НАТАЛЬЯ МОРОЗОВА
«Свойства огня». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 6
города Лебедянь Липецкой области
Воспитатель Морозова Н. В.
Лебедянь, 2013
Свойства огня
Цель:
1. С помощью экспериментов познакомить детей с некоторыми свойствами огня;
2. Развивать умение наблюдать, делать выводы;
3. Воспитывать чувство ответственности, осторожность в обращении с огнем.
4. Учить отвечать на поставленные вопросы полным предложением.
5. Расширять и активизировать словарный запас детей.
Оборудование:
Публикация «„Свойства огня“, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
1. мягкая игрушка «Лунтик»;
2. парафиновая свеча;
3. спички;
4. стеклянная банка;
5. ложка;
6. белая фарфоровая чашка.
7. бумага;
8. картон;
9. камень;
10. кусок железной проволоки.
Предварительная работа: чтение рассказов Б. Житкова и Л. Толстого о пожарах; беседа по пожарной безопасности; заучивание пословиц и разгадывание загадок об огне.
Организационный момент
- Ребята усаживайтесь поудобнее и послушайте, что я сейчас вам скажу.
Сообщение цели занятия
Воспитатель: - Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение, а вы мне скажете, о чем мы сегодня поговорим.
Нам без доброго огня, Обойтись нельзя ни дня. Он надежно дружит с нами Гонит холод, гонит мрак. Он приветливое пламя, Поднимает словно флаг. Нам огонь хороший нужен. И за то ему почет, Что ребятам греет ужин, Режет сталь и хлеб печет!
- О чем это стихотворение? - О каком огне рассказывается в стихотворении? - Скажите, огонь бывает только добрый? Может ли огонь быть опасным? - Ребята, кто из вас разводил костер? - Скажите, а вы были у костра одни или с взрослыми? - А можно разводить костер без взрослых? - Почему? - Можно оставлять костер без присмотра? - Что вы делали у горящего костра? - Вам понравилось смотреть на пламя костра? - Что вы сделали с костром перед уходом? - Зачем вы это сделали?
Основная часть
Стук в дверь, входит Лунтик.
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришел Лунтик. Здравствуй Лунтик. Лунтик, ты когда-нибудь видел огонь? Нет! А ты хочешь узнать, что такое огонь? Тогда присоединяйся к нам, мы сейчас будем исследовать огонь.
Опыт №1.
Воспитатель: - Костра в помещении мы разжигать не будем. Но посмотрите, что это у меня? (Показываю свечу).
Дети называют. - Ребята, расскажите, пожалуйста, какая она? (По цвету, высоте). - Чем я могу ее зажечь? - Сейчас я зажгу свечу, и мы с вами, словно настоящие ученые будем исследовать свойства огня. А начнем мы вот с чего. Давайте для начала выясним, как окрашено пламя?
Ответы детей.
- Ребята, обратите внимание, пламя состоит из трех частей, окрашенных по-разному. Его можно разделить на три части.
1. Внутренняя часть пламени самая светлая.
2. Средняя часть самая яркая, желто – красного цвета. Именно она и освещает все вокруг.
3. Внешняя часть самая маленькая и почти незаметная, очень трудно определить ее цвет.
Опыт №2.
- Ребята как вы думаете, все ли предметы горят? - У нас на столе есть бумага, картон, деревянная палочка, камень, кусок железной проволоки. Как вы думаете, какие из этих предметов горят? - Давайте попробуем зажечь бумагу. - Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента? - Правильно, бумага горит.
Горящую бумагу тушу в тузу с водой.
- Ребята, что случилось с горящей бумагой, в тазу с водой? - Какой вывод из этого можно сделать? - Правильно вода тушит огонь. Вот поэтому костер заливают водой, чтобы он потух.
Эксперимент повторяю с картоном, палкой, камнем, железной проволокой.
- Итак, мы выяснили, что горят не все предметы и огонь можно потушить водой.
Опыт №3.
- Как вы думаете, почему загорелись бумага и картон? - Давайте проверим, пламя свечи горячее или холодное? - Сейчас мы возьмем ложку и потрогаем ее, какая она? (холодная). - Сейчас я подержу ложку над пламенем. Потрогайте, какая она стала? (теплая, горячая). - Почему она нагрелась? (ее нагрел огонь). - Значит огонь, какой горячий или холодный? (горячий).
Опыт №4.
Воспитатель: - Я беру белую фарфоровую чашку и на несколько секунд поставлю ее донышко в среднюю часть пламени. Давайте вместе медленно сосчитаем до семи. (Показываю дно чашки).
- Посмотрите, ребята, на дне чашки образовалось черное закопченное пятнышко. Это сажа. Давайте повторим это слово.
Помогаю детям сделать вывод, что пламя в своей средней части содержит сажу.
- Как раз частички сажи и делают пламя таким ярким и красивым. Ребята именно при горении образуется сажа.
- Можете потрогать пальчиком. Сажа измажет ваши пальчики, и потом их надо будет вытереть салфеткой.
Опыт №5.
- Посмотрите что это? (банка) - Какая она? (стеклянная, прозрачная, сухая)
- А сейчас я возьму эту сухую прозрачную банку и накрою ею нашу горящую свечу. Смотрите внимательно. Скажите, что-нибудь изменилось?
Дети: - Свеча погасла. Воспитатель: - Может быть, вы догадались, почему это произошло?
Детей нужно подвести к выводу, что огню не хватило воздуха.
- Ребята, чтобы огонь горел, ему нужен воздух. Если вдруг где-то разгорается пожар, взрослые берут плотную ткань или одеяло и накидывают на огонь. Как вы думаете, для чего они это делают? (Помогаю детям прийти к выводу, что таким образом прекращается доступ воздуха к огню и поэтому пламя гаснет).
Воспитатель: - Ребята, расскажите, пожалуйста, Лунтику можно ли детям самостоятельно брать спички и разводить костер? - Скажите, папина зажигалка – это игрушка? Почему? - Ребята, и ты Лунтик, запомните, пожалуйста, что огонь может быть полезным, а может быть опасным и причинить много бед.
Итог.
Воспитатель: - Давайте вспомним, и повторим для Лунтика, что нового вы сегодня узнали, проводя опыты с огнем.
Дети: - Пламя состоит из трех частей, окрашенных по-разному. - Бумага, картон и дерева горит, а железо и камень не горит. - В средней части пламени присутствуют частички сажи. - Чтобы огонь горел, нужен воздух. - Огонь могут разжигать только взрослые. Воспитатель: - Молодцы, ребята! Лунтик, тебе будет, что рассказать своим друзьям? Ребята, а вы сможете теперь рассказать о свойствах огня своим родителям? - Обязательно это сделайте, когда придете домой.