Светлана Долгушева
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид детской деятельности : познавательно-исследовательская, игровая, коммуникационная
Образовательная область: Познание
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, социализация
Задачи:
1. Образовательная
Учить правильно отвечать на вопросы воспитателя, обогатить словарь детей
словами прозрачная, жидкая. Учить рассуждать и делать выводы. Закрепить с
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
детьми некоторые свойства воды : вода жидкая, без запаха, вкуса, цвета, бывает холодная и горячая. Познакомить с новым понятием прозрачность.
2. Развивающая
Развивать фантазию, интерес, умение правильно говорить, логическое мышление, наблюдательность.
3. Воспитательная
Воспитывать бережное отношение к воде. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Воспитывать умение работать сообща, слушать друг друга.
Предварительная работа:
Посадка лука в прозрачные стаканчики, наблюдение за растениями и животными в живом уголке, выявление их потребности в воде. Чтение потешек, загадок о воде. Опыты с замораживанием и размораживанием воды.
Материалы и оборудование:
7 стаканчиков с кипячёной водой, 7 блюдец, стаканчик с молоком, тазик с водой, 7 кусочков льда с замороженными в нем геометрическими фигурами. Дидактическая игра: «Для чего нужна вода?».
Словарная работа:
Обогатить словарь детей словами: прозрачная, жидкая, твёрдая, бесцветная.
Ход занятия:
Воспитатель: «Ребята, отгадайте пожалуйста загадку»,
На свете нет ее сильней,
На свете нет её светлей,
В руках её не удержать,
И на коне не обогнать.
Дети: Это вода.
Воспитатель: Покажите, пожалуйста, мне свои ручки. Потрогайте их. Какие они?
Дети: Они сухие.
Воспитатель: Давайте сполоснём свои руки. Руки стали какие?
Дети: Мокрые, влажные.
Воспитатель: В загадке сказано, что воду в руках не удержать. Попробуйте удержать её в руках. Получается?
Дети: Нет. Вода вытекает.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что вода жидкая.
Воспитатель: Если мы перельём воду из одного стакана в другой, то вода польётся. Если бы вода не была жидкая, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана»
Воспитатель: Стук в дверь. Посмотрите, к нам Маша пришла и что то нам принесла. (Перед детьми разнос с двумя стаканчиками, один с водой, другой с молоком.)
Маша: Принесла я два стакана,
А сама не знаю прямо,
Два стакана здесь стоят,
Где вода не говорят.
Воспитатель: Мы тебе поможем воду отличить. Давайте в стаканчики опустим игрушки.
Воспитатель: Сначала опустим игрушку в один, затем в другой. В каком из стаканчиков игрушки видны, а в каком нет?
Дети: В стаканчике с водой мы видим игрушку, в стаканчике с молоком нет Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что вода прозрачная, а молоко нет, Оно белое.
Воспитатель: Значит вода какая?
Дети: Прозрачная.
Воспитатель: Ребята, а где ещё мы можем увидеть, что вода прозрачная. Дети: В аквариуме. Нам очень хорошо видно рыбок, потому что вода прозрачная.
Маша: У меня же есть сомненья,
Что здесь вода, а не варенье.
Воспитатель: Ребята, садитесь и давайте докажем Маше, что это вода, а не варенье.
Воспитатель: Давайте попробуем воду. Какая вода на вкус?
Дети: Вода без вкуса
Воспитатель: Маша, попробуй водичку. Какая вода на вкус?
Маша: Вода не имеет вкуса.
Воспитатель: А теперь давайте попробуем варенье. Варенье на вкус какое? Дети: Сладкое.
Воспитатель: Маша, попробуй варенье.
Маша: Варенье вкусное, сладкое.
Воспитатель :Ребята, давайте понюхаем воду. Чем она пахнет?
Дети: Вода без замаха.
Воспитатель: Маша, понюхай водичку, чем она пахнет?
Маша: Вода ни чем не пахнет.
Воспитатель: А теперь давайте понюхаем варенье. Чем пахнет варенье у каждого из вас?
Дети: У нас варенье пахнет клубникой, вишней, абрикосом.
Воспитатель: Маша, чем пахнет твоё варенье?
Маша: Варенье пахнет ягодами.
Воспитатель: Значит варенье, какое?
Маша: Ароматное, запашистое, пахучее.
Воспитатель: Какой ещё бывает вода?
Дети: Вода бывает холодной и горячей. Мы моем руки тёплой водичкой и купаемся в тёплой воде, чтобы не заболеть, для этого её подогреваем.
Маша: Спасибо, молодцы теперь я знаю, что это вода.
Воспитатель: А теперь, Машенька послушай стихотворение о воде, которое расскажет Олег.
Дети: Вода без запаха, вкуса ш цвета
Всеми учёными признано это.
С любого грязнули всю грязь без следа
Смоет обычная наша вода.
Маша: Молодец, ты правильно сказал про воду. Ребята, а вы знаете, к нам ночью морозко приходил, говорил: «Сейчас подую, заколдую, заколдую!» Воду в тарелке охладил, в лёд её он превратил.
Воспитатель: Лёд мы в воду обратим и фигурки освободим. В комнате у нас тепло и мы посмотрим, что случится со льдом через некоторое время, А пока давайте поиграем. Вы будете капельки, а я тучкой. Шапочки одевайте, в круг скорей вставайте, (включаем музыку дождя)
Мы ходим друг за другом Ходим кругом.
Как только я «кап» скажу.
Так больше вас не нахожу.
(дети разбегаются и прячутся за стульчики).
Маша: Вы скажите без труда, для чего нужна вода (ходит и заглядывает за стульчики)
Дети: Выходят, берут капельки с картинками и рассматривая говорят:
Я капелька, я мою, умываю, купаться помогаю.
Я капелька, я стираю, мою посуду, убираюсь.
Я капелька, я нужна для приготовленш1 еды и питья,
Я капелька, я нужна рыбкам.
Я капелька, я нужна животным.
Я капелька, я нужна птицам;
Я капелька, я поливаю растения.
У растений есть специальные корешки которые пьют воду. Воспитатель: Вот ребята,
Вырос лучок, у нас посмотрите Утром поднял он свои ростки
Всем лепесткам красоту и питание Дружно дают под землёй корешки.
(предложить рассмотреть их в баночке)
Воспитатель: Мы с вами посадили лучок, сначала появились корешки, которые пили воду из баночки. Затем появились первые перышки, которые мы используем в пищу. Ребята, а чем полезен нам лучок?
Дети: Это витамины. Если мы будем, есть лук мы не будем болеть. Воспитатель: Да, ребята вода нужна всем и рыбам и растениям и животным, живущим на земле.
Маша: А я тоже слыхала о воде.
Говорят она везде
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает.
На плите она кипит.
Без неё нам, не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды мне не прожить
Воспитатель: Правильно Маша, Вода нужна всем. Мы каждый день пользуемся водой. Ребята, как надо относиться к воде?
Дети: Бережно. Плотно закрывать кран. Следить, чтобы из крана не текла вода.
Маша: Бережливым будь с водой Шевельни-ка ты рукой
И как только воду взял Хорошенько кран закрой.
Воспитатель: Посмотрите. Я нарисовала плакат памятку. Он будет нам напоминать, что воду надо беречь и экономить. Мы повесим его в умывальной комнате. А теперь давайте посмотрим, что произошло с нашими льдинками. Дети: Льдинки растаяли.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что в группе тепло.
Воспитатель: Лёд растаял,
На тарелочках фигурки оставил Вы с ними поиграйте И про воду, не забывайте.
Воспитатель: Какие фигурки заколдовал Морозко?
Дети: Квадрат, треугольник, круг.
Маша: Какие вы молодцы, спасибо вам за помощь. Я много узнала о воде. И воду я теперь ни с чем не перепутаю.