Папки-передвижки

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

надежда сурина
Сюжетно-ролевая игра как культурная практика в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, занимающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский.

1сл. «Сюжетно-ролевая игра, как культурная практика в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

2,3сл. Цели и задачи:

• создание условий для организации сюжетно-ролевой игры с детьми, как культурной практики;

• формирование у детей навыков совместной игры;

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как культурная практика в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах

• подбор и изучение методической литературы по проблеме развития сюжетно-ролевой игры как культурной практики в дошкольном возрасте;

• изготовление атрибутов для организации сюжетно-ролевой игры;

• обеспечение педагогического руководства сюжетно-ролевой игры с учётом интересов и потребностей детей ХХI века.

Особое значение в формировании нового человека имеет комплексный подход к воспитанию, в осуществлении которого важная роль отводится созданию условий для всестороннего развития личности, её многогранной творческой деятельности, которая выступает в виде культурной игровой практики.

4сл. Культурные практики — это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослыми или самим ребенком, приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных ситуациях, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми и сверстниками. Это освоение позитивного жизненного опыта, сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, а также негативного опыта, недовольства, обиды, ревности, протеста и грубости.

5,6сл. К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками, относится сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Играя, дошкольники развивают воображение, творчество, смекалку. Моделируя различные ситуации, они изучают окружающий мир, взаимоотношение между людьми.

Современный дошкольник стремится отражать в сюжетно-ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живёт и в которой развивается. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх. А это означает, что тематика сюжетно-ролевых игр должна меняться с изменением социума.

Учитывая требование и тенденции современного общества, мы решили создать условия для организации сюжетно-ролевых игр, которые помогают детям знакомиться и ориентироваться в профессиях взрослых.

Сюжетно-ролевую игру как культурную практику мы организуем во второй половине дня. Для руководства играми используем прямые и косвенные приемы. При прямом руководстве главную роль принимаем на себя, при косвенном осуществлении руководство без непосредственного вмешательство в игру, создавая игровую обстановку еще до начала игры (т. е. создаем воображаемую ситуацию, планируем ход игры и распределяем роли).

Каждая игра оборудована большим количеством атрибутов, максимально приближенных к реальным с учетом гендерной принадлежности.

Вашему вниманию предлагаем игры нового поколения:

7,8сл.

1. Сюжетно-ролевая игра «Телевидение»

Цель и задачи:

• совершенствовать коммуникативные способности, расширить словарный запас детей;

• знакомить детей с профессиями людей, работающих на телевидение;

• развивать фантазию и воображение, диалогическую и монологическую речь;

• побуждать детей самостоятельно распределять роли;

• воспитывать навыки культуры поведения, дружеские взаимоотношения в коллективной игре.

Предварительная работа:

• беседы с детьми о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей;

• чтение художественной литературы;

• рассматривание иллюстрации;

• дидактические игры.

Развивающая предметно-игровая среда:

• видеокамера;

• ноутбук;

• микрофоны;

• наушники;

«хлопушка»;

• костюмы для театральной деятельности;

• сценарии постановок;

• телевизор.

Игры-спутники:

• телепередачи на разные темы;

• реклама;

• прогноз погоды;

• интервью.

9,10,11 сл.

2. Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Цель и задачи:

• развивать умение понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого, умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, отстаивать свое мнение, умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях, умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;

• расширить представление о труде работников кафе;

• учить соблюдать правила поведения в общественных местах;

• учить подбирать атрибуты для игры;

• совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом;

• стимулировать творческую активность детей в игре.

Предварительная работа:

• беседы «Что такое кафе?», «Кто работает в кафе?», «Что такое меню?», «Как вести себя в кафе?»;

• рассматривание иллюстрации на тему профессии;

• дидактические игры;

• наблюдение за работой помощника воспитателя;

• составление рассказов из личного опыта на тему «Посещение кафе»

Развивающая предметно-игровая среда:

• таблички с надписями «Приятного аппетита»;

• униформа для официантов (фартуки и головные уборы);

• скатерть;

• разносы;

• папки-меню с картинками;

• муляжи продуктов;

• кухонная посуда;

• салфетки;

• бланк заказов для официанта;

• муляжи денег.

Игры-спутники:

• проведение праздника;

• приглашение ведущих и оформителей праздника.

12,13,14сл.

3. Сюжетно-ролевая игра «Ателье мод»

Цель и задачи:

• расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения;

• развивать умение применять в игре знания о способах измерения;

• развивать умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, умение оказывать помощь, умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;

• расширять знания детей о труде работников ателье, слаженности в их работе, помощниках машинах;

• упражнять в умении различать и правильно называть детали одежды;

• закреплять представления о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов одежды.

Предварительная работа:

• беседы «Ателье мод», «Что из какой ткани можно сшить», «О труде взрослых в ателье»;

• рассматривание иллюстрации на тему профессии, каталогов и журналов с модной одеждой;

• рисование эскизов одежды, раскрашивание, придумывание узоров одежды, элементов декора из различных материалов;

• выполнение аппликации «Кукла в красивом платье»;

• ручной труд «Пришей пуговицу»;

• дидактические игры;

• создание «Коллекции пуговиц», «Коллекции тканей» и т. д;

• чтение литературных произведений.

Развивающая предметно-игровая среда:

• ножницы, метр, мелки;

образцы лент, пуговиц, тканей, молний и ниток;

• журналы мод и каталоги;

• лекало и выкройки;

• гладильная доска, утюг;

• униформа;

• кукольные манекены для одежды;

• бланки заказов и квитанции;

• таблицы размеров.

Игры-спутники:

• пошив одежды;

• показ мод;

• заказ обедов из кафе.

15,16,17сл.

4. Сюжетно-ролевая игра «ГИБДД»

Цель и задачи:

• развивать умение получать необходимую информацию в общении, выслушать другого человека, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;

• закрепить знание детей о правилах дорожного движения. Уточнить понятия: дорога, тротуар, проезжая часть, их назначение. Расширять у детей представления о труде работников ГИБДД;

• учить соблюдать правила поведения в общественных местах;

• совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом;

• стимулировать творческую активность детей в игре.

Предварительная работа:

• беседы;

• рассматривание иллюстраций о правилах дорожного движения;

• дидактические и настольно-печатные игры;

• чтение художественной литературы;

• составление рассказа из личного опыта «Как я перехожу улицу».

Развивающая предметно-игровая среда:

• дорожные знаки, светофор;

• униформа сотрудников ГИБДД;

• машина ГИБДД и «зебра»;

• права с фотографиями наших воспитанников, рации, жезл, наручники;

• маски с различными видами автотранспорта.

Игры-спутники:

• установка дорожных знаков;

• соблюдение правил дорожного движения;

• происшествия на дорогах.

18сл. Таким образом организованные нами современные сюжетно-ролевые игры сыграли большую роль в развитии наших воспитанников.

Необходимо помнить, что сюжетно-ролевая игра является неотъемлемой частью дошкольного детства. Ролевые игры развивают речь, внимание, память, мышление, воображение, учат детей делать выбор, проявлять инициативу. Это интересная и важная деятельность помогает детям научиться ориентироваться в сложном, быстро меняющемся мире. Взаимодействовать с окружающими людьми, жить в социуме, что и требует сейчас ФГОС дошкольного образования.

На основе проявленного интереса детей к этим сюжетно-ролевым играм мы поставили для себя цель в дальнейшем пополнять игры новыми атрибутами и создать новые сюжетно-ролевые игры с учетом возрастных особенностей и современных тенденций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Е. И. Попова, А. Ф. Кондрашина, С. С. Сунцова «Сюжетно – ролевые игры ХХI века для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста 5-7 лет».

2. А. М. Вербенец, О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева «Планирование образовательного процесса дошкольной организации : современные подходы и технология»

3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др.

4. Е. И. Щербакова «Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре»

5. Интернет ресурсы

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Для начала – легкая разминка! 1. Что означает аббревиатура ФГОС ДО? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Использование игровых наборов Фрёбеля при реализации ФГОС дошкольного образованияИспользование игровых наборов Фрёбеля при реализации ФГОС дошкольного образования Игровые наборы Фрёбеля серии "Сказочный мир" - это специально подобранные комплекты из элементов "даров" Фрёбеля с современными авторскими.

Культурная практика в форме постановки спектакля «Муха-Цокотуха»Культурная практика в форме постановки спектакля «Муха-Цокотуха» Содержание развивающей предметно-пространственной среды: 1. Сказки К. И. Чуковского. 2. Атрибуты для ряжения. 3. Маски – символы для героев.

Оригами как технология успешной реализации требований ФГОС дошкольного образования Оригами сегодня – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры,.

Пластилинография как культурная практика в работе с детьми дошкольного возраста Слайд 1. Пластилинография, как культурная практика в работе с детьми дошкольного возраста. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как культурная практика в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 5 мая 2024 в 08:06
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра как культурная практика в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем надежда сурина (УИ 360461) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД