Шидакова Аминат
Конспект НОД «Свойства дерева»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
расширять представления детей о дереве, его качествах и свойствах.
Задачи:
-формировать умение делать выводы на основе практического опыта;
-закрепить название деревьев, обогащение словаря: смешанный лес;
-учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способом использования;
-развивать творческие способности;
-воспитывать бережное отношение к живой природе и результатам труда;
Публикация «Конспект НОД „Свойства дерева“» размещена в разделах
- Дерево. Свойства дерева
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Виды детской игровой деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, экспериментальная,
музыкальная.
Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Активизация словаря: спил, названия деревьев, крона, резьба, лаборатория, эксперимент.
Оборудование и демонстрационный материал: презентация, схема развития дерева, спилы дерева по количеству детей,, платочки, аквариум с водой, листочки для физкультминутки, пластилин, салфетки, указка, спил дерева с кольцами, музыкальное сопровождение.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Дети заходят в группу становятся в круг (воспитатель вместе с детьми в кругу).
Воспитатель: Ребята, вы любите сюрпризы?
Дети: Да.
Воспитатель: Хотите, я вам покажу один?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Но чтоб сюрприз получился, мне как любому фокуснику нужен волшебный предмет, который будет мне помогать и это, смотрите «палочка», но палочка необычная, а палочка - превращалочка.
Игра «Палочка – превращалочка».
Воспитатель: В руки я её возьму, палочкой своей взмахну, вас в деревья превращу. Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь (звучит музыка).
Дети: Поворачиваются вокруг себя и замирают на месте, придумав себе образ дерева.
Воспитатель: Вот это да! (ходит между детьми) Я попала в лес. Интересно, какие же деревья растут в моём лесу? (подходит к каждому ребёнку,спрашивает название дерева).
Воспитатель: Да, лес у меня необычный, в нём много разных деревьев : есть дуб, берёза, клён, ель, тополь. Такой лес называется смешанным. Мне очень понравилось в лесу, но нужно возвращаться к ребятам. Палочкой своей взмахну, деревья в детишек превращу (звучит музыка). Ребята, я сейчас только что была в лесу, но забыла, как назывался лес, подскажите мне.
Дети: Лес назывался смешанным.
Воспитатель: пожалуйста, пройдите на свои места.
На свете множество растений. Это деревья, травы, кустарники. Хотя выглядят растения по-разному, они во многом похожи: у каждого есть корни, стебель, листья.
Корни - это подземная часть растения. С помощью корней деревья прочно держатся за почву, впитывают из земли влагу и разные полезные вещества. Корни деревьев толстые, длинные и сильные: им нужно держать и «кормить» ствол, ветви и листья!
Ствол дерева – это как бы его корпус. По стволу проходят вверх все вещества, добытые корнями, от ствола же начинают отходить ветви. Важно отметить, что дерево имеет один ствол.
Ветки деревьев – опора для листьев; именно на ветвях образуются почки, из которых потом появляются листочки. Внутри них также проходят питательные вещества. Со временем ветви становятся более широкими и твердыми, а от них появляются новые ветви.
Листва дерева – это орган, который позволяет дереву обмениваться веществами с окружающей средой. Благодаря листьям, дерево поглощает из воздуха вредный для человека углекислый газ, здесь же из него под действием солнечных лучей образуются органические вещества, и через листья дерево выделяет наружу кислород, которым мы дышим
Все листья и ветви дерева образуют его крону – пышную шапку, которая дает тень и укрывает нас от дождя
А сейчас я вас приглашаю посмотреть вот на это дерево.
Дети идут за воспитателем и подходят к макету, на котором изображена схема развития дерева.
Посмотрите, какое красивое и большое дерево; но чтобы оно стало таким, должно пройти много лет, прежде чем из маленького саженца вырастет такое дерево (показывает схему развития дерева). Пока дерево растёт, оно проживает свою жизнь и имеет свою историю, о которой дерево само может рассказать. Оно может рассказать, сколько ему лет. Посмотрите на экран. Сейчас вы научитесь определять возраст дерева. Хотите?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: (Показывает спил дерева). Посмотрите, это у меня спил дерева. Кто знает, что такое спил? Спил, это кусочек дерева, полученный в процессе распила дерева на части. Если смотреть на него внимательно, то можно увидеть круги или ещё их называют кольца, по этим кольцам и определяют возраст дерева, сколько колец, столько и лет дереву. Давайте с вами сосчитаем, сколько же лет было дереву.
(Воспитатель показывает по порядку кольца, дети считают).
Так сколько же лет нашему дереву?
Дети: Называют число, например: 5 колец, значит 5 лет.
А сейчас я хочу вам предложить немного отдохнуть. Давайте с вами станем так, чтоб не мешать друг другу.
Дети берут листочки.
Физминутка «Деревья».
Руки подняли и покачали.
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули.
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, тоже покажем.
Крылья сложили назад.
Ну что, вы отдохнули? Положите листочки на место.
Воспитатель: сейчас я вам предлагаю отправиться со мной в лабораторию. Хотите?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель:
Звучит музыка, дети подходят к столам.
Прошу в лабораторию, занимайте каждый своё рабочее место, сейчас мы с вами будем экспериментировать. Перед вами спилы, возьмите их. Потрогайте их руками, какой спил на ощупь?
Дети: Гладкий, твёрдый.
Воспитатель: Хорошо, а как вы думаете этот спил дерева прочный?
Дети: Да, прочный.
Воспитатель: А давайте мы сейчас проверим. Попробуйте его сломать или смять. (Дети пробуют). Ну что не получилось сломать, давайте сделаем вывод, какой спил прочный или нет?
Дети: Прочный.
Воспитатель: Молодцы, вы правильно сказали, что спил прочный. А теперь приложите спил к щеке, что вы ощущаете, что чувствуете?
Дети: Тепло.
Воспитатель: Правильно, это говорит о том, что дерево удерживает тепло и не пропускает холод.
Показ слайдов.
А теперь положите свой спил и возьмите платочки. Давайте подуем вместе на наши платочки. Что происходит с ним?
Дети: Платочки колышутся.
Воспитатель: Правильно, под струёй воздуха платочек колышется. А теперь возьмите в другую руку свой спил и расположите так, чтобы платочек находился за спилом, и подуйте на спил. Платочек колышется? Дети: Нет, не колышется.
Воспитатель: А как вы думаете, почему? (Выслушиваются версии детей). Правильно, это говорит о том, что струя воздуха не проходит, она встречает преграду, а эта преграда наш с вами спил и он не пропускает воздух, а почему?
Дети: (Выслушиваются варианты).
Воспитатель: Правильно, в нашем спиле волокна расположены близко друг к другу и не дают воздуху пройти через них.
Воспитатель: А теперь положите свои спилы на своё рабочее место и подойдите ко мне. Посмотрите, я сейчас свой спил опущу в воду, что с ним происходит?
Дети: Он плавает, не тонет.
Воспитатель: А как вы думаете, почему он не тонет?
Дети: Потому что он легкий.
Показ слайдов.
Воспитатель: Молодцы ребята, из вас получились хорошие учёные, мы провели опыты по исследованию спила дерева.
Ребята, как вы думаете, какую пользу приносит дерево человеку и как человек может использовать дерево?
Дети: Из дерева делают мебель, бумагу…
Воспитатель: Правильно, ещё из дерева изготавливают посуду, а мастера расписывают и украшают резьбой по дереву. Также делают игрушки и различные украшения. Много пользы приносит дерево человеку, поэтому мы должны охранять и беречь наши леса и природу.
А сейчас мы с вами будем, как настоящие мастера, заниматься работой по дереву. Ребята, перед вами вам знакомые спилы, кроме них на ваших столах пластилин и блюдца с зернами кукурузы. Мы с вами будем украшать наши спилы. (Воспитатель показывает образец). Посмотрите, как это делается. Сначала пластилин нужно размять. Затем мягкий пластилин я кладу между ладонями и круговыми движениями делаю шарик. Потом, когда у нас получился шарик, мы его пальчиками должны расплющить, сделать блинчик, затем наш блинчик помещаем на середину спила и размазываем пластилин по спилу, по его поверхности. А теперь буду брать по одному зернышку, и выкладывать солнышко.
(Показывает что получилось). А теперь сделайте вы.
Звучит музыка, дети выполняют работу. Воспитатель помогает детям.
-Молодцы ребята, а теперь поднимите каждый своё солнышко, чтобы оно осветило всех нас, и давайте улыбнёмся, вот так.
-Подойдите ко мне. Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня?
Что вам понравилось больше всего?
. Ну что ребята,, я надеюсь, что мы с вами ещё поработаем. До новых встреч!