Конспект занятия «Тайны бабушкиного сундучка. Костюм Воронежской области»

Мария Мальцева
Конспект занятия «Тайны бабушкиного сундучка. Костюм Воронежской области»

Программное содержание:

- развитие свободного общения со сверстниками и взрослым,

- воспитание культуры общения,

- формирование понятия осторожного и осмотрительного отношения к предметам старины,

- закрепление знаний о поведении в общественных местах (музеях, теат-рах).

- знакомство дошкольников с историей возникновения русского костюма (костюма Воронежской области).

- развитие умения последовательного одеяния костюма,

- знакомство с разнообразием костюма Воронежской губернии XIX- XX веков, как неотъемлемой частью танцевального искусства (бытового и праздничного костюма, девичьего и женского, зимнего и летнего)

- формирование художественно-творческой активности и познава-тельного интереса к костюму Воронежской области,

- формирование нравственных и патриотических чувств при соприкосно-вении с культурным наследием родного края,

- развивать этические и эстетические нормы при соприкосновении с насле-дием малой Родины.

Материал:

Демонстрационный:

- видеоролик «Народный, нарядный, обрядовый»;

- книга С. Т. Толкачева «Народный костюм Воронежской губернии»;

- презентация «Путешествие по Воронежскому краю»,

- уменьшенная копия Воронежского костюма,

- волшебный сундучок.

Наглядный:

- дидактическая игра «Наряди куклу».

Ход занятия.

I часть: Сюрпризная. Знакомство с книгой Светланы Толкачевой «Народный костюм Воронежской губернии».

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Посмотрите, что у меня в руках. Да, правильно это сундучок. А как вы думаете для чего он предназначает-ся

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: В такие сундуки, только гораздо большего размера наши прабабушки и прадедушки складывали свою одежду, какие-то цен-ные вещи. А давайте посмотрим, что же лежит в нашем сундучке? (ДА) А в нашем сундучке лежит какая-то книга. Давайте посмотрим?

Из сундучка воспитатель достает имитацию книги С. Толкачевой и показывает детям.

Воспитатель: Ребята, а хотите, чтобы книга стала большой, и мы с вами ее посмотрели?

Дети: да.

Воспитатель: Тогда закрывайте глаза и считайте до 5.

Дети: Раз, два, три…

Воспитатель достает оригинальную книгу и показывает детям.

Воспитатель: Сегодня мне хотелось бы познакомить вас традицион-ным костюмом Воронежской области, рассказать вам о его разновидно-стях и предназначении! А посмотрев эту книгу мы узнаем много нового и интересного.

Вниманию детей предлагается книга С. Толкачевой «Народный ко-стюм Воронежской губернии», в которой собраны фотографии одежды людей, проживавших на Воронежской земле во времена XIX – XX веков и дано полное описание правил ношения костюма и всех его составных ча-стей.

Воспитатель: Дети, вам понравилась эта книга? Что вы в ней увиде-ли?

Дети: (ответы детей)

II часть: Составляющие Воронежского костюма.

Воспитатель: А сейчас усаживайтесь по удобнее и посмотрите на экран. Я вам расскажу в подробностях о том, как одевались наши предки, ваши прабабушки и прадедушки. Все внимание на экран.

В основной части занятия детям дается точная информация о всех составляющих Воронежского мужского и женского костюма. (Рассказ педагога сопровождается демонстрацией презентации)

Воспитатель: Народный костюм – традиционный комплекс одеж-ды, характерный для определенной местности. Отличается особенностями кроя, фактуры и колорита ткани, характера декора, а также составом ко-стюма и способом ношения различных его частей.

Мужской костюм состоял из рубахи – косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Руба-ху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывались ремнем или длинным шерстяным кушаком. Верхней одеждой служил зи-пун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы, зимой – овчинные нагольные шубы. Мужская обувь – сапоги или лапти с онучами и оборами.

Женский костюм в северных и южных областях различался отдель-ными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, а в южном – поневы. Основ-ными частями женского народного костюма были рубаха, передник или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан. Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. В Воронежском крае для пошива рубахи использовали чаще всего конопляный холст, изготавливаемый из разных сортов пряжи. Самой декоративной и богато украшенной частью женского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышив-кой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узор-ными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины. Различаются два вида передников: передники, укрепленные на плечах и передники, повязанные на талии. Юбка, понева – исключительно женская одежда, а вот передник носили ровно мужчины и женщины, ибо назначение его – предохранять от загрязнений при всякого рода заботах: в кузнеце, на мельнице, у плиты.

В нашем, Воронежском костюме более широко применялась понева – поясная одежда из шерстяной ткани, иногда на холщевой подкладке. Ткань, используемая для поневы, чаще всего темно-синяя, черная, красная, с клетчатым или полосатым узором. Будничные поневы отделывались скромной шерстяной домотканой тесьмой по низу. Праздничные поневы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой, вставками из кумача, крашенины, мишурным кружевом. Широкая горизонтальная полоса по-дола сочеталась с прошвами, вертикальными цветными вставками. Коло-ристическое решение понев было особенно ярким и красочным благодаря их темному фону.

Одежда отражала семейные и возрастные отличия. В Воронежской губернии, как и во многих других, дети до 15 лет носили только длинную подпоясанную рубаху. Одежда пожилых людей почти не украшалась и отличалась не яркими тонами. Самой нарядной была одежда замужних женщин до рождения первого ребенка. Очень стойко сохранялась разница между женским и девичьим костюмами. В тех районах, где женщины носи-ли поневу, девушки ходили в сарафанах или юбках. Там, где бел распро-странен сарафанный комплекс, девушки и женщины различались голов-ными уборами. В народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девушки оставлять непокрытыми. Этим обычаем обусловлена форма женского го-ловного убора в виде закрытой шапочки, девичьего – в виде обруча или повязки. В Воронежской области носили платки, «кищонки», «кокошни-ки», «кички», сороки».

Из ювелирных украшений применялись жемчужные, бисерные, ян-тарные ожерелья, подвески, бусы, серьги. Долгое время они играли роль оберега, и были разнообразны по виду исполнения и материалу. В Воро-нежском женском народном костюме большое распространение получили височные украшения. Прямоугольной формы – «наушники», в виде шари-ков из гусиного пуха – «пушки».

Неотъемлемой частью традиционного костюма был пояс, который выполнял разнообразные функции. Пояс служил для укрепления поясной одежды и облегчал нагрузку на плечи, на нем носили необходимые пред-меты – нож, топор, кисет, гребень, ключи. Концы поясов украшали кистя-ми из разной шерсти, медными колечками, розетками из шерсти и бисера, разноцветными помпонами. Их называли «кушаки».

Женской обувью служили женские полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и обора-ми. Обувь изготовлялась из кожи, конопляных веревок, шерсти (валенки). Мужской обувью считались сапоги, шили их из кожи с широким голени-щем и каблуком. Сапоги также считались и женской обувью.

Для изготовления верхней одежды использовали домотканое сукно, мех, холст, ткани фабричного производства. «Шушпан» из белого сукна, «балахон», «чекмень», «тулуп» из сукна домашнего изготовления, меха. Их надевали поверх одежды для утепления или защиты от непогоды. В зимнее время носили тулупы, сшитые из овечьих шкур, окрашенных в ко-ричневый, черный или охристый цвет. Для отделки использовали шнур, тесьму, машинную вышивку, блестки.

Костюм Воронежской губернии был очень разнообразным. В тече-нии столетий русские крестьяне шлифовали свой костюм, согласовывали элементы, отметая все случайное, сохраняя самое понятное, дорогое лю-дям, вкладывая при этом в костюм свое представление о красоте. главным всегда оставался сам человек, для которого костюм создавался, постоянно сочетая в костюме красоту и пользу.

III часть: Игровая-плясовая.

Воспитатель: Дети, а как вы думаете если у людей была празднич-ная одежда и повседневная, то как они ее использовали?

Дети: (ответы детей) (В праздничной они ходили на праздники и гу-лянья, а в повседневной на огород и в поле)

Воспитатель: Правильно ребята, повседневная одежда служила лю-дям каждый день, а праздничную одевали только по праздникам! А как вы думаете, что на праздниках люди делали?

Дети: (ответы детей) (Гуляли, танцевали, играли)

Воспитатель: Я вам то же предлагаю сегодня поиграть в старинную русскую игру «Звонарь. Но чтобы начать играть нам надо выбрать веду-щего. Кто знает считалочки?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: А я предлагаю вашему вниманию вот такую считалоч-ку:

Тара-бара,

Домой пора –

Ребят кормить,

Телят поить,

Коров доить,

Тебе водить!

Воспиатель: А теперь давайте поиграем В русскую народную игру «Звонарь»

Игра «Звонарь»

Цель: сплочение детского коллектива, снятие напряжения.

Задачи: знакомство с русскими народными играми, русским фольклором.

Ход игры:

Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по кру-гу и приговаривает:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех, по-ка сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – то становится водящим.

Воспитатель: Ну а теперь ребята я приглашаю вас к столу. Посмот-рите, в нашем сундучке что-то еще лежит. Это кукла. А как вы думаете во что она одета?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: А давайте мы с вами тоже нарядим кукол? А заодно и проверим как вы запомнили, во что одевались наши предки.

(Воспитатель на стол кладет бумажные куклы и наборы кукольной бумажной одежды).

Воспитатель: Ваша задача нарядить кукол в традиционный костюм Воронежской губернии. Но что бы сделать это правильно, посмотрите не-большой фильм, который называется «Народный, нарядный обрядовый» о выставке, проходившей в Воронеже в Краеведческом музее и которую мне посчастливилось посетить. И мне бы очень хотелось, чтобы вы тоже ее увидели. Внимание на экран.

Для закрепления прослушанного материала, детям предлагается просмотреть видеоролик о проходившей в Воронеже, в музее имени Крам-ского выставке, которая так и называлась «Народный, нарядный, обря-довый». На этой выставке были представлены костюмы Воронежской области XIX – XX веков, которые сохранились до наших дней в своем пер-вобытном исполнении.

Д/И «Наряди куклу».

Цель: развитие детского творчества.

Задачи:

- закрепление полученных знаний о составляющих Воронежского костю-ма,

- формирование гендерной, семейной принадлежности, нравственной ос-новы патриотических чувств.

- приобщение к изобразительному искусству.

(Во время игры звучит музыка Воронежской области).

Описание игры: Предложить вниманию детей кукол, изготовленных из бумаги. 1- из предложенных костюмов выбрать русский народный ко-стюм,

2 - одеть кукол, соблюдая стилистические особенности костюма Воронеж-ской области.

IVчасть: Сюрпризная.

Воспитатель: Ребята, а вам понравились куколки? (ДА) А вы хотели бы увидеть настоящий костюм и потрогать его? (ДА) А давайте нашу ма-ленькую куколку превратим в большую, настоящую. Закрывайте глаза и считайте до 5. Наш волшебный сундучок все за нас сделает!

Пока дети считают, из укромного места выходить девочка, одетая в костюм Воронежской губернии и читает стихи о Воронеже.

В краю перепелином.

Воронежская область,

Михайловский район.

И в хутор мой

Приходит почтальон.

Здесь рядом Кантемировка

И Россошь то же здесь.

Они-то уже точно

На картах наших есть.

Тут хаты в белых платьях

Под зеленью садов.

Всегда, когда их вижу,

Растрогаться готов.

У окон ставни черны,

Как у невест ресницы.

Ну до того задорные,

Что вам и не присниться.

А клены обнимают

Соломенный убор,

Усадьбу окружает

Плетень, а не забор.

Журавль скрипит старинный,

Завет на водопой.

Напоит шее длинной

Водою ключевой.

В краю перепелином,

Где воздух пахнет хлебом

Раскидистом, орлином

Я любовался небом.

Воспитатель: Ну вот и все наше занятие подошло к концу. Я наде-юсь оно вам понравилось, и вы много узнали об истории костюма наших прабабушек и прадедушек. Наш волшебный сундучок закрывается, теперь он будет хранить и ваши секреты.

Прикреплённые файлы:

kostyum-voronezhskoi-oblasti_m91mp.ppt | 12593,5 Кб | Скачан: 8
 
Публикации по теме:

Конспект занятия «Игрушки из сундучка» для детей младшего и среднего дошкольного возраста Для младшего и среднего дошкольного возраста. Цель: приобщить детей и взрослых к совместной игре в театр, развивать потребность в самовыражении,.

Народный мастер Воронежской области-Дина Михайловна Бычкова Воронежская земля издавна славилась своими мастерами. Уже в середине 19 века в разных селах и городах нашей губернии сложились народные.

Фотоотчет «Секреты бабушкиного сундучка»Фотоотчет «Секреты бабушкиного сундучка» ень пожилого человека мы отметили выставкой:"СЕКРЕТЫ БАБУШКИНОГО СУНДУЧКА" Начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей.

Проект дня «Секреты бабушкиного сундучка» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №3 «Солнышко» ПРОЕКТ дня «Секреты бабушкиного сундучка» Разработанный, в.

Конспект итогового занятия «В Поисках волшебного сундучка» в средней группе Конспект итогового занятия на тему «В Поисках волшебного сундучка» в средней группе «Ягодка»Цель: - Закрепить представления детей о весне,.

Конспект занятия «Куколки из сундучка» Конспект совместной интегрированной деятельности Педагога с детьми по ознакомлению детей с целостной картинкой мира и художественного творчества.

Мастер-класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию «Секреты бабушкиного сундучка. Лоскутная техника» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский Сад №26 Проект мастер – класса по теме: По нравственно-патриотическому.

Конспект ОД «Секреты бабушкиного сундучка» ]Методические разработки 1. Хорошавина Людмила Сергеевна 2. Доминирующая образовательная область: Социально-коммуникативное развитие 3.

Проект «Секреты бабушкиного сундучка» Актуальность проблемы «Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим».

Мероприятие для повышения эффективности этнокультурного воспитания детей «Русский народный костюм Белгородской области» Цель: повысить эффективность этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с русским народным костюмом.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект занятия «Тайны бабушкиного сундучка. Костюм Воронежской области»
Опубликовано: 5 марта 2018 в 15:28
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. День «Сказки о рыбаке и рыбке» на МААМ

Пушкинская «Сказки о рыбаке и рыбке», напечатанная 184 года назад в журнале «Библиотека для чтения», – бесспорный шедевр. Недаром эту незатейливую поучительную историю хорошо знают все – и стар, и млад. А...

24 июля. День флориста в России

Когда-то владение искусством цветосложения и знание языка цветов считалось для дамы признаком хорошего воспитания. Сегодня создание цветочных композиций перешло в разряд профессиональных умений. В 2009...

Фотоотчет «Летняя школа — это маленькая жизнь!»
В 2019 г. прошел 3-й Всероссийский конкурс им. Л. С. Выготского, который Рыбаков Фонд проводит для поддержки педагогов дошкольного образования и студентов,...
Лэпбук «Летние забавы»
Лепбук «Лето» Сколько солнца! Сколько света! Сколько зелени кругом! Что же это? Это ЛЕТО Наконец спешит к нам в дом. Певчих птиц разноголосье! Свежий...
Развивающая предметно-пространственная среда. Уголок ОБЖ «Островок безопасности»
На протяжении своего развития человечество постоянно сталкивалось с проблемой обеспечения безопасности. Благодаря процессу, изменившему мир, выросло...