериментальной деятельности детей, знакомство с

глобусом, беседы на тему «Бумага в нашей жизни».

Материалы и оборудование: Бумага разных видов: писчая бумага,

салфетка, картон; плотности и назначения, столы для экспериментирования,

ёмкости с водой, глобус.

Содержание деятельности:

Этапы Содержание деятельности Время

Процесс вовлечения. Воспитатель. Добрый день и добрый час!

Очень рады видеть вас!

На гостей вы посмотрели?

А теперь тихонько сели!

На столе стоит коробка. Спрашиваю у детей хотели бы они узнать что находится в этой коробке?

Тогда послушайте загадку и вы узнаете что в ней находится.

На столе передо мной

Закружился шар земной

Арктика, экватор, полюс

Уместил всю Землю (глобус)

-Что такое глобус? (это модель Земли).

-А что такое модель (это наша планета в сильно

уменьшенном размере в миллионы раз).

-Посмотрите на нашу планету. Что обозначают цвета на глобусе? (цвета обозначают воду и сушу). Суша – это горы, леса, равнины.

-Какого цвета много на глобусе? (синего).

-А какого цвета очень мало? (зелёного).

-Как вы думаете, почему? (потому что лесов очень мало, они горят, их рубят, деревья стареют и болеют).

-А для чего рубят леса? (леса рубят для строительства домов, коттеджей, для изготовления мебели и бумаги).

К сожалению, много деревьев приходится уничтожать из-за того, что люди не задумываясь тратят бумагу напрасно, неправильно обращаются с ней. Вспомните как часто мы неразумно обращаемся с бумагой (нарисовали и выбросили, смяли, взяли большой лист, а можно было взять маленький. Так и уничтожаются леса и мы к этому бываем причастны.

И вот из-за нашей халатности, из-за небрежного обращения с бумагой всей этой красоты может и не быть.

Целеполагание. Что же нам делать, как помочь лесам, как спасти их от вырубки (беречь бумагу, мебель и всё что сделано из дерева).

Я сейчас вам загадаю загадки:

1. Я белая как снег, дружу с карандашом.

Где он пройдёт, там заметку кладет (бумага).

2. Всех листов плотнее он,

Белый и цветной (картон).

3. Знают взрослые и детки

Вытираем рот (салфеткой).

Все эти предметы вот здесь у меня на столе.

Для чего нужны эти предметы? (ответы детей). Бумага- это бумага, на ней пишут; салфеткой вытирают рот, значит она не бумага?

А из картона вообще коробки делают, значит и он не бумага?

Выдвижение гипотез Воспитатель. Ребята,а вы как думаете: салфетка и картон - это тоже бумага или нет?

Дети высказывают свою точку зрения.

Придётся нам проверить, кто прав, а кто ошибается. Чтобы это узнать, нужно посмотреть одинаковые или разные свойства у этих материалов.

Для этого мы проведём опыты.

Где проводят опыты? (в лаборатории).

Как называют людей, которые проводят опыты? (исследователи, учёные).

Сегодня мы будем исследователями, итак отправляемся в лабораторию.

Проводится физкультминутка.

Осуществление действий Итак, ребята, вы садитесь за столы,но сначала послушайте небольшую историю:

-Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрёл бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всём мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. В наше современное время бумагу делают машины.

- Обратите внимание на полоски бумаги, лежащие перед вами, рассмотрите и назовите их (бумага писчая, картон, салфетка).

-Теперь потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине (картон самый толстый, салфетка самая тонкая).

-Попробуйте смять бумагу, картон, салфетку. Получилось? (ответы детей)

-Какая полоска смялась очень сильно, какая нет.

Почему? (ответы детей)

-Правильно, ребята, самая тонкая полоска (салфетка) мнётся сильнее, чем толстая (картон) Но всё-таки все полоски мнутся и толстая, и тонкая.

Значит, полоски мнутся.

-Попробуйте распрямить бумагу (картон, салфетку) разгладьте полоски ладошкой.

Получилось? Почему? (ответы детей)

Итак, полоски легко мнутся и совсем не разглаживаются, не становятся прежними.

Пальчиковая гимнастика.

Мы бумагу режем, режем

Мы бумагу рвём, рвём

Мы бумагу клеим, клеим

Мы бумагу мнём, мнём.

-Возьмите ножницы и разрежьте поочерёдно полоски. Какая полоска режется легче? (ответы детей). Все ли полоски можно отрезать?

Мы выяснили, что все полоски легко режутся

ножницами.

-А сейчас попробуйте оторвать по кусочку от каждой полоски. Получилось оторвать от всех полосок?

Значит, полоски ещё и рвутся

-Что будет с полосками, если их опустить в ёмкость с водой? (намокнут, потонут).

Проверяем наше предположение.

По мере впитывания воды полоски тонут. Салфетка - быстро, картон - медленно.

Вывод: полоски впитывают воду.

Другое свойство полосок – полоски горят и легко воспламеняются. Это свойство вы экспериментировать не будете. Как вы думаете почему? (потому что это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму глаз и др.) А если это где-то произойдёт, вы обязательно должны помочь, хотя бы вызвать пожарников и скорую помощь.

-По каким номерам вы будете звонить и просить о помощи? (номер 01, номер 03). Но этот опыт мы всё равно проведём, только всё буду делать я, а вы наблюдать.

Формулировка вывода, рефлексия. -Одинаковые или разные свойства у бумаги, картона, салфетки? (одинаковые)

Что вы скажите о картоне и салфетке? (это бумага).

Что интересного вы сегодня узнали о бумаге?

Какие свойства имеет бумага?

Какое свойство бумаги чаще всего мы используем в жизни (на ней рисуем, пишем, из неё делаем оригами, аппликацию).

-Ребята, хотите поиграть в интересную игру?

Мы будем определять на ощупь название бумаги. Помогать нам будут подушечки пальцев, глаза мы закроем.

Дети определяют с закрытыми глазами какая бумага (бархатная, копировальная, гофрированная, туалетная, картон и т. д.)

-А как вы будете бороться за сохранение наших лесов? (беречь леса, собирать макулатуру, беречь и хранить книги, не пачкать и не рвать, передавать их из поколения в поколение, постараться в жизни посадить хоть одно дерево).

-Молодцы, вы настоящие друзья леса. Попробуйте дома ещё провести опыты, как мокрая бумага прилипает к стеклу, а потом нам расскажите об этих экспериментах.

Публикации по теме:

«Свойства воды». Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Программное содержание: • Познакомить со свойствами воды: жидкость, не имеет цвета, запаха, вкуса, окрашивается в разный цвет; дать понятие.

Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами бумаги» Тема: «Знакомство со свойствами бумаги» Возраст детей: 5-6 лет Область: «Познавательное развитие» Интеграция областей: «Социально-коммуникативное.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Школа-фокусников» Занятие по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы "Школа-фокусников" Цель: Уточнить представление детей о.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства воздуха» для детей второй младшей группы Цель: Обнаружить воздух в пространстве; познакомить со свойствами воздуха: прозрачный, невидимый, легкий, теплый – холодный: формировать.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Почва и её свойства. Опыты» Программное содержание: 1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе; помочь увидеть взаимозависимость почвы.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства песка» Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе" Свойства песка" (вос-ля Авериной И.) Цель: формировать представление.

Конспект познавательно — исследовательской образовательной деятельности по области «Познание» тема: «Свойства магнита» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка детский сад №135 города Тюмени Воспитатель: Фурманова.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе 4–5 лет «Свойства воды» Свойства воды Ход занятия: Под музыку входит Фея Воды (ФВ). Дети и младший воспитатель (мл. в.) стоят. ФВ: Здравствуйте, ребята. Я Фея Воды.

Занятие в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебные свойства воды» Итоговая непосредственно образовательная деятельность в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности на тему: «Волшебные.

«Удивительные свойства магнита». Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе .

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства бумаги»
Опубликовано: 31 марта 2017 в 22:44
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 февраля. День клякс на МААМ

Случайным пятнам, которые раньше осложняли школьникам жизнь, а сейчас используются в изобразительном искусстве, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой специальных игр и...

28 февраля. День сказочных домиков на МААМ

Вполне естественно, что сказочные персонажи живут в необыкновенных волшебных дворцах и сказочных домиках. Под впечатлением приключений любимых сказочных и мультипликационных героев, дети охотно рисуют,...

Консультация о воспитании папы в жизни дошкольника «Я и папа» к 23 февраля
В рамках проектной деятельности «Поздравляем наших пап с Днем Защитника Отечества» подготовили для пап консультацию и поздравительное видео «Я и папа»....
Фотоотчет о проведении развлечения «Животные зимой» в средней группе
Доброго времени суток, коллеги! Хотела поделиться, как у нас прошло итоговое развлечение на тему "Дикие животные зимой". Начали мы с ребятами знакомиться...
Досуг для детей «Хлеб всему голова»
Досуг для детей. « Хлеб - всему голова» ( Контрольный) ( Музей хлеба, фото, рисунки детей) Ведущий. Не напрасно народ. С давних пор и поныне Хлеб...